№22 (706) от 30 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Георгий Судовцев
ЦЕРКОВЬ И КРЕМЛЬ
Сегодня, говоря о "Кремле", под этим словом, помимо архитектурного комплекса, подразумевают прежде всего высшую политическую власть — традиция, сохранившаяся еще со времен Советского Союза, когда возникла даже такая паранаучная дисциплина, как "кремленология", следившая за перемещениями внутри партийной и советской иерархии.
Однако, обращаясь к отечественной истории, мы увидим, что в ней статус Кремля далеко не исчерпывался сугубо политическими функциями. Практически с первых дней существования "белокаменного", а затем и "краснокирпичного" Кремля в нем, наряду с резиденцией великого князя, а затем и царя, размещался сначала митрополичий, а впоследствии — и патриарший двор.
Более того, изучая причины, казалось бы, необъяснимого возвышения Москвы среди других русских княжеств XIV-XV веков, наиболее объективные историки приходили к выводу, что оно во многом было поддержано именно православной Церковью, по каким-то причинам — скорее всего, символического ряда — "сделавшей политическую ставку" на московских князей.
То есть Московский Кремль изначально воплощал и выражал собой единство духовной и государственной власти нашей страны. Эта "симфония властей", несмотря на разного рода потрясения, продержалась практически до Петра I. После смерти в 1700 году Патриарха Московского Адриана преемник ему избран не был, а в 1721 году учреждается Святейший Правительствующий Синод под руководством президента и обер-прокурора. В том же 1721 году, после победоносного завершения войны против Швеции, Петр I провозглашается российским императором. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, а в 1712 году согласно специальному указу Петра I состоялся перенос туда государственной столицы.
Таким образом состоялось отделение политической власти от духовной. Центром первой стал Санкт-Петербург, центром второй оставалась Москва. И только на время коронаций нового императора, которого традиционно помазывали (венчали) на царство в Успенском соборе московского Кремля, "симфония властей" в России на краткое время восстанавливалась.
После отречения Николая II от престола символическая связь духовной и политической власти в России оказалась разрушена, а попытка большевиков, вернувших государственную столицу в Москву, а резиденцию высшего государственного руководителя — в Кремль, восстановить ее — формальной и даже пародийной из-за официального атеизма государственной власти. Хотя по результатам Поместного Собора 1917-1918 года произошло восстановление Патриаршества в России, глава Русской Православной Церкви был полностью "отделен от государства", а ограничения и преследования деятельности Церкви продолжались, то затухая, то вспыхивая вновь, практически всю советскую эпоху. Ситуацию усугубляли противоречия между ушедшей в эмиграцию Русской Православной Церковью За Рубежом (РПЦЗ) и Московским Патриархатом, не только вынужденным, но и считавшим своей прямой обязанностью сотрудничество с "безбожной властью". Эта позиция, как сегодня уже очевидно, прошла испытание временем, нашла свое воплощение в Победе 1945 года и вряд ли подлежит сомнению после состоявшегося в нынешнем мае объединения церквей.
Но вернемся к статусу Кремля. В сталинское время идеология советского коммунизма и политическая власть в стране снова получили единый центр — Кремль, но он уже не имел никакого прямого отношения к православной Церкви. Соборы Кремля были закрыты и превращены в музеи, та же участь постигла большинство соборов Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, переименованном в Загорск. Главной резиденцией, а вернее — местом жительства Патриарха, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, стало Переделкино, не связанное практически ни с какой духовной традицией. А после смерти Сталина Кремль перестал восприниматься и как идеологический центр — вопросами советской идеологии начал заведовать "священный синод" из академиков марксизма и референтов Политбюро.
После "перестройки", завершившейся развалом СССР, политическая власть "новой России", заняв Кремль, провозгласила курс на сотрудничество с "традиционными религиями" страны, важнейшей из которых, несомненно, являлась православная Церковь. И, надо сказать, нашла в этом полную поддержку и встречное движение со стороны иерархии Московского Патриархата.
Российская Федерация, согласно Конституции 1993 года, — абсолютно светское государство, провозгласившее свободу совести для своих граждан. И сегодня во время оглашения президентом РФ очередного федерального послания высшие иерархи РПЦ привычно сидят рядом с главным раввином России Берлом Лазаром, мусульманскими муфтиями и буддийскими ламами .
Однако только православная Церковь в своей деятельности не опирается на внешние по отношению к России "сакральные центры", будь то Любавичи, Мекка с Мединой или Тибет. Нет никаких сомнений в том, что православная Церковь, преодолевая объективные и субъективные трудности, продолжит укрепление своего влияния и своих позиций в обществе и государстве. Объединение с РПЦЗ — очередной важнейший шаг в этом направлении, делающий Московский Патриархат организацией практически вселенского характера, а также приближающей восстановление московского Кремля в прежнем качестве воплощенной "симфонии властей" России, государственной и духовной.
1.0x