№44 (728) от 31 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Кирпичников
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ РОССИИ
Как-то во время встречи с учеными-историками Президент РФ В.В.Путин спросил их о национальной идее. Ответ был отрицательным: "никто этого не знает, и мы этого не знаем". Говорят и пишут о национальной идее немало. Но как-то на периферии общественного сознания, общепринятой трактовки этого понятия как не было, так и нет. Например, Григорий Явлинский выдвинул свою триаду: "свобода, справедливость, уважение". Лидер партии "Патриоты России" Геннадий Семигин заявил такую идею "Справедливость для всех, счастье для каждого" (уравнительно утопический смысл этих слов очевиден). В чем дело?
Надо понимать, что национальная идея, как и национальный характер, кристаллизировалась веками. Она многогранна, сложна, изменчива, ее невозможно наметить и обосновать без учета всей истории народа и государства.
Геополитическое положение Руси-России между Западом и Востоком, многоэтничный состав государства (в его сложении в IX-X вв. приняли участие 22 племени и этнических образований), необозримые размеры территории, открытость и доступность по отношению к соседям, веротерпимость, межплеменная уживаемость, предприимчивость и гостеприимство — все это обусловило особую широту, природную щедрость и отзывчивость народа.
Уязвимость Руси-России, знавшей победы и поражения, а порой и ужасающие катастрофы со стороны восточных и западных соседей, тяжелые испытания от внешних и внутренних неурядиц, готовность населения к самопожертвованию, массовый героизм в периоды войн и нашествий, жертвенность и удивительное терпение, — все сказалось на формировании качеств народа, закаленного в борьбе и лишениях. Сочетание этих подчас противоречивых качеств, привело к тому, что русские, случалось, мирились с социальными и политическими экспериментами, даже если последние осуществлялись методами террора и насилия.
Особенно показателен в этом отношении ХХ век, большая часть которого пришлась на период советской власти. Две мировых и одна гражданская войны, голод, террор, насильственное искоренение церковной веры и массовое истребление людей унесли десятки миллионов жизней. По валу смертей, уничтожению и захватам имущества военное время совместилось с мирным. Надо только удивляться, как все это вынес, как выстоял и не потерял творческой силы народ. Спасшиеся и уцелевшие могут благодарить судьбу и слепой случай. На смену мессианскому порыву народа к "всечеловеческому единению и братской любви" (слова Ф.М.Достоевского) пришел "пролетарский интернационализм" с его установкой на классовую борьбу и ненависть одной части общества к другой. В официальной пропаганде не жалели добрых слов, но на деле насаждались нетерпимость к инакомыслящим, подозрительность, тотальная слежка, доносительство, лицемерие, жестокость. "Железный занавес" изолировал страну от мира. Живи Ф. Достоевский в середине XX в., он со своей "всечеловечностью" был бы объявлен "безродным космополитом".
После разрушения командно-коммунистической системы Россию вместо "Экономического чуда" неожиданно поглотил новый, глубокий хозяйственный и общественный кризис, не преодоленный и поныне. Страна распалась, поделилось даже ее славянское ядро. Современную российскую действительность характеризуют "как безумный мир, где отсутствует нравственность, где господствуют волчьи законы, где ложь и обман стали нормой поведения".
Можно ли противостоять разгулу преступности, всеобщему обнищанию и вымиранию народа? Конечно, многое здесь зависит от изменения общей обстановки. Не менее важна нравственная сторона дела. Как справедливо высказал в одном из своих посланий патриарх Алексий II, "лишь духовное возрождение народа, лишь его возврат к богоданным нравственным ценностям воистину принесет нам благоденствие, процветание и согласие". Особое значение приобретают воспитание, просвещение, культура. Именно культура, по словам Д.С.Лихачева, "должна стать средой, преодолевающей теневые стороны русского национального характера, прежде всего, его склонность к крайностям, легковерие, надежду на "авось" и связанную с этим безответственность".
"Природа вложила в русского человека, — писал А.П.Чехов, — необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но все это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтание".
"Русский человек, — пишет Валентин Распутин, — не умеет беречь себя... не умеет ценить себя. В его спешке в том, что хватается за самое тяжелое, выбирает самое опасное, в неупорядоченной жизни, есть какая-то жертвенная струна, звучащая постоянно". Далее писатель замечает, что мы, "занимая большие площади в Европе и Азии, не Европа и не Азия. Вторая особенность — раздвоенность психическая, между святостью и стихией, между небом и землей. Третья: мы не рождены для материального порядка вещей, но не утвердили духовный".
