Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 декабря 2006

ДВОРЕЦ НА КРОВИ

№49 (681) от 06 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Головенко
ДВОРЕЦ НА КРОВИ
Нужна ли вымирающей России бесправная и бесполезная Госдума?
ВЕЛИКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПОЧИН
Нечаянная радость: вот-вот в Москве начнется строительство Парламентского центра. Эту долгожданную весть, призванную наполнить гордостью сердце каждого бесквартирного очередника и бомжа, поведал восхищенному миру через "Интерфакс" управделами президентской администрации Владимир Кожин.
А то ведь обнаружилась в России беда похуже чумы и плохих дорог — разлученные нижняя и верхняя палаты. Госдума, понимаешь, ютится в здании бывшего Госплана СССР на Охотном ряду, а члены Совфеда (страшно подумать!) теснятся в 10 минутах ходьбы во дворце упраздненного Госстроя РСФСР. Понятно, что разлука не дает законотворцам должным образом радеть о народном благе. Вот почему чиновники президентской администрации считают, будто "консолидация парламента в одном месте даст чисто экономический эффект".
Авторы великого строительного почина хотят поставить Парламентский центр рядом с Домом правительства на месте стадиона "Красная Пресня". А это вызывает протесты населения соседних домов. По многим причинам. И потому что стадион — действующий, где занимаются и взрослые, и дети. И потому что сейчас там рукотворный мемориал в честь известных событий "кровавой осени" 1993 года: фотографии убитых, газетные статьи, плакаты, листовки. И даже часовенка, возле которой служат молебны по всем невинно убиенным. Только по официальным данным, их в Останкине и возле Верховного Совета расстреляно не менее тысячи человек. Другого памятника им в Москве нет.
Разговор о строительстве центра ведется лет десять, еще со времен спикерства Геннадия Селезнева. Рассматривались разные проекты и места дислокации. Но никто толком не объяснил, зачем вымирающей России эти многомиллиардные траты? Чего не хватает думцам и сенаторам для успешного законотворчества?
Между тем именно в этом году, когда в Таврическом дворце невской столицы с такой помпой прошло празднование "100-летия российского парламентаризма", даже в среде депутатов, не говоря уже про население, все чаще возникают полемические вопросы о целесообразности ее существования в нынешнем виде. Дескать, нужна ли нам такая бесправная антинародная Госдума, которая является лишь придатком правительства? Что хорошего она сделала для народа?
После расстрела Верховного Совета в 1993 году ельцинские клевреты стремились изобрести такой парламент, чтобы он ни в коем случае не вздумал взбрыкнуть и отрешить "отца родного" от должности. Рабскую покорность новопридуманной Государственной думы решили закрепить законодательно. Это удалось. Отныне все законы депутатов подлежали обязательному утверждению президентом. Под ним, конечно, подразумевался Ельцин на все времена. А тот с помощью вето мог похоронить любой не понравившийся ему закон.
И по сей день Госдума может позволять себе "вольности" исключительно в пределах отведенных ей рамок.
Примечательно, что за 13 лет существования, под разговоры о демократии и вхождении в Европу, Госдума ни одного созыва не предприняла ни единого шажочка для повышения собственной значимости и самостоятельности. В этом ее главное отличие от европейских парламентов и американского Конгресса, который, скажем, в вопросах финансов стоит над самим президентом. Именно у него Буш-младший выпрашивает "дополнительные средства" на свои военные авантюры вроде югославской, афганской, иракской…
ШТАМП КАНЦЕЛЯРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
После того, как в нынешней Госдуме утвердилось "единороссовское" большинство, её несамостоятельность уже ни у кого не вызывает сомнений. Там ликвидировали мощное Аналитическое управление, которое на манер пушкинского зеркальца говорило правду о законотворчестве думцев и выдавало прогнозы последствий тех или иных законов. А они становились всё менее утешительными. Вот и разогнали аналитиков.
Сегодня свою роль "Единая Россия" видит исключительно в том, чтобы безоговорочно штамповать присланные из правительства законопроекты. Даже самые непопулярные, непродуманные и сырые получают путевку в жизнь. Такие, как, например, Кодекс о труде, Земельный, Жилищный кодексы, закон о "монетизации", то есть конфискации льгот, ударивший по десяткам миллионов людей.
Приказали в “Белом доме” "не пущать" законопроект "О преодолении коррупции", за который депутаты третьей Госдумы проголосовали в первом чтении еще в 2002 году, — и не "пущают".
Или вот не понравился коррумпированному чиновничеству закон "О парламентском расследовании", принятый в первом чтении в 2003-м году прошлой Думой, так его "единороссы" вообще сняли с рассмотрения. А взамен протолкнули такой выхолощенный и беззубый вариант, который депутат В.Илюхин назвал "законом о запрете парламентских расследований".
