Авторский блог Редакция Завтра 03:00 16 октября 2007

ЭТО — СЛАВА РОССИИ?!

№42 (726) от 17 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Тит
ЭТО — СЛАВА РОССИИ?!

Проект отдела современного искусства Третьяковской галереи снова вызвал болезненный для общества скандал. Речь идет о выставке "Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года", которую повезли-таки в Париж. Резкая отповедь со стороны министра культуры Александра Соколова, его требования к устроителям снять несколько самых одиозных работ, были с пониманием восприняты руководством Третьяковки, но вызвали обструкцию со стороны "прогрессивной общественности", сиречь либерального меньшинства в России.
Опытным путем доказано, что демократия по-российски — это власть меньшинств.
Поэтому не сомневаюсь, что, невзирая на волю министра, на извинения за своих сотрудников, со стороны дирекции Третьяковки выставка, естественно, будет показана в Париже 20 октября. И в полном объеме.
Туда будут непременно притащены вычеркнутые Соколовым постеры группы "ПГ". А именно серия коллажей определенного содержания.
К примеру: некие персонажи, облаченные в российскую военную форму, изображают половой акт, генерал "имеет" солдата.
Или вот: блядоватого вида раздетая особа омывает себя из душа потоками черной, как чернила, нефти.
Или, извольте: сутенер, живо напоминающий о существовании русской мафии, с равнодушным видом предлагает девку, опять же в распахнутой шубе.
И везде крупный лозунг: "Слава России!"
Именно эти творения руководитель Отдела новейших течений ГТГ Андрей Ерофеев и снарядил в Париж — очевидно, для "углубления позитивного отношения международного сообщества к демократическим переменам, происходящим в России".
Картинки везти запретили! Но когда стали копать и разбираться, то среди экспозиции нашли еще много-много всего интересного — в том числе целующихся взасос двух сержантов милиции (группа "Синие носы"). Не успела комиссия по отсеву внимательно всмотреться в облик Новой Третьяковки — поднялся такой хай, что любые смыслы и всякая логика потонули в припадочных воплях "правозащитников" и бормотании испуганных чиновников.
Чемпион отечественного "современного искусства", слишком даже вменяемый для человека-собаки, небезызвестный Кулик несколько лет назад цинично констатировал: в Москве есть приблизительно пять-шесть тысяч человек, интересующихся современным искусством… Это включая всех музейщиков, критиков, коллекционеров, художников и членов их семей, клубных тусовщиков, продвинутую молодёжь и свихнувшихся обывателей… Если верить Кулику, то в процентном отношении получается не слишком-то много. По сути, мы имеем дело с очень узкой, локальной и специфической средой, социальная реализация которой возможна только через скандал, посредством провокаций и эпатажа. Других инструментов привлечь к себе внимание у таких художников — не имеется. В этом смысле всякое упоминание в прессе для коллажных дел мастеров — как бальзам на душу.
Но в случае с соц-артом и парижской выставкой всё обстоит куда сложнее. Картины в жанре соц-арта зимой этого года были выставлены никак не в филиалах исторического музея, но — благодаря таким кураторам как Ерофеев — в Третьяковской галерее, стали программной частью ее экспозиции. И именно под маркой Третьяковской галереи они двинулись во Францию. То есть Соц-арт как направление в какой-то момент был признан в качестве национального достояния России. Все эти голые комсомолки на фоне сталинских высоток, вся эта ангажированная противником в "холодной войне", белиберда получила статус шедевров, а затем логически дополнилась целующимися милиционерами.
Ситуация предельно прозрачная. Абсолютно неприличная. И, увы, совершенно привычная.
Некогда в Париж поехали знаменитые "Рабочий и Колхозница" Веры Мухиной. Теперь пришел черед милиционеров. Третьяковка жжёт!!!
Сформулированная не так давно правительственная задача сформировать позитивный образ РФ за рубежом потребует минимум от 1-1,5 миллиарда долларов в год. Уже тратятся немалые деньги госбюджета на медийный холдинг "Россия сегодня".
Что выглядит вполне оправданным в условиях информационной войны, развязанной на Западе против нынешней России. Демонизация нашей страны за рубежом не прекращалась и в течение 90-х годов, но не носила столь системного характера. Сейчас же концепция "всемирной черной дыры" обогатилась рядом набором новых ужасающих мифов о России (стоит только просмотреть заголовки передовых статей в европейских газетах). "Россия — это смесь насилия, произвола, газа и нефти…"
Именно в условиях нагнетания антироссийской истерии умело организуется данный скандал.
Министр Соколов, будучи нормальным человеком, не мог поступить иначе. Он сделал то, что обязан был сделать, ибо его дело — это культурная политика. Но на выходе мы имеем новый информационный удар по России. В Париже будет организована вторая, параллельная выставка, на которой все отсеянные работы, вся эти образцы банальной мерзости будут представлены как нечто экстраординарное. Как "запрещенное искусство", как творения гонимых тоталитарной властью свободных личностей. Любопытно, что в центре этой любопытной интриги стоит снова — куда деваться! — пресловутый Михаил Ефимович Швыдкой. Выступая в качестве эдакого шарнира между Минкультом и Третьяковкой, он мастерски подвел ситуацию к тому, что мы видим сегодня.
Замечательный питерский современный художник Андрей Хлобыстин некогда написал следующее: "Искусство, как форма магии, основано на индивидуальной жертве конкретного художника. В русской традиции нового времени это называлось "самосовершенствование", "самоломанность", "наступание на горло собственной песне", "самовоспитание" и.т.д. Энергетика искусства так называемых "актуальных" художников, наоборот, строится на преодолении коммунальных моральных запретов, на паразитизме и манипуляторстве. Но чёрт с ними — с сопляками, строящими картонные баррикады, живущими на деньги фондов и рынка, которые они же и ниспровергают; с публикой и толстосумами-коллекционерами с лапшой "дискурсивной" критики на ушах; с чёрным роем вернисажных тусовок, делающих карьеру в злобе и лицемерии. Всё-таки есть надежда, что человеку вдруг наскучит ложь, и его душа обретёт благородство и весёлость".
Да, есть надежда, что "Синие носы" покраснеют, Ерофеев наши подозрения развеет, а Швыдкой — уйдет на покой! Но пока… это только слабая надежда.
И вовсе не дико выглядят требования некоторых граждан и организаций применить закон об экстремизме в отношении организаторов мемориальной выставки соц-арта. А также начать проверку "на предмет нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых Государственной Третьяковской галерее для организации и проведения выставок и приобретения картин". И по результатам этой проверки "принять меры прокурорского реагирования".
Что касается самих художников, то здесь следует вспомнить: значительная часть представителей второго русского авангарда в 70-е годы хоть и "столовалась" в западных посольствах, но всё же испытывала на себе давление власти. Люди, совершая свои "жесты", кое-чем рисковали. Именно этот риск, опасность подвергнуться преследованиям — превращали их безумства в явления культуры и истории. Об этих же, нынешних, ничего такого не скажешь. Сплошные спекуляции. Увы, увы!
1.0x