Авторский блог Редакция Завтра 03:00 15 августа 2006

КРАХ У ВОРОТ

№33 (665) от 16 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
КРАХ У ВОРОТ
Чем грозит России кризис доллара? «Круглый стол» в редакции «Завтра»
Юрий ГРОМЫКО.
Кстати, реально новая система глобальной экономики может конструироваться, во-первых, на базе реальных материальных запасов, а во-вторых, на основе крупнейших глобальных инвестиционных проектов — по Ларушу. Туда можно затянуть и Японию, и Китай. Например, в мегапроект сверхскоростной магистрали — поездов на магнитной подушке, связывающих Европу и Китай. Что это даст всему миру? Выход в новый технопромышленный уклад: развитие лазерной техники, новых материалов, сверхсовременного машиностроения. Это — проект на полвека, выталкивающий весь мир в новую эру. Причем в таком проекте участвует Россия, пожиная свои выгоды.
Подобных мегапланов может быть несколько. И в них можно вовлечь колоссальные финансовые резервы Японии и Китая, в девальвации долларовой части которых эти страны совершенно не заинтересованы. Россия может выступить инициатором и участником таких проектов создания новой глобальной инфраструктуры. Вот, пожалуй, главный наш шанс в финансовом цунами. Нужно выдвигать грандиозные международные проекты, ведущие к перевооружению мировой индустрии. К тому же, тем самым можно раскалывать и Америку, отделяя тамошних патриотов от финансовой камарильи. Ларушевцы, в последнее время глубоко проникшие в политический истеблишмент, становятся в таком случае нашими союзниками. Просто в нашем правительстве не видно людей, способных начать такую политику...
Что же касается опасностей для РФ, то главная из них, на мой взгляд, заключается в том, что глобальный кризис приведет к исчезновению всяких норм международного права. Войны будут начинаться по каким угодно направлениям и поводам. Причем везде. Мы получим конец системы, основанной на принципе суверенных государств (Вестфальский мир 1648 г.). На смену придет право сильного, эгокультурность (по покойному Шушарину).
Максим КАЛАШНИКОВ.
Вот у нас как-то само собой началось обсуждение того, какие угрозы для Российской Федерации возникнут при крахе доллара.
Михаил ХАЗИН.
Что означает падение мировых цен на "черное золото" до нескольких долларов за баррель для экономики РФ, завязанной на нефтегазовую "трубу", говорить не надо. Но одновременно возникает перспектива ожесточенных конфликтов внутри российской "элиты", о чем уже сказал Александр Нагорный.
Почему? Представьте: средства резервов Центробанка РФ и Стабилизационного фонда исчезают в западных банках-банкротах. Они ведь лежат не на счетах федерального казначейства, а именно в частных банках — ибо, в отличие от них, казначейство откатов не платит. "Сгорают" и деньги российских олигархов, хранящиеся за пределами России. Пирамида богатства рушится, и вместо десяти мультимиллиардеров, пятидесяти просто миллиардеров, пятисот мультимиллионеров и так далее — у нас образуется некий конгломерат из нескольких десятков тысяч людей, у каждого из коих есть "кэшем", то есть наличными, от 50 до 100 миллионов долларов. Цена на нефть — 7 долларов за баррель, при этом спрос резко упал. Экспортные поставки России резко уменьшаются. С газом — вопрос отдельный, потому что он нужен Европе. Но газ контролируется известно кем. И вот тогда любой обладатель пятидесяти "лимонов", раньше смотревший на многомиллиардных олигархов снизу вверх, с завистью и злобой, вдруг смекнёт: "Эге! У этого крутого теперь осталось всего сто миллионов. Так его сейчас замочить можно и отобрать деньги и собственность... Пока он еще не набрал новые активы!"
Учтите: мы окажемся в ситуации, когда у нас пропали накопленные с 2000 года резервы, когда больше нет источников пополнения бюджета, зато большие сложности с промышленным производством. Ведь за последние два года политика Кудрина и Грефа привела не только к уничтожению производства, но и к его новому уходу "в тень". Потому промышленность налогов не платит. Я не говорю уж о коррумпированности силового аппарата РФ. А на всё это наложится еще и внутриэлитный конфликт.
