№42 (726) от 17 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
СТОЯТЬ КРЕСТУ ТЫСЯЧУ ЛЕТ!
На вопросы «Завтра» отвечает руководитель движения «Переправа» Александр Нотин
“ЗАВТРА”. Александр Иванович, мы уже писали о "Холме Славы". Двадцать седьмого сентября 2007 года, в праздник Всемирного воздвижения Честнаго Креста Господня, на вершину Холма был водружен православный восьмиконечный крест...
Александр НОТИН. Да, холм должен жить дальше. Приносимые в него земли, а с ними и переживания людей будут, с Божьей помощью, пробуждать чьи-то охладевшие сердца. Уже сегодня мы намечаем провести у "Холма" несколько важных конференций, посвященных выработке идеологической платформы новой России, обсуждению вопросов ее нравственно-духовного и культурного возрождения. Для этого предстоит собрать воедино не просто лучших специалистов в своих областях, но тех, кому "за державу обидно". Нужно хорошо подготовиться, разработать соответствующие проекты документов, чтобы уже к зиме без проволочек провести намеченные "мозговые атаки". А доведение "до ума" самого проекта будет тем временем идти своим чередом.
“ЗАВТРА”. Подходы газеты "Завтра" к проекту Холма славы понятны. А "Переправа"? Есть ли у сообщества какое-то свое особое понимание, свой идейный "взнос" в этот проект?
А.Н.Спасибо за вопрос. Он очень уместен и важен. Не хотелось бы, чтобы роль сообщества воспринималась только через призму оформления земли под мемориал и финансово-технического обеспечения процесса согласований и строительства. Могу сказать, что за время бесконечных поездок в Псков и долгих бесед с Александром Прохановым идея Холма Славы становилась для меня все понятнее, важнее, объемнее и глубже. Собирая русские земли, мы соединяем не только судьбы многих поколений, не только исторические периоды страны, но и русский дух, явленный в годину испытаний, подвигов и славы народной. Духовная разобщенность и опустошенность — вот "ахиллесова пята" нынешней России, которой, как и во все другие времена, с избытком достает и территории, и ресурсов, и интеллекта населяющих ее людей.
“ЗАВТРА”. Но, может быть, все дело в каких-то раздражителях извне?
А.Н. Если честно, я не сторонник теорий заговора. Если бы действительно имел место заговор против России, пришлось бы допустить, что в стане "заговорщиков" — на так называемом цивилизованном Западе — все обстоит благополучно. Но ведь очевидно, что это не так. Мировая цивилизации, частью которой являемся и мы, — в тупике, в эпицентре кризиса и великой глобальной депрессии. Мне кажется, что корень проблемы, корень зла — в нас самих. И соответственно, правильнее было бы не искать пылинку в чужом глазу, а для начала разглядеть бревно в своем собственном. Нужно деятельное покаяние, покаяние дела ради! Русский человек обладает уникальным богоданным качеством — даром невозношения, смирения, ощущения себя в Боге и Бога в себе. В нем испокон века живет добрая, трепетная, любящая душа. Ее метания, и даже непредсказуемая жестокость, в конечном итоге производны от степени отстраненности от Всевышнего. В ХХ веке мы всем народом взошли на Голгофу и узнали цену отпадения от Него. Ныне страна пробуждается. Искры духовного подъема возвращают силы и энергию в ее могучее тело, покрытое язвами цинизма, коррупции и порока. Холм Славы — это тоже часть общего целительного процесса.
“ЗАВТРА”. Холм Славы получился таким, каким вы его представляли?
А.Н.И да, и нет. С одной стороны, все вроде бы прошло по плану. Даже открытие состоялось день в день. С другой стороны, не буду скрывать, нас с самого начала не оставляли сомнения. Дело-то совершенно новое — и по сути, и по замыслу. Непосредственного опыта сооружения такого рода "объектов" не было. Поэтому, когда ранней весной 2007 года идея только обсуждалась, мы решили: если она угодна Богу, то все получится. Если же нет, то мы это почувствуем и в самом процессе строительства, и в конечном результате. Сейчас, когда Холм открыт и освящен, мы понимаем: путь был избран верно. Верно, и на этом пути были искушения, но куда без них…
“ЗАВТРА”. Известно, что в Холм собираются земли, относящиеся к различным эпохам и событиям. Правомерно ли ставить вопрос о примирении всего и вся, например, палачей и их жертв? Нет ли здесь подвоха?
