Авторский блог Редакция Завтра 03:00 10 октября 2006

ЭТАЖИ И МУЛЯЖИ

№41 (673) от 11 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Геннадий Зеленцов
ЭТАЖИ И МУЛЯЖИ
Россия — на задворках стройиндустрии мира
При слове "стройка" почти у каждого россиянина поневоле возникает образ увязшего по колено в грязи человека с совковой лопатой и отвратительного грязевого бассейна стройплощадки, залившего все окрестности. В последние годы к этому образу добавился только один элемент: лицо строителя резко посмуглело и приобрело отчётливые азиатские черты выходца из Таджикистана или Узбекистана. В простонародье "гастарбайтера".
Казалось бы, что может быть консервативнее строительства и проще профессии строителя? Стройка она и есть стройка. И хотя известные по стихотворению классика каменщики в белых фартуках давно уступили места монтажникам, которые за считанные недели и месяцы поднимают на пустырях дома и промышленные объекты, отношение к строительству у большинства россиян довольно скептическое. Мало кто назовёт профессию строителя романтической и уж тем более стратегической.
Однако не стоит столь легковесно относиться к строительству. Не стоит забывать, что все семь чудес света являются ничем иным как гигантскими сооружениями, и именно архитектурные объекты являются лицом и брендом очень многих стран.
Сегодня невозможно представить себе Египет без знаменитых пирамид Гизы, Францию без Эйфелевой башни, Америку без Статуи свободы, а Россию без характерных шпилей Кремля и Собора Василия Блаженного, Италию без Колизея и Пизанской башни.
Но всё это бренды прошлой славы.
А сегодня борьба в мире строительства идёт непрерывная и острейшая борьба за первенство в строительной индустрии. И это борьба не только за престиж, но и прежде всего борьба за обладание самыми передовыми технологиями, которые позволяют получить доступ к ранее даже не предполагавшимся возможностям и стратегическим преимуществам.
Сейчас мировые технологии подошли к такому уроню, когда строителям и инженерам стали по плечу уже управление ландшафтами формами и объёмами материалов ранее недоступным.
Есть два основных направления в этой гонке: мосты и высотные здания, чуть особняком стоит строительство сверхобъёмных промышленных и социальных объектов — цехов, ангаров, стадионов и т.п.
И чтобы понять, как далеко ушли здесь мировые лидеры, нужно немного рассказать о самых уникальных сооружениях.
Всего два года назад во Франции компанией "Eiffage", строившей в своё время всемирно известную Эйфелеву башню, был сдан в эксплуатацию мост New Millau bridge длиной 2460 м и шириной 32 м. При этом самая высокая точка моста расположена на высоте 343 м от земли — что почти на 50 метров выше знаменитого ресторана "7 небо" Останкинской телебашни. Мост был построен всего за 3 года. Гарантированный компанией срок службы моста составляет 120 лет. О технологиях строительства стоит сказать только одно: когда две половины моста сошлись на трёхсотметровой высоте, расхождение по вертикали составило 5 миллиметров, а расхождение по длине 7 миллиметров.
Особое направление строительства — так называемые подвесные мосты. Одни из самых красивых и впечатляющих мировых архитектурных сооружений, потрясающие своей внешней лёгкостью и изяществом.
Восемь лет назад был сдан в эксплуатацию висячий мост, соединивший между собой острова Хонсю и Сикоку Akashi-Kaikyo в Японии. Этот мост на сегодняшний день является мостом с самым большим пролетом (1990 м), при этом полная длина моста составляет 3910 м. Высота пилонов — 285 м. Глубина пролива в месте сооружения пилонов варьировалась от 55 метров до 70 метров! Их сооружение было поистине грандиозной задачей, потребовавшей нестандартных решений. Достаточно сказать, что выведенные в море и затопленные стальные цилиндры большего фундамента диаметром 80 м и высотой 65 были опущены на дно, и отклонения от проектного положения вдоль оси моста составило 21 мм, поперек оси -15 мм (против допускаемой ± 1 м), средняя величина переуглубления по вертикали — 195 мм, наклон по оси север-юг — 0,041°, а по оси восток-запад — 0,083°.
А если вытянуть в длину все стальные тросы моста Акаси-Кайкё, то ими можно было бы опоясать Землю целых семь раз, при этом прочность отдельного стального "волоска" сечением в 1 мм выдерживает вес легкового автомобиля!
Мост предназначен под шестиполосное скоростное движение автотранспорта и рассчитан на восприятие шквальных ветровых нагрузок и 8,5-балльное (по шкале Рихтера) землетрясение. И это не просто слова. Ещё недостроенный мост пережил восьмибальное землетрясение в Кобе 17 января 1995 года и устоял.
Сейчас идёт разработка ещё более грандиозного сооружения. К 2011 г. должен появиться подвесной мост, соединяющий Сицилию и Апеннинский полуостров. Длина пролёта, предположительно, составит 3900 м. Затраты оцениваются в 6 млрд. евро. Если проект будет осуществлён, то этот мост станет самым большим в мире.