К чему это приведет? Тут возможны разные варианты. Первый — консолидация общества, объединение с Белоруссией, Украиной и Казахстаном. Ну, не со всей Украиной, а с ее Востоком и Югом — источниками столь нужного нам зерна. Вообще, для выживания придется создавать некую автаркию, куда РФ и Казахстан принесут свои энергоресурсы и сырьевые источники, Украина — плодородные земли и продовольствие, высокоразвитую промышленность, а Белоруссия — неразрушенный индустриальные потенциал и хорошо подготовленные кадры рабочих и инженеров. При этом на Украину можно послать десять дивизий безработных, в Казахстан — пять. К войне это не приведет, поскольку Украина, скажем, в военном плане практически беспомощна, а обитатели её "русской части" терпеть не могут господствующих "западенцев".
Вариант второй: в РФ начинается гражданская война. Вспыхивает борьба за скудеющие источники валюты, некоторые регионы пытаются отделиться от прожорливой и бесполезной Москвы.
Ну, и так далее... Вариантов действительно много. Но вначале старая элита должна друг друга перебить и перегрызть. Пока она у власти — никаких позитивных действий, да и просто действий, быть просто не может.
Георгий МАЛИНЕЦКИЙ.
Михаил Хазин развернул несколько захватывающих сценариев будущего. Но все они имеют свой горизонт прогноза, и мы не можем заглянуть в грядущее слишком далеко. Система выкидывает неожиданные и непредсказуемые фортели в силу своей сложности. Поэтому будущее всегда не единственно. У него — разные варианты. Мы, по-видимому, находимся в точке бифуркации, в точке слома тенденции и выбора между разными сценариями грядущего. События можно пустить либо по одному варианту, либо по другому. Спрашивается: по какому? Вот мы рассуждаем о шансах России. Но кто в РФ просчитывает эти сценарии? У нас вообще есть какая-то политическая воля, чтобы правитель взял и послушал бы экспертов? Я уж не говорю о мощных "мозговых трестах", как в США, таких как знаменитая корпорация "РЭНД" или Институт сложности в Санта Фе.
Все попытки создания в РФ аналога "РЭНД" (института для управления будущим, а не только прогнозирования) много лет блокируются на уровне Академии наук, Правительства и Администрации Президента РФ! А ведь пытались многие: и наш институт, и Кургинян с его Экспериментальным творческим центром. Не секрет, что закрыли даже единственную телевизионную передачу, где обсуждалось будущее страны — "Россию-2030" Александра Гордона. Поймите: в РФ некому просчитывать сценарии! Государственная машина страны слепа и глуха. Это что — случайность? Думаю, нет. Но если Россия не имеет своих "мозговых трестов", то неизбежно становится игрушкой в руках тех, у кого такие структуры прогноза и управления будущим имеются.
Для того, чтобы говорить о шансах России и других цивилизаций, нам нужно иметь сильные "мозговые центры". Они есть у США, у Китая, у Индии, у исламских стран. Есть у них и стратегические, долгосрочные цели. А у России? Нет ни того, ни другого. С кем мы готовы воевать? РФ только что приняла программу вооружений до 2010 года. Оказалось, мы даже не знаем, что нужно стране: танковые дивизии, комплексы ПВО или ядерные заряды. Вероятный противник даже не определен. Международный терроризм? Так против него не танки нужны, а сильные спецслужбы. И коли нет ясно обозначенных целей страны, если мы не занимаемся мониторингом событий и тенденций, то у РФ нет никаких шансов на будущее. По какому бы сценарию ни начал развиваться кризис!
Максим КАЛАШНИКОВ.
То есть РФ — система слепая, лишенная "мозга" и субъектности, не имеющая цели движения?..
Георгий МАЛИНЕЦКИЙ.
Совершенно верно! Вот мы говорим: "Россия". Но ведь "России" у нас нет. Общество расколото. Есть группы людей, которые будут крысятничать в любом случае: хоть падает доллар, хоть растет. Найдутся те, кто поживится и на том, и на другом, наплевав на интересы страны. Есть те, кто считает: "Чем хуже — тем лучше". Правящая элита и все остальные обитатели РФ — два разных народа. С разными рынками, идеологиями, наборами смыслов.