А.Н. Думаю, что нет. Все дело в том, насколько тверда и последовательна наша духовная позиция, свободны ли мы сами от предвзятости, амбиций, гордыни, корыстных расчетов любого рода. Не все может быть примирено и тем паче оправдано. Это аксиома. Мы понимаем, что в земле, приносимой на Холм, есть свидетельства духа праведников и злодеев, жертв и их мучителей. Это абсолютно неизбежно, о каком бы событии, клочке земли или этапе истории мы ни говорили. И все же исторический поток памяти и совести непрерывен и целостен. Он объективен помимо нашей воли. Во всяком крупном деянии сплавлены добро и зло, правда и ложь, героизм и предательство, ибо все от Бога — и благословение, и попущение — и все происходившее и происходящее есть, по сути, любвеобильное назидание свыше, адресованное помраченному разуму человека. И не нам, в конце концов, разбирать песчинки родимой земли и судьбы предков, отделяя светлые от темных. Воистину, "не судите, да не судимы будете". Оставим суды Всевышнему. Наш удел — хранить память, прежде других судить себя, оставив Богу — Богово, а кесарю — кесарево. Главное для меня, чтобы каждый, пришедший на Холм, хотя бы на миг отрешился от суеты мира, заглянул в бездну истории и собственной души, наследующей частичку этой истории, ощутил что-то невместимое в пределах нашего "бытового" сознания. Как этого добиться? Я, к примеру, планирую бросить в основание Холма щепотку земли с братской могилы под Пустошкой, где похоронен мой дед по отцовской линии.
“ЗАВТРА”. Кто автор архитектурой идеи креста и холма?
А.Н.Это псковский архитектор Юрий Ширяев. Он не только создал концепцию ансамбля, но и с первого дня строительства осуществляет технический и архитектурный надзор. Ему принадлежит блестящая, на мой взгляд, идея такого конструктивного крепления, при котором девятиметровый крест (весом более трех тонн) буквально "висит" в воздухе, поражая воображение. Кстати, этот центральный элемент композиции был изготовлен здесь же, в Пскове, на деревообрабатывающем предприятии бизнесмена Романа Пухова. Он склеен из лиственницы, причем в кратчайшие сроки, учитывая, что русским умельцам пришлось "с листа" изобретать и применять ряд технологических решений и приспособлений, достойных патентования. Изготовитель твердо заверил нас, что крест простоит тысячу лет.
“ЗАВТРА”. Если не секрет, как решался вопрос финансирования и кто, кроме инициаторов, поддержал проект?
А.Н. Мне бы не хотелось углубляться в детали этого вопроса. Скажу лишь, что в финансировании проекта приняли участие и московские, и псковские бизнесмены. Идея была поддержана Администрацией Президента РФ в лице заместителя главы Владислава Суркова, а также псковскими властями — губернатором Псковской области Михаилом Кузнецовым, вице-губернатором Андреем Морозовым, председателем Законодательного собрания области Борисом Полозовым, депутатами, журналистами, деятелями культуры. Помню, как-то в разговоре о Холме уже упоминавшийся мною Юрий Ширяев назвал идею "Божьей" уже потому, что вокруг нее сплотились, перезнакомились и потрудились десятки хороших людей. Многие не смогли внести деньги, но вложили в него не менее ценное — самоотверженный труд и личное время — самое дорогое, что есть у человека, если верить старику Марксу. Особую благодарность хотелось бы выразить председателю изборского колхоза Вадиму Иванову, который, без преувеличения, дневал и ночевал на стройплощадке. Удивительный человек! На свои невеликие доходы его хозяйство уже десять лет содержит центр по реабилитации наркоманов. И никакой огласки, рекламы! Молитвой и трудом, сострадательной поддержкой извне его пациенты (в основном питерцы) вырываются из лап недуга; многие из них трудились на Холме, ворочали гранитные глыбы, заливали монолитную основу креста, благоустраивали территорию. Спасибо им!
Почему не хочется конкретизировать, кто сколько внес? Потому что "не корысти ради" делалась и будет дальше делаться эта работа. В основании креста мы планируем поместить следующую благодарственную надпись: "Холм сооружен трудами радетелей Земли русской". В этих словах — поклон всем, кто внес в проект крупинку своей души и своего достояния. Ибо, как говорили Святые Отцы русской Православной Церкви, подлинно владеем мы лишь тем, что бескорыстно отдаем.
“ЗАВТРА”. Что лично вам больше всего запомнилось на церемонии открытия Холма?
