Авторский блог Редакция Завтра 03:00 23 октября 2007

ТАК!

№43 (727) от 24 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Тит
ТАК!

Часть жизни я провел в стенах старинного особняка Союза писателей России, что на Комсомольском проспекте. Застал потрепанные остатки МОСХа, отголоски шумной артели Союза художников. Вечерами наведывался в закуренные чертоги кафе Домжура. Частенько обедал в "Балалайке" — заведении при Доме композитора.
Содружества актеров и архитекторов знал смутно, но всегда размышлял на тему творческих союзов. Нужны ли они сейчас? Какие функции должны выполнять?
Конечно, сталинские Союзы — это нечто особенное. Это великие инкубаторы, реторты, где творилась химическая свадьба художника и государства. Система творческих союзов в советской империи — уникальный пример государственного меценатства и государственного патроната в самом прямом, жестком и жестоком смысле. Писатель в СССР — это член Союза писателей. Художник — член Союза художников. И так далее…
Если ты, достигнув высот в творчестве, оставался вне корпорации, вне коллективных обязательств и вне предоставляемых благ — это означало, что ты нелоялен. Вступление-принятие в творческий союз — это пакт о ненападении, заключенный между творцом и всесильным государством.
Sed alia tempora. СССР рухнул. На его месте зародилась какая-то дикая непонятная жизнь. Часть творческих работников вымерла в результате реформ. Союзы обмелели и стали удобной вывеской-крышей для небольших групп бюрократов. Всю огромную богатейшую инфраструктуру творческих союзов, включающую Дома творчества, пансионаты, рестораны, пляжи, поликлиники и библиотеки, — всю эту роскошь, естественно, разворовали и "прихватизировали" какие-то мутные администраторы. А писатели, художники, композиторы остались — мягко говоря — ни с чем…
Один немолодой живописец как-то полушутя наставлял меня: "Эх, брат. Мы-то свое уж получили сполна от советской власти. На пленэрах по три месяца отдыхали. Творили в свое удовольствие. Был, конечно, государственный оброк — ну, в колхоз какой-нибудь съездить, доярок порисовать с натуры. А так: делай что хочешь… А какие у нас санатории и пансионаты были — загляденье! Вам-то придется прорываться, как бронетранспортеры, через этот рынок фашистский — будь он неладен! Через полное равнодушие к вам со стороны государства и со стороны наших же сограждан, которым никакого высокого, понимаешь, искусства и даром не надо!"
В словах моего приятеля есть много горькой правды. И если государству — которое только-только само проклевывается из-под либерального мусора — не до художников, то они должны сами о себе позаботиться. И не в том смысле, что каждый за себя. Не по отдельности!
Да, художник может позволить себе многое. Быть одиночкой, мизантропом, аутистом, психопатом и т.д. Но необходимость в себе подобных заложена в природу любого человека.
Известно, люди искусства объединены в группы, неформальные сообщества, среды. Среда — живой организм, сцена, где кипят порой нешуточные страсти. Каждый друг друга знает, хотя не всегда понимает и принимает.

"За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты — и каждый встречал
Другого надменной улыбкой…"

Эти компании, среды, сообщества драгоценны сами по себе. Сегодня необходимо их объединять и регистрировать. России нужны новые творческие союзы, построенные по принципу профсоюза.
"Профессиональный союз, по законодательству РФ, добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов".
Каждый художник чувствует себя центром мироздания, пупом вселенной, мельницей, на которую дуют звездные ветры. И прекрасно! Но каждый художник — это человек — грешный, иногда слабый, в чем-то весьма беззащитный. К тому же, имеющий уязвимую, "нестабильную" профессию.
Новому поколению художников кисти, пера и топора (в смысле резца), помимо законного чувства соперничества и конкуренции, следует воспитать в себе начатки корпоративной этики, разбудить глубинное артельное чувство.
Профсоюз — это общая защита. Щит от недобросовестного заказчика-издателя, от ненасытного левиафана-государства, от распоясавшейся толпы. От пиратов и дегенератов. Организация нужна, чтобы не задушили поодиночке.
Профсоюз — это солидарность. Все ведь ходим под Богом. А иногда — даже небольшая помощь, самое элементарное участие могут спасти художника. Десятки из них на моей памяти ушли из мира в полной изоляции, лишенные всякой материальной и человеческой поддержки. Так быть не должно.
Профсоюз — это эффективный способ самоорганизации людей, занимающихся творческим трудом, занятых в создании специфического идеального продукта, который определяет не только их собственную жизнь, но и создает формы для жизни народной. Организация необходима.
В позапрошлом веке лучшие живописцы России пошли по пути профессиональной организации. Некогда "Товарищество передвижных художественных выставок" — самое известное из русских общественных художественных объединений — зародило целое направление в искусстве. "Предвижники" добились для себя разрешения на "устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений".
1.0x