Михаил ДЕЛЯГИН.
Остановлюсь на двух принципиальных моментах. Удорожание нефти (и энергии) подстегнет китайскую экспансию. Нам в этой ситуации придётся хуже всех, ибо вопрос касается жизненного пространства. Китай просто обречен двигаться в сторону Забайкалья, Восточной Сибири и Дальнего Востока — копилки природных ресурсов, сильно обезлюдевшей с советских времен.
Ключевую роль сыграет и Казахстан — перекрестье коммуникаций. Тут многое зависит о того, как пролягут трассы трубопроводов. Если по линии "Баку—Джейхан", то эта "труба" отсечет от РФ газ Туркмении и Узбекистана. А мы без него не можем существовать уже сегодня: своего газа для внутреннего потребления и существующего экспорта РФ давно не хватает. Если же трубопровод пойдет не в Турцию, а в Китай, проблемы для РФ останутся теми же. Китай поглотит газ Средней Азии, оставив нас с дефицитом "голубого топлива". Поэтому жизненно важная задача для Москвы — "взять" Казахстан так, чтобы прихватить еще и туркмен с узбеками. Как минимум — Туркмению, ибо это проще.
Увы, всё это накладывается на внутренние проблемы РФ. Например, на "проблему 2008 года", которая в рамках правил не решается. И лучше взорвать эту ситуацию самим, не дожидаясь, когда это сделают американцы. Но пока ничего, кроме аннексии Абхазии, в голову не приходит. С последующей "маленькой победоносной войной" РФ против Грузии. Делить Украину ребята в Кремле боятся смертельно. Проект отделения Северного Казахстана (Южного Урала) тоже умер, поскольку также для них слишком сложен. Присоединение Туркмении вообще не рассматривается.
Каковы же главные внутренние проблемы РФ перед лицом глобального кризиса-перехода? Первая — мотивация правящих верхов. Они до сих пор глядят на мир с точки зрения мелкого лавочника. Они не воспринимают Большой Шанс. Они не понимают, что можно сделать нечто великое и сохранить систему. И даже не понимают, зачем об этом мыслить. На все наша правящая "элита" смотрит с точки зрения банального потребителя. Поэтому Запад прекрасно понимает: всё, что он не возьмет в нынешней России, возьмут китайцы. Любой распад РФ — воплощение страшного сна Запада, когда всё, что находится восточнее Урала, становится китайским. А с западными инвесторами в Сибири поступят так, как часто поступают с ними сегодня в КНР. Как? Очень культурно. Иностранцам говорят: "У вас доля в предприятии — 50%, на паритетных с Китаем началах? Продайте, пожалуйста, один процент нам. По хорошей цене..." И ведь уступают просьбам! Потому что ситуация изменилась. Теперь Китай не так зависит от иностранных инвестиций. Никто ничего не конфискует — этого не нужно: просто все вынуждены работать по китайским правилам...
Максим КАЛАШНИКОВ.
Мы пришли к общему выводу, что неизбежный кризис доллара, кризис мировых финансов станет манифестацией острого кризиса всей прежней модели развития цивилизации, лидерами которой выступали США и Европа. И с тем, что России нужно ставить на прорыв в новую эпоху, на технологическую и социальную революцию. Но в нынешнем виде РФ на подобное неспособна. Любой сценарий кризиса, инфляционный и дефляционный, для нее может стать смертельным ударом.
Гибель и конфискация ждет большинство капиталов, вывезенных россиянской элитой за рубеж. Многие "новые русские" по большей части обанкротятся, а их попытки вложить доллары, "нажитые непсильным трудом" во что-то ценное, наткнутся на непроницаемый "антиотмывочный" барьер. В результате и "властная вертикаль", и весь класс "новорусских" в РФ окажется шокирован и деморализован, впадет в смятение и отчаяние. Но такое же отчаяние испытают и миллионы нормальных людей. У кого-то сгорят сотни, у кого-то — тысячи, а у кого-то — и десятки тысяч долларов. Общество, можно сказать, "слетит с катушек". Толпы бросятся скупать сахар, соль, спички, консервы — мы это уже проходили не один раз...