"УЗКИЙ КРУГ ОГРАНИЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ"
Не говорилось на торжественном собрании в Таврическом дворце и о том, что Госдума перестала быть органом, представляющим все слои населения. Она неподотчетна народу, а депутата, не оправдавшего доверия избирателей, невозможно отозвать. Это право у избирателей отобрали. Нет сегодня в нижней палате ни одного рабочего или сельского труженика — представителей главных производительных сил страны. Не найдешь ни рядового врача, ни учителя.
По свидетельству журнала "Финанс", в списке богатейших людей России думцы представлены очень весомо. Самая толстая мошна у члена фракции ЛДПР Сулеймана Керимова: его состояние оценили в 5,5 млрд. долларов. Два долларовых миллиардера у "Единой России" — отставной полковник внешней разведки Александр Лебедев и бывший гендиректор ЗАО "БИН" Саит-Салам Гуцериев. Рублевых миллиардеров — 28, или 6% от общего числа. Понятно, что больше всего их в "Единой России" — 23, еще три у ЛДПР. А всего в Думе и Совете Федерации более 40 рублевых миллиардеров.
КАК ГОЛОСУЮТ ДУХИ
Вот как оценивает полномочия нижней палаты председатель последнего Верховного Совета СССР, лучший спикер Европы 1991 года, доктор юридических наук профессор Анатолий Лукьянов. Он был депутатом трех созывов Госдумы, поэтому знает, что говорит:
— Верховный Совет, в отличие от Думы, мог принять к рассмотрению любой законопроект и любой вопрос, если даже он относился к компетенции правительства. Кроме того, Верховный Совет имел право контроля принятых законов и право толкования их. Сегодня Дума может только принять закон, но не может контролировать его исполнение, не имеет права рассматривать вопрос о назначении конкретного министра. Когда Томас Гоббс разработал свою теорию властей, он отмечал, что парламент как законодательный орган без контроля над исполнительной властью — бесправен. Именно такой у нас сегодня является нынешняя Дума…
Невозможно представить, чтобы правительства Н.И.Рыжкова или Валентина Павлова тайком от союзного Верховного Совета изобрели заначку в виде Стабилизационного фонда, куда бы стали перекачивать триллионы народных рублей. А затем размещать их под смехотворные проценты в банках США, стимулируя американскую экономику. Такое возможно только в России, где исполнительная власть полностью подмяла под себя законодательную — от Москвы до самых до окраин. Грустно и смешно, но сегодня самый немотивированный отрицательный отзыв правительства на любой законопроект Госдумы или регионального заксобрания ("в бюджете нет средств") автоматически означает его смерть.
Понятно, что для многих "единороссов" сидение на рабочем месте в Охотном ряду — обременительная тяжесть. Вот и не сидят, наезжая в свои кабинеты от случая к случаю. По списку в Думе 450 депутатов, а посмотришь в зал заседаний — от силы 30-50 человек. Остряки говорят, что законы у нас принимают привидения.
Но как быть, если для принятия закона нужно не менее 226 голосов, а присутствие народного избранника в зале заседаний по закону обязательно? Нашли лазейку: записали в регламенте норму, по которой депутат в "чрезвычайных случаях" может передавать карточку для голосования. То есть массовые прогулы членов партии власти приравняли к наводнениям, землетрясениям и прочим стихийным бедствиям".
Вот и носятся по проходам в минуты "волеизъявления" уполномоченные от фракций, нажимая кнопки, стараясь успеть "выразить мнение" отсутствующих коллег-прогульщиков. Благо, электронная система такой спринт позволяет. А мнение-то это известно заранее: как приказали в "Белом доме", так и проголосуют.
До анекдотов доходит. Как-то первый вице-спикер Л.Слиска, увидев на электронном табло, будто в зале зарегистрировалось 410 депутатов, воскликнула: "Депутатов-невидимок прошу снять шапки". Поскольку перед собой она видела не более 70 душ. Потом на одном высоком собрании пожаловалась председателю ЦИКа А.Вешнякову:
— У нас есть список из 93 депутатов, которые за полтора года в этом созыве либо ни разу не появлялись на пленарных заседаниях, либо приходили на них не больше трех раз. В основном это очень богатые люди, которые, видимо, не считают необходимым часто посещать заседания парламента.
Ну и что? Кто может повлиять на этих самых "богатых людей", которые, по рассказам, "забили" себе местечко на Охотном ряду еще на стадии формирования избирательных списков? Правильно — никто. Вот почему среди здравых политиков который год ведутся разговоры о том, что для налогоплательщика 450 сидельцев Госдумы — лишняя и непозволительная роскошь. Штамповать белодомовские законопроекты с успехом можно и меньшим числом.
