Авторский блог Андрей Фефелов 03:00 29 мая 2007

ПУТЬ УПОВАНИЯ

№22 (706) от 30 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Фефелов
ПУТЬ УПОВАНИЯ

Восстановление канонического общения Московского Патриархата с Русской Православной Церковью за Рубежом — это и большое, радостное событие и великое знамение в жизни страны и церкви.
С одной стороны, символизирует оно преодоление долгого национального и церковного разделения; прекращение давней распри, умащение ран, оставленных в наследство грозным, как видение Апокалипсиса, веком двадцатым. С другой же стороны, здесь явное благое предзнаменование — указание на возможность стремительного усиления русского Православия. В идеале архиереи, клирики и миряне Русской Православной Церкви за Рубежом духовно вливаются в Церковь в Отечестве, направляют в русское молитвенное море, в нашу церковную жизнь новый полноводный поток. Важнейшие и мучительные проблемы, волнующие православных в России, могут быть сглажены и разрешены под влиянием братьев-зарубежников. Острое неприятие практики экуменизма, опора на институт Поместных соборов — что присуще сегодняшней РПЦЗ — всё это находит живейший отклик среди клира и прихожан Московской Патриархии. "Зарубежники" словом и делом дают ответы на часть вопросов, остро поднятых в известном обращении чукотского архиепископа Диомида ("Завтра", 2007, № 10).
Само возникновение Русской Православной Церкви за Рубежом было продиктовано логикой кровавой междоусобной войны, условиями хаоса, а затем преследованиями верующих в СССР. И первоначально РПЦЗ была одной из так называемых "временных автокефалий", на создание которых в начале смуты благословил русских архиереев Святейший Патриарх Тихон. Воссоединение с Московским Патриархатом радикально укрепляет статус Зарубежной Церкви. При этом она сохраняет свою автокефалию — свои Синод, Собор, имущество. Избрание архиереев будет утверждаться Патриархом Московским и всея Руси.
Занявший почти 90 лет путь к объединению двух церквей был мучительным и трудным — как мучительным и трудным был путь русского народа и его государства в ХХ веке. Ибо проблемы религиозной, духовной жизни неразрывны и неслиянны с проблемами жизни политической и экономической.
Революция 1917 года и гражданская война, наследуя Расколу XVII века, впервые сделали русский народ разделенным в себе народом. За этой катастрофой последовала Великая Отечественная война, в которой это разделение вновь трагически дало о себе знать. Победа 1945 года, казалось бы, открыла путь к примирению и объединению враждовавших сторон. Но с началом "холодной войны", смертью Сталина и возобновлением всемирного строительства коммунизма этот путь оказался под запретом еще на пятьдесят с лишним лет.
Однако теперь Церковь как мистическое Тело Христово всё-таки воссоединилось. Не полностью — за рамками процесса добровольно остались приверженцы так называемой "катакомбной" церкви, претендующие на то, что именно они хранят "истинное православие". Что же, каждый волен выбирать себе духовный путь, по которому он идет. И препятствия на этом пути давно и хорошо известны. Некогда, в первые века христианства, монахи обсуждали вопрос о том, какое качество человека является важнейшим для него. И, кажется, Антоний Великий высказался, что важнейшим качеством человека является его способность к различению греха и благодати. И дай Бог всем нам сохранить в себе эту способность незамутненной...
Как известно, Русская Зарубежная Церковь на нынешний день имеет 13 архиереев, около 350 священников, более 320 храмов и 20 монастырей в Европе, Америке и Австралии. В будущем возможны и даже неизбежны средостения и спорные вопросы между двумя частями церкви, на днях в полноте восстановившей свое единство. Но хотелось бы сейчас обратить внимание не на эти проблемные, а порой и достаточно специальные моменты. Слияние церквей на евхаристическом, духовном уровне неизбежно создает новую культурную, историческую и даже политическую проекцию. Последствия этого могут быть огромны и драматичны. Приближение глобального кризиса, возможность резкого обострения отношений России и Запада неожиданно выводят зарубежников на самые передовые, самые огненные рубежи Православия. Теперь имеющие духовный центр в Москве, но живущие в США и Западной Европе православные клирики и миряне в духовном и бытийном плане выходят на линию огня. Вера в демократию, во всемирный прогресс и благие плоды глобализации не присуща православному мировоззрению. А ориентация на золотые кресты кремлевских соборов в условиях мировых сотрясений может быть оплачена ценой запретов, гонений и преследований — это чувствуют и понимают многие православные, живущие за пределами нашего Отечества. Не повторит ли церковь в Зарубежье мученический путь, который был предопределен когда-то церкви в России? Только Бог знает ответ на этот вопрос.
Однако даже возможное возникновение в будущем такой трагической дилеммы создаст совершенно новый взгляд из-за рубежа на историю русского Православия. А участие в общей соборной молитве, мистическое, духовное возвращение на Родину — неизбежно приведут "зарубежников" к переосмыслению русской мистерии ХХ века. И тогда патриарший местоблюститель Сергий Страгородский предстанет не вероотступником и конформистом, но продолжателем полной опасности и мученичества стези Патриарха Тихона. И тогда горячие проповеди архиепископа Алексия в блокадном Ленинграде, его призыв жертвовать на нужды сражающейся Красной Армии не будут восприниматься как пособничество безбожной власти, но как высокий пример жертвенного исповедания христианской веры и русского патриотизма.
Сегодня владыки Антоний Храповицкий и Сергий Страгородский обнялись на небесах. Завтра православные люди, живущие в России и за ее пределами, перед угрозой нового обновленчества, среди неисчислимых потоков искушений, в чаду тотальной прелести технотронной цивилизации будут противостоять миллиардному невидимому войску князя мира сего. Совершать свой земной путь, полный страданий, сомнений, служения и упования на Христа и Его Церковь.

28 марта 2024
24 марта 2024
1.0x