Что дальше? Развал РФ. Сырьевые регионы, стремясь выжить и не делиться с Москвой, пойдут на отделение. У кого-то основой выживания станет нефть, у кого-то — уголь и газ, а у кого-то — богатства моря, рыба, крабы и моллюски. Все это сепаратисты кинутся менять на зерно, лекарства, потребительские товары. Огромные города погрузятся в холод и голод.
Надо сказать, что печальные перспективы ждут и Украину, и Белоруссию, и вообще все "независимые" страны СНГ. Но РФ придется тяжелее всех — особенно если мировой финансовый кризис совпадет по времени с президентскими выборами 2008 года. Когда люди, осатаневшие от восьмилетнего господства неумной и вороватой клики и от бездарной комедии "укрепления государства", бросятся в крайность и примутся голосовать за приверженцев региональной самостийности и за прозападных "демократов". Ведь сегодня Москва, сдирая с регионов семь финансовых шкур, не предлагает взамен никаких настоящих национальных проектов развития, просто прожирая, разоровывая и спуская в унитаз несметные миллиарды. Да регионалы при первой возможности сбросят иго такой Москвы! Наложите на это еще одну опасную перспективу: именно в 2008-м графики выработки и потребления электроэнергии в РФ пересекутся. А это грозит нехваткой электричества, тяжелыми системными авариями с обесточиванием городов и целых экономических районов!
Безусловно, нужно загодя принимать меры. Уже давно предлагается подстраховаться и перейти к торговле газом и нефтью из РФ на рубли. Например, по клирингу. Тогда западники, чтобы получить целковые, должны будут завозить сюда товары, продавать их — а выручку тратить на закупку энергоносителей. Ведь нефть, газ и уголь будут нужны и входе кризиса, и после него. Европа, США и Китай, чтобы не остаться без топлива и смазочных масел, смогут расплачиваться за них всё теми же продовольствием, лекарствами, товарами. Главное — вовремя ввести такой механизм, начхав на все окрики из Вашингтона, вопли ВТО и прочее.
Жалею, что в стране нет дееспособной оппозиции, занятой не играми в "оранжизм", не подготовкой к очередным выборам, а наращиванием финансовых, организационных, кадровых и прочих "мускулов" в преддверии решающего часа.
Мировой финансовый кризис мог бы стать звездным часом патриотов. В одночасье рухнут устои и опоры действующего режима. Гибель всех сбережений, девальвация твердых валют (или исчезновение золото-валютных резервов, пересыхание бюджетных поступлений и конфискация капиталов россиянских олигархов на Западе) лишат "беловежских правителей" поддержки бизнесменов и среднего класса — потому что те лишатся практически всего. Армия и МВД? Их уже не купишь. И золота у россиянского режима на всех не хватит: его запас ничтожен даже по сравнению с 1985 годом. Останется ни с чем бюрократия. Часть её можно даже увести в стан революционеров. Ибо все понимают: после кризиса восстановить богатства смогут лишь те, кто допущен к "трубе" и к пилению бюджета. А эти места плотно заняты известно кем. Эти граждане никого к золотоносной жиле не подпустит.
Власть окажется парализованной. В такой момент ее можно опрокинуть, создав чрезвычайный кабинет национального спасения, создав аналог красной (национальной) гвардии, введя систему жесткого распределения продовольствия и предметов первой необходимости среди граждан. Благо, нынешние возможности информтехнологий позволяют создать безупречную карточную систему. Да, на время нам понадобятся ЧеКа, продкомиссии, уполномоченные Совнаркома на местах, Совет труда и обороны. Да, померзнем, поживем впроголодь. Но это лучше, чем неконтролируемый хаос с развалом. Главное сегодня — не дать событиям застать себя врасплох. Не стать заложником безответственной правящей "элиты". Подготовиться к бою. Не потерять страну под ударами глобального шторма. И твердо уяснить: себя и страну можем спасти только мы сами.
1.0x