Авторский блог Редакция Завтра 03:00 13 февраля 2007

ТОП-ФЕЯ И ПРИНЦ-КАРАТИСТ

№07 (691) от 14 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Наталья Крыжановская
ТОП-ФЕЯ И ПРИНЦ-КАРАТИСТ
В музыкальном театре «На Басманной» по-новому прочли сказку Шарля Перро «Спящая красавица»
Когда мы сегодня обращаемся к старым сказкам, нам явно не хватает в них перца. Кажется, что там слишком мало драк и смертей, взрывов и падений с высотных зданий, чем так усердно пичкает нас телевидение. Хотя, если всерьез задуматься о событиях, которыми изобилуют и народные сказки, и опусы великих мастеров этого жанра, то можно найти в мгновенных поворотах действия и драматических коллизиях, переживаемых героями, множество элементов самого настоящего современного триллера. В той же "Красной шапочке" мать отправляет маленькую дочку одну в лес, где бродит волк, который съедает потом и бабушку, и внучку. В "Мальчике-с-пальчике" ребенка бросают в лесу родители, а людоед его находит и хочет им полакомиться. "Кот в сапогах" тоже знакомит нас с людоедом, который явно не собирается переходить на вегетарианство. Ну а в русских народных сказках у Бабы-Яги и вообще всегда наготове печь и лопата, на которую она сажает свои жертвы, прежде чем ими отобедать.
Правда, в сюжете о "Спящей красавице" нет особых жестокостей. Хотя старая фея, обидевшаяся на то, что ее не пригласили вместе с другими на бал, и предрекает королевской дочери смерть от укола веретена, но этого страшного события не происходит. Другая фея, не сумев предотвратить проклятие, все-таки смягчает его столетним сном, погрузив в него не только юную принцессу, но и все королевство, что тоже весьма неприятно. Но это все-таки лучше ранней смерти.
Художественный руководитель театра "На Басманной" Жанна Тертерян отнеслась к известному сюжету не как к музейной реликвии, которую невозможно изменить или сломать. Сохранив его основу, она смело обошлась со многими действующими лицами сказки, заставив их почувствовать дыхание сегодняшней жизни. И, конечно, больше всего новшества коснулись злых сил. Во главе их встала не дряхлая старая фея, а полная сил и энергии женщина по имени Хоррона, которая стремится во что бы то ни стало быть молодой и красивой. И каждое придуманное и совершенное ею злодейство омолаживает ее лучше, чем искусная операция хирурга-косметолога. Актриса Юлия Романова, исполняющая эту роль, мгновенно преображается на глазах у зрителей из согбенной фигуры с дрожащим старческим голосом в стройную красавицу-модель, танцующую и поющую как шоу-дива в окружении привычного для нас кордебалета.
Очень по-сегодняшнему выглядят и ведут себя и короли соседних государств. Они сначала мило беседуют, потом начинают хвастаться и задирать друг перед другом нос, переходя на крик и ссору. Но все заканчивается дипломатической улыбкой и помахиванием рук. Ведь оба они — и непомерный гордец Карл Константина Сироткина, и своенравный властолюбец Филипп Геннадия Землянского, — прекрасно понимают, во что обойдется их распря стране и собственным детям.
Изрядные изменения претерпела и любовная линия "Спящей красавицы". Поскольку в театре "На Басманной" столетний сон был отброшен, как нафталинная древность, явно не вписывающаяся в скоростной XXI век, то и принца Фердинанда влечет в замок не простое любопытство юности. Он, конечно же, успел увидеть девушку своей мечты, полюбить ее, еще не зная, что она принцесса, и захотел жениться на ней вопреки воле родителей. Александру Кольцову, исполняющему эту роль, режиссером даны все средства, чтобы понравиться и принцессе, и зрителям. Он и поет, и вальсирует, и дерется со всякой нечистью, чтобы спасти любимую. Причем использует не только шпагу, но и приемы восточных единоборств.
Новый взгляд на старую сказку коснулся и добрых сил, к которым принадлежат феи. Их в спектакле всего три, но они настолько симпатичны, веселы, остроумны и жизнедеятельны, что не отпускают внимание зрительного зала ни на секунду, а их изысканное пение украшает собой музыкальную ткань спектакля. И при этом все три феи, на редкость не похожие друг на друга, объединены в любви и заботе о принцессе: строгая и разумная Клэб Аллы Комаровой, экстравагантная Бьют Елены Калашниковой и задорная симпатяга Фэт Ирины Баженовой. Да, право же, и есть кого любить и этим феям, и родителям, и принцу. Ведь в принцессе Авроре режиссер Тертерян видит реальное противопоставление злу, пусть даже и такое хрупкое, как актриса Анастасия Головина. Она изображает свою героиню существом наивным и нежным, с голосом, похожим на чистый горный ручей. Похоже, что именно в этой девушке оказалось сфокусировано то самое светлое начало, что обязательно побеждает в любом триллере. И ради него театр "На Басманной" создал свой спектакль, принципиально иной, чем все предыдущие балеты, мультики и кукольные сказки о "Спящей красавице". Кстати, в нем и музыка звучит не только Петра Чайковского, но и другого русского композитора — Модеста Мусоргского. И художник Игорь Капитанов придумал потрясающее оформление, которое сверкает, переливается и двигается по электронной схеме, как по мановению волшебной палочки. А жанр спектакля обозначен как волшебное шоу. И в этом нет никаких сомнений.
Спектакль "Спящая красавица" 18 февраля в 13.00 в ДК МЭЛЗ на пл. Журавлева, 1 (м. "Электрозаводская")
1.0x