ЗАЧЕМ ДУМЕ 450 ДЕПУТАТОВ?
Откуда же взялась эта непомерная цифра? Знатоки утверждают: сочинители ельцинской Конституции механически взяли её из Верховного Совета СССР. Но он, как известно, состоял из двух палат, и в него, кроме РСФСР, входили посланцы еще 14 союзных республик. По логике, думских сидельцев вообще должно быть в 15 раз меньше?
Сегодня, когда упразднены одномандатные округа, а выборы в Госдуму-2007 будут проводиться исключительно по партийным спискам, цифра 450 выглядит совсем несуразной.
— Был не слишком эффективный, но все-таки механизм связи депутата с избирателями, — говорит известный политолог Дмитрий Орешкин. — Теперь останется связь только с партией. Пробиться к депутату можно будет только через партийную иерархию. А разговаривать избиратели о своих бедах и нуждах будут с партийными клерками, секретарями по "чему-нибудь". Да и сами избиратели станут для будущих депутатов не столь важны.
Вот вам и развитие демократии, и "расцвет российского парламентаризма" в одном флаконе. Но об этом тоже не говорилось на показушном мероприятии в Таврическом дворце.
АВТОРИТЕТ — НОЛЬ!
Между тем, аппетиты попавших в Думу "народных избранников" всё растут. Из года в год они (по согласованию с правительством) повышают расходы на собственное содержание. Сегодня мы отчисляем каждому из них по 100 тысяч с лишним рублей в месяц на машины, спецномера, мигалки, дачи и прочие радости жизни. Это кроме жалованья.
По закону, зарплата каждого думца приравнена к окладу министра — на руки только без доплат им полагается ежемесячно свыше 80 тысяч рублей. А с доплатами и премиями?! Плюс льготные путевки на отдых, плюс бесплатное передвижение по стране и за рубеж. Плюс пенсия — 70% оклада. Это свыше 55 тысяч рублей с индексацией, в то время как средняя пенсия по стране — 2,5-3 тысячи рублей. Что и говорить — хорошо быть депутатом!
В прошлом году на содержание председателя Госдумы Б.Грызлова и его заместителей правительство отвалило 9 млн. 013 тысяч народных рублей. Ну, как не порадеть родным людям? На 2006 г. сумму подняли вдвое — 18 млн. 435 тысяч. Расходы на депутатский корпус и их помощников тоже повысили, хотя и не в разы — с 1 млрд. 53,5 млн. в прошлом году до 1 млрд. 132,3 млн. руб. в нынешнем. То есть почти на 80 миллионов рублей. Вот бы вышла экономия, если бы количество думских сидельцев удалось резко сократить!
Вообще, если бы население страны спросили, нужна ли ему такая прожорливая армия "заступников", среди которых 90% — "привидения", ответ не заставил бы себя ждать: "Не нужна!" Собственно, такой ответ и звучит во время социологических исследований. Сегодня уже около 80% граждан ни во что не ставят Госдуму. Таковы результаты опроса ВЦИОМа.
Почти половина — 43% опрошенных — заявили, что относятся к работе депутатов отрицательно, поскольку они приняли "ряд законов, ухудшающих жизнь населения страны". 34% населения оценивают деятельность Думы нейтрально, поскольку от парламента и законов "мало что зависит в реальной жизни". То есть всего депутатам отказали в доверии 77% российских граждан.
Так нужна ли населению вымирающей страны ничего не решающая Госдума числом в 450 сверхпривилегированных едоков? Достойна ли такая "ветвь власти", чтобы для нее возводили Парламентский центр стоимостью в 8-10 миллиардов рублей? Может, пора жить по средствам и по одежке протягивать ножки? Не лучше ли эти, совсем не лишние деньги направить на социальные нужды — содержание сирот, повышение пенсий, детских пособий, зарплат бюджетникам, помощь многодетным семьям?
Ответ оппозиционных депутатов: в таком беспомощном виде и доминировании "Единой России" она ничего хорошего дать людям не может. "А что касается затеваемого строительства Парламентского центра, так это явно коррупционный проект, — сказал один из них. — И цель его — пополнить за наш с вами счет карманы приближенных к власти строительных компаний, поставщиков электронного и прочего оборудования".
Так что сначала нужно наделить Госдуму властными полномочиями, сделать правительство подотчетным депутатам, а депутатов — своим избирателям. Тогда и можно говорить о строительстве Парламентского центра. Господа власть имущие! Сегодня возводить дворец для депутатов вообще где бы то ни было — позорно для вас, а возводить дворец на крови на месте гибели защитников Конституции и правопорядка — преступно.
1.0x