А.Н.Прежде всего, конечно, чин освящения, который совершил епископ Псковский и Великолукский Евсевий. Был ясный и необыкновенно тихий, проникновенный день. Поле вокруг Холма было запружено народом — по-моему, пришло не менее тысячи человек. Здесь были и пожилые ветераны с красным знаменем, и юные "единороссы", и десантники псковской ВДВ. Представители власти в строгих костюмах перемежались с бабушками и школьниками из Изборска и окрестных сел. Разноцветье толпы не мешало ей оставаться неуловимо и необъяснимо подтянутой и торжественной на всем протяжении церемониала. А когда владыка Евсевий под пение клироса взошел к кресту и бросил щепотку Святой земли от Гроба Господня, над полем повисла благодатная густая тишина. Словно незримая стена отгородила в это мгновение всех присутствовавших от суеты и тревог нашей неспокойной жизни. И именно в этот момент над Холмом начал кружить невесть откуда (хотя ясно, откуда!) взявшийся аист. Ничуть не смущаясь скопления народа, он сначала примерился было сесть на верхушку креста, но затем передумал и, приземлившись прямо среди людей и машин, начал деловито прогуливаться и осматриваться. Никогда прежде мне не доводилось так близко подходить к этой птице (разве что в зоопарке, но это не в счет). А тут смог не только как следует рассмотреть, но и сфотографироваться с нею.
Не менее волнительной стала церемония принесения к Холму земель псковских. Сотни представителей городов и деревень Псковской области под торжественные звуки российского гимна и голос диктора (объявлявшего, откуда земля и чем она славна) друг за другом поднимались к кресту и бросали горсти меж гранитных глыб. В этот момент я заметил слезы в глазах стоявшего рядом со мной писателя Валентина Курбатова, для которого, знаю, этот Холм стал воплощением почти утраченной надежды на возрождение растоптанной деревенской России. Трудно передать словами, что мы испытали в тот момент. Наверное, пришло понимание, что Холм начинает жить своей независимой от своих строителей жизнью, что это великое счастье — послужить орудием Промысла — и что негоже людям предвосхищать Его планы. Кто мы, с нашим микроскопически узким восприятием, ограниченным кратким сроком земной жизни? Что мы можем уловить из размашистых тысячелетних "мазков", какими Господь творит картину истории? Так, отдельные фрагменты. А понять? Для этого надо иметь иное, высокое, духовное зрение, увы, недоступное нашему внутреннему "ветхому" человеку. Мы можем лишь напряжением души ощущать причастность к горнему, уповать на милость Господа, открывающую нам, грешным, саму возможность соработничества.
“ЗАВТРА”. Что же дальше?
А.Н. Холм освящен, но строительные работы еще не завершены. В частности, до крестовоздвижения нельзя было вывести с площадки тяжелую строительную технику, ввести в строй инженерные сети и завершить укладку мостовых, благоустройство и освещение территории. Полное открытие мемориала, как предполагается, состоится 4 ноября, в праздник Единения России, что целиком созвучно главной идее проекта. Не исключено, что на торжествах будет присутствовать руководство "Единой России". Соответствующее приглашение было направлено и Президенту Владимиру Владимировичу Путину.
“ЗАВТРА”. Приглашение Президента и "Единой России" — это дань политической необходимости, или в это вкладывается более глубокий смысл?
А.Н. Хочется надеяться, что в этой инициативе есть и то, и другое. Если говорить о том, что мне ближе, о позиции "Переправы", то замечу, что наше сообщество довольно далеко отстоит от политики. Отдавая первенство духовному началу и оценивая современную политику в России под этим углом зрения, мы не питаем особых иллюзий: доминирующее в нынешней элите страны старое, закрытое сознание едва ли способно вырабатывать интеллигентные, духовно зрелые и корректные решения, которые бы реально вывели страну из переживаемого ею глубокого системного кризиса. Положительные сдвиги, в том числе и в верхних эшелонах власти, налицо, но они еще слишком слабы, разрознены и уязвимы, чтобы служить надежным свидетельством начавшегося пробуждения "сверху". Тем не менее, работать в этом направлении нужно, и идея Холма может стать полезной. Если взять ту же "Единую Россию", которая по-прежнему никак не может вырасти из "пеленок" партии номенклатуры, то совместная работа с ее представителями в Пскове показала, что идея обращения к духовным истокам (особенно, если ее реализацию начать с себя) может овладеть сознанием функционеров. Во всяком случае, почти никого из тех, кто вместе с нами трудился на Холме славы, она не оставила равнодушным.
Все мы люди, все ходим под Богом. Не хочется забегать вперед и предвосхищать ход событий, но, думаю, в ходе дальнейших контактов и общей работы мы постараемся убедить "единороссов" в том, что первейшим и единственным национальным проектом России должна стать государственная программа нравственно-духовного возрождения страны, восстановления растерянных на "ухабах" отечественной истории ценностей и смыслов. Не только православных, хотя именно вера во все времена была главной опорой величия и сияния России. Предстоит вернуть людям, насколько удастся, общинные (трудовые, семейные, групповые) традиции, праздники, обряды и устои. Очистить образование и эфир от всего, что разрушает духовное и физическое здоровье человека, прежде всего молодежи. В противном случае государство наше — что "дом на песке", и ему не выжить в окружении алчных и сильных соседей. Это огромная и многотрудная работа, которая по плечу только осознанной власти, опирающейся на доверие и солидарность общества.