Едва ли не впервые в отчетливом виде национальная идея "Москва — Третий Рим" была сформулирована в конце XV в. Она воплощала преемственность власти и веры, как бы по высшему предназначению унаследованных Россией от Византийской империи. Эта идея помогла укреплению престижа Московского государства.
Уже в новое время при Александре I разработкой новой государственной идеи занималась группа реформаторов, но только при Николае I в 1833 г., она была окончательно постулирована тогдашним министром Народного просвещения графом С.С.Уваровым в известных словах "православие, самодержавие, народность". Не вдаваясь в оценку этой идеи, следует отметить, что для своего времени она сыграла положительную, цементирующую общественную роль.
В наше время также предпринимались пока не увенчавшиеся успехом попытки выразить современную событиям формулировку идеи. Дальше намерений и некоторых предложений дело не сдвинулось. При этом Д.С.Лихачевым высказывалась даже мысль о том, что идея — "страшная глупость", ибо она "быстро станет национальной идеологией, а потом нацизмом". Действительно, если идея основывается только на местных воззрениях и закрепляет этническую исключительность, она из общенациональной превращается в националистическую. Напротив, чем более национальной идеи присущи всесословные интернациональные черты, тем более она становится общеприемлемой, а в нашем случае общероссийской.
Думается, нашему обществу именно в нынешнее, кризисное и нестабильное время необходима такая идея, которая бы объединяла народ, была бы общенациональной и общечеловеческой. Она была бы призвана укрепить союз власти и общества, сплотив их общей верой, общим делом. Такая идея была бы конструктивна, не лозунг на злобу дня, конечно, не призывает бороться с коррупцией или вовремя платить зарплату и вносить налоги. Национальная идея, с чем многие, возможно, согласятся, должна отличаться вседуховностью, вниманием к человеку, межконфессиональностью, определенной долговечностью и привлекательностью, быть открытой, прозрачной, лаконичной и доступной для понимания, учитывать многоэтничность страны и отечественные исторические традиции.
Национальная идея в определенной мере программирует поведение общества не только сегодня, но и завтра. Она обращена к каждому члену общества. Подобная идея должна отражать стремление человека к миру, добру и любви; она чужда ненависти и насилию. Такая формулировка призвана обобщить исторический опыт страны. Она будет жизненной, если сконцентрирует в себе наиболее значимые морально-нравственные общественные и государственные явления. Конечно, сама идея, если она будет принята, не избавит от трудностей жизни, но психологически поможет их преодолению. А.И.Солженицын справедливо говорил, что у нас не может быть другой национальной идеи, кроме народосбережения.
Более чем 1000 лет русская православная церковь укрепляла людей на молитву, труд, подвиг, способствовала их нравственному просвещению и самоусовершенствованию. Искоренение церкви, развернувшееся в XX столетии, ее сильно ослабило, но не уничтожило. Ныне переживаем трудный период восстановления православной веры, равно как и других конфессий. К этому относятся по-разному, но с растущим пониманием. Разумеем веру, не как слепое и фанатичное поклонение Творцу, а как провидение, как комплекс христианской морали, без которой человек чаще всего опустошен и бездуховен. Существует ли высшее предназначениие в делах и сущности людей, каждый должен решать сам.
Как бы ни относились к религии, следует признать божественную суть человеческой личности. Не случайно в одном из византийских заупокойных тропарей сказано: "возведи меня, Господи, в подобие Тебе, дабы возобнавлялся во мне древний образ Твоей красоты". Проповедь христианской морали несет людям любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.
В итоге всего сказанного, национальная идея России, как вариант, может быть выражена в следующих словах: "ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, БОГ, ОТЕЧЕСТВО". Называем, если так можно выразиться, титульные категории понятий-претендентов. Здесь важны личностные и общественные приоритеты, в которых сконцентрированы такие великие и вечные ценнтости, как жизнь человека, духовность и нравственность (вовсе не слепая фанатичная вера), малая и большая Родина. Эти приоритеты предложены в порядке обсуждения. Суждения политиков, историков, философов, деятелей культуры и церкви, всех желающих, если их привлечь к столь сложному и ответственному выбору понятий идеи, приблизят нас к истине, точнее сказать, всеохватывающей, общеприемлимой формуле. Ведь речь идет о высших моральных, духовных, человеческих и, в то же время, государственных ценностях России, которые укрепят общество в его силах и возможностях и помогут его продвижению в стабильное будущее. И верно сказал философ И.А.Ильин: "нечего бороться за восстановление России без совести, без веры".
1.0x