Авторский блог Редакция Завтра 03:00 17 октября 2006

ДВАЖДЫ ДВА = ПЯТЬ

0
№42 (674) от 18 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Синцов
ДВАЖДЫ ДВА = ПЯТЬ
Дети, в школу не собирайтесь!..
Сельская, деревенская, так называемая малокомплектная школа — идеальная форма обучения и воспитания. Десять учеников в классе и в школе вообще. В городе такое могут себе позволить только в частных, платных, элитных заведениях, куда детей возят личные шоферы родителей. Но это великое и, может быть, единственное преимущество деревни, сводится к нулю новой системой финансирования школ, когда бюджет их зависит единственно от числа учеников. Министр Фурсенко считает это “реформой”, сельские педагоги — издевательством. На каждого в месяц по 600 рублей и точка. И получается в деревне — шесть тысяч рублей на зарплату двум-трем учителям, на отопление, ремонт, подвоз учеников с дальних ферм...
Всем поровну, всем по двадцать баксов. И в деревне, и в столице. Запредельная справедливость, граничащая с уравниловкой. Все просто, как дважды два — четыре. Но именно такая простота хуже воровства. Потому что в школе между учениками и учителями действуют закономерности более сложные. В отношениях учителей и учеников, между прочим, невооруженным взглядом просматриваются и такие законы, как, например, переход количества в качество. Причем отнюдь не в классическом виде, а в обратном. Чем больше птенцов в гнезде, тем меньше пищи (духовной пищи в случае с учениками) достается каждому из них в отдельности. Одна тридцатая энергии, внимания, любви перепадает каждому ребенку в классе городской школы. В сельской эта доля в три-четыре раза выше, а оплата труда педагога во столько же раз ниже.
Педагог подобен артисту. Это очень близкие профессии: там и тут необходимо передать в концентрированном виде некий поток информации, заразить, очаровать, добиться аплодисментов или хотя бы элементарного признания. А каким образом нынешний артист решает свои материальные проблемы? Правильно. Он организует гастроль, собирает как можно больше публики на стадионах. Другими словами — совершает чёс. От слова начёсывать, вычёсывать. Вычёсывают подшерсток у овец, самый нежный и ценный мех.
Педагогический чёс после перехода к подушевому финансированию охватил теперь все городские школы. Это такая зараза. Набирают как можно больше детей, если и не стадионы, то битком набитые классы. Сражаются за платное классное руководство, за платные консультации. Мысли о высоком, добром и вечном отступают на второй план. Вернее, переселяются, вьют себе гнездо в глухой провинции, в сельской школе, где среди учителей еще жив дух подвижничества.
Но, конечно, всякое подвижничество, хотя это качество и имеет идеальную природу, должно быть оценено, поддержано обществом материально. Штучное, эксклюзивное обучение и воспитание в малокомплектных сельских школах должно быть выделено в отдельную строку бюджета. В противном случае политика подушевого финансирования превратится в политику истребления сельских школ. Как оно, собственно, и происходит при министре Фурсенко.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x