Мы в самом начале этого пути, этого постижения и, быть может (кто знает?), Холм — та малая закваска, которая необходима тесту российской государственности (Господи, укрепи смирение мое!), чтобы перейти от голой, вульгарной, обездушенной политики к чему-то по-настоящему человеческому, честному, искреннему, что позволит возрождать Россию не только как империю ракет и нефтепроводов, но и как землю, возлюбленную Святым Духом. Восприятие этого Духа, хочется верить, зреет в недрах некогда отпавшей от Бога, а ныне пробуждающейся страны, чтобы возвести ее к вершинам познания человеческого бытия и, не исключено, сподобить протянуть руку помощи ослабшему моралью Западу. Вот это движение как раз и символизирует Холм. Потому что земли сюда будут привезены со всех концов России, а также отовсюду, где была явлена русская доблесть.
“ЗАВТРА”. А для других, кроме “Единой России”, партий открыто участие в проекте?
А.Н. Конечно. Вне всякого сомнения. Кстати, на воздвижении креста были представители КПРФ... Там ведь тоже ищут выхода из нынешней тупиковой ситуации. Может, увидят его в кресте? А теперь я хотел бы отметить следующее: русская земля есть и за пределами России. И не только в Беларуси и на Украине. Она есть везде на территории бывшего СССР и даже дальше. Она есть в Турции, где много православных святынь. Скажем, когда я был когда-то на территории нашего консульства в Стамбуле, то обратил внимание на то, что консульство расположено на довольно высокой горе. Оказалось, весь склон горы был засыпан русской землей, которую привозили туда баржами при императрице Екатерине. Оттуда тоже надо брать землю. А сколько мест русского рассеяния в мире?
“ЗАВТРА”. Что, по-вашему, может дать этот проект непосредственно псковской земле?
А.Н.Дело в том, что Псковская область — весьма своеобразная территория. Эта земля уникальна с точки зрения той роли, которую она сыграла в обороне России, и как западный рубеж государства. Псковщина много выстрадала на всех этапах развития Государства российского. С другой стороны, Псковская область не имеет ни нефти, ни газа, ни алмазов, никакой серьезной промышленности. Она не может предложить ничего "вкусненького" на федеральный стол. В то же время она — средоточие исторического российского духа. Поэтому мы будем стремиться к тому, чтобы Холм стал катализатором внимания федерального центра к Псковской губернии. Во-первых, вокруг Холма могут развиваться осмыслительные творческие процессы. Пройдёт несколько конференций по новой культуре, новой идеологии, новому историческому видению судеб государства российского. Савва Васильевич Ямщиков — председатель Ассоциации реставраторов России — планирует провести конференцию по памятникам. Эти научные мероприятия, скорее всего, будут проходить регулярно.
Мы также попытаемся разработать специальную программу для Пскова и Псковской области по восстановлению культурного и духовного наследия. Пять с половиной тысяч псковских исторических памятников находятся в плачевном состоянии. Необходимо не только восстановить их, но и привести в порядок инфраструктуру области. Это и дороги, и строительство туристических комплексов, и современное информационное обеспечение. Псковская земля со временем может стать одним из новых центров международного туризма, православного, и исторического паломничества. Залогом этому — и великолепная экология, и уникальное расположение региона в непосредственной близости от Западной Европы. Это единственное место, где Россия напрямую соприкасается с НАТО.
Хочется, чтобы Холм Славы стал темой для более широкого обсуждения. С этой целью мы готовы принимать читателей у себя на Интернет-сайте www.pereprava.org. Нам так необходимо живое участие, общение, сопереживание…
Необходимо отметить и тот момент, что мы не рассматриваем Холм как некое официозное сооружение. Это — живая связь настоящего с прошлым, предмет для размышления о будущем. Я, например, хочу привезти на Холм землю с могилы моего деда, который похоронен в Пустошках, он погиб там в годы Второй мировой войны. Я с трудом нашёл его братскую могилу, и для меня это — покаянный момент перед моим дедом. Он пролил свою кровь за победу и мир, и я здесь, на Холме, попрошу у него прощения за то, что сам еще не успел сделать на этом пути. Подобный момент индивидуального покаяния для каждого из нас очень важен. Каждому полезно заглянуть в собственную душу, вспомнить историю своей семьи, и в этой истории наверняка найдётся что-то такое, о чем стоит серьезно задуматься. Искренне, честно и покаянно. Вот в этом, наверное, и кроется глубинный смысл нашего проекта. Через покаяние — к миру и созиданию.
Материал подготовил Андрей Фефелов
1.0x