Не отстаёт от мировых строительных лидеров и Китай. Год назад в Китае было закончено строительство самой высокогорной в мире железной дороги. Ее протяженность от Синина (административного центра провинции Цинхай) до Лхасы (административ- ного центра Тибета) составляет 1926 километров, а регулярные поезда начнут курсировать 1 июля 2007 г. Большую часть пути поезд будет проходить на высоте 4000 м, а в самой высокой точке поезд пройдёт на отметке 5072 метра. Поэтому в вагонах специально предусмотрено специальное барометрическое оборудование, обеспечивающее комфортные условия для пассажиров и стёкла с ультрафиолетовыми фильтрами. Достаточно сказать, что глубина некоторых горных провалов, над которыми проходит дорога, составляет более 500 метров, дорога проходит через восемь ледников и имеет более 100 тоннелей, а средняя скорость на высокогорных участках составит 100 километров в час.
Такая же гонка идёт в высотном строительстве. Сегодня самым высоким зданием в мире является 101-этажный небоскреб, возведенный на Тайване и получивший название Taipei-101. Его высота составляет 508 метров.
Он отобрал пальму первенства у двух башен-близнецов Сити-центра Куала Лумпура компании "Петронас", чья высота составила 452 метра. Их рекорд продержался менее пяти лет…
Кто-то скажет: зачем нужны эти безумные архитектурные изыски?
Но скептикам можно напомнить, что всего сто лет назад строительство стальной башни-фермы в центре Парижа вызывало бешеную критику скептиков, считавших это ненужной и глупой затеей. Но при строительстве башни было разработано и внедрено более пятисот инженерных решений, которые затем были использованы в самых разных отраслях от металлургии и химии до кораблестроительной промышленности, а сама башня стала символом Франции. Проекты такого масштаба развивают не только архитектурную и конструкторскую мысль, но и прежде всего генерируют новейшие технологии и инженерные решения. Это, если хотите, полигоны будущего. Ведь ещё сто лет назад строительство двадцати — тридцатиэтажных домов считалось чрезвычайно затратными изысками, а сегодня это уже просто позавчерашний день строительной индустрии.
А что же Россия? К сожалению, в современной России строительство как искусство будущего просто вырождается.
С одной стороны, российский рынок сориентирован на массовое строительство коттеджей, домов, бань и прочих строительных объектов минувших веков, где сейчас занята львиная доля российских строителей, инженеров и архитекторов.
Другой сегмент российского рынка — капитальное строительство, где сейчас валом идёт строительство низкокачественного и массового жилья, всякого рода панельных проектов и "элитного" (по ценам), но не по технологиям и качеству жилья. Этот сегмент в основном возводится руками тех самых "гастарбайтеров", о которых мы упомянули вначале. Фактически неквалифицированных рабочих, которые в рабских условиях без всякого соблюдения технологий лепят продажные "квадратные метры". Называть эти бригады строителями просто стыдно. Среднее время работы такого строителя в индустрии — 2-3 сезона, после чего они либо переходят на индивидуальное строительство, где заработки выше, либо просто бросают всё и уходят со стройки. Текучка таких "строителей" в московских строительных фирмах достигает 40% в год.
И всё же лицо строительной индустрии, место государства в мировой строительной иерархии определяет не это массовое строительство, а третий сегмент — уникальное строительство. Работа над теми самыми проектами, о которых мы рассказали выше.
После десятилетий лидерства в этой сфере, где в годы СССР строителями возводились десятки уникальных сооружений и объектов, сейчас здесь наступил почти полный коллапс. Уникальные специальные СМУ почти все распались, коллективы развалились, а те немногие, что уцелели, влачат жалкое существование. Многие уникальные технологии утрачены, оборудование и техника устарели на целое поколение. И теперь уже стало в порядке вещей, что самые сложные и масштабные проекты доверяются иностранцам, имеющим и опыт, и технологии, и оборудование, и квалифицированные кадры.
Так, строительство башни "Федерация" (420 метров) осуществляет международный холдинг, в который входят такие киты высотного строительства, как (Turner (США), Tornton Tomasetti (США), Hyatt International (США), Каскташ (Турция), Ант Япы (Турция), Deloitte & Touch (Швейцария), Thyssen Krupp (Германия), Liebherr (Герамния), Wordsearch (Англия), а возводится башня руками почти трёхсот китайских строителей-высотников, специально нанятых в Поднебесной для осуществления этого проекта.
Если мы хотим сохранить статус державы, то мы должны вернуться в мировую хай-тек строительную группу. Необходимо изменить отношение к строительной индустрии, навести наконец на этом рынке порядок, провести техническое и технологическое перевооружение отрасли. Восстановить престиж профессии строителя, сформировать высококвалифицированные коллективы. И конечно, необходимы масштабные проекты, способные вывести Россию в лидеры мирового строительства. Нужны инвестиции в промышленность, энергетику, градостроение. И пока сюда не придут деньги, мы всё также будем плестись в хвосте мира, а заезжие турки будут нам, как пел Б.Г., "строить муляжи Святой Руси за полчаса"…
1.0x