Авторский блог Редакция Завтра 03:00 26 декабря 2006

ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРЕЦ СОВЕТОВ

№52 (684) от 27 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРЕЦ СОВЕТОВ

Государственный музей архитектуры им.А.В.Щусева (119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5) при поддержке Итальянского Института Культуры с 15 декабря проводит выставку
Выставка посвящена самому яркому моменту в истории советской архитектуры XX века — конкурсу проектов Дворца Советов в Москве. Это должно было быть гигантское сооружение, демонстрирующее мощь и величие коммунистической России. В конкурсе 1931 года участвовало 160 архитекторов из СССР и других стран, причем количество европейских и американских архитекторов среди них было очень велико, что показывало интерес к захватывающей идее строительства этого величественного здания. Непосредственно в процессе проведения конкурса руководству СССР (видимо — самому Сталину) стало ясно, что проекты модернистов представляют собой горизонтально ориентированные и по внешнему облику техницистские варианты. Это не могло его устраивать, поэтому жюри конкурса выбрало, в итоге, вертикальные проекты "башен" и рекомендовало развивать эту тему в классических формах.
Советский архитектор Борис Иофан, победитель конкурса, довел эту идею до ее логического завершения, создав десятки проектов на тему новой Вавилонской башни, использовав при этом образы знаменитых башенных сооружений античности: Галикарнасского мавзолея, мавзолеев императоров Августа и Адриана, маяка в Александрии. В создании дерзкого проекта башни Дворца Советов важную роль сыграл Армандо Бразини, итальянский архитектор из Рима, всю жизнь мечтавший о возрождении римского величия в архитектуре и создавший свой стиль, отличный от сдержанной неоклассики фашистской Италии.
Бразини был учителем Иофана, который провел в Риме около десяти лет (1914-1923) и очень многому научился в мастерской архитектора-визионера. Вернувшись в Советскую Россию, Борис Иофан поначалу отвергал уроки Бразини, но в период конкурса буквально "вспомнил" архитектурное наследие Рима, а также башенные проекты учителя. Именно он, по всей видимости, способствовал приглашению Бразини для участия в конкурсе на Дворец Советов. И хотя проект итальянского архитектора не оказался в числе призеров, но он был отмечен жюри, и из него родились, в итоге, и башнеобразные формы дворца Иофана, и сама идея постановки гигантской статуи Ленина на вершину сооружения. Таким образом, ученик подхватил идеи учителя и развил их при проектировании фантастического здания-символа. Отсюда и происходит название выставки "Итальянский Дворец Советов": в создании Дворца участвовали и Бразини, и Иофан, в его архитектуре можно легко выделить итальянскую, римскую тему.
Эта римская тема показана на выставке с максимально возможной полнотой: представлены проекты Бориса Иофана периода его пребывания в Риме и работы в мастерской Бразини, и творчество Бразини разных периодов. Но самым главным предметом экспозиции остается Дворец Советов: впервые полностью выставлены все листы проекта Бразини, специально отобраны важнейшие окончательные и самые показательные эскизные варианты проекта Иофана. Кроме того, сделана попытка очертить дальнейший путь Иофана и Бразини и показать тему башни в их творчестве.
Дизайн выставки принадлежит известному итальянскому аритектору Паоло Мартеллотти. К выставке издан иллюстрированный каталог, в создании которого приняли участие итальянские исследователи творчества Армандо Бразини и архитектуры его времени.
Наш корр.
1.0x