№31 (663) от 02 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
ПОЛИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ НРАВСТВЕННОЙ
Во втором съезде Международного союза исламских ученых, проходившем недавно в Стамбуле, приняли участие делегации из более чем сорока государств. В их числе была и весьма представительная делегация из крупнейшей мусульманской страны мира — Индонезии (свыше 200 млн. человек), возглавляемая председателем парламента д-ром Хидайятом Hyp Вахидом, который любезно согласился ответить на вопросы газеты «Завтра».
«ЗАВТРА». Очень приятно и одновременно неожиданно увидеть здесь столь значительную политическую фигуру. Как получилось, что вы принимаете участие в этом съезде?
Хидайят Нур ВАХИД. Дело в том, что я не только председатель парламента, но и исламский ученый, получивший образование в Университете Медина (Саудовская Аравия). Имею звание профессора, преподавал в высших учебных заведениях своей страны. До того, как стать спикером, возглавлял исламскую партию "Справедливость и благоденствие". Когда меня избрали на высший пост в парламенте, я отказался от председательства в партии и полностью сосредоточился на деятельности в парламенте, направленной на благо всего индонезийского общества. Повторю еще раз, что меня пригласили сюда не как спикера индонезийского парламента, а как ученого-исламоведа. К тому же, я пишу статьи на исламские темы, у меня есть своя исламская программа на телевидении, а также я руковожу одной мусульманской культурно-просветительской организацией. Вот поэтому-то вы и видите меня здесь.
«ЗАВТРА». Не могли бы вы рассказать, какую роль играет ислам в политической жизни Индонезии?
ВАХИД. Это очень хороший и важный вопрос. Вы причислили меня к политическим деятелям...
«ЗАВТРА». Еще бы: вы ведь парламентский спикер!
ВАХИД. Мне же хотелось бы, в свою очередь, обратить ваше внимание на то, что исторически мусульманские ученые играли исключительно важную роль в жизни общества. В исламе никогда не наблюдалось того разделения между учеными и политиками, которое присуще, скажем, христианству. У нас всё было взаимосвязано, и религия имела отношение абсолютно ко всему, а не находилась где-то сбоку, в стороне от жизни.
Разделение религии и политики ведет к забвению морали, отходу от нравственных принципов и высших духовных ценностей. Это и есть главная причина порчи во всем — той самой коррупции, ставшей неотъемлемой чертой политических деятелей чуть ли не во всех странах. Поэтому мы и хотим, чтобы религия не отсутствовала, а присутствовала бы в политике, которой надлежит стать нравственной. Тем самым поднимется уровень политической деятельности, она станет чистой, достойной и принципиальной, и будет служить благу всего народа, а не только отдельных личностей, групп или кланов. На мой взгляд, не может и не должна существовать демократия без нравственности...
Исторически сложилось так, что в жизни Индонезии ислам всегда играл и играет очень большую роль. Если нормальная политическая жизнь подразумевает наличие различных партий, то у нас с давних времен существовали два вида партий: исламские и националистические. Первая политическая партия "Шарикат ислам" была образована в 1911 году. Пятнадцать лет спустя, в 1926 году, появилась националистическая партия, основанная Сукарно, которому было суждено впоследствии стать президентом. Интересно отметить, что он был, если можно так выразиться, учеником основателя "Шарикат ислам" Аминуто.
Мусульмане Индонезии никогда не испытывали проблем с участием в политической жизни своей страны. У нас существуют несколько исламских партий, и они непременно участвовали во всех выборах, во всех политических мероприятиях. Стоит, вероятно, обратить внимание и на то, что даже тогда, когда они достигали вершин власти, они никогда не диктовали и не навязывали своего мнения другим. Так, когда в нашей стране ставился вопрос о том, что должно быть основой государства: ислам или национализм, — лидеры националистов заявили, что если это будет ислам, то они не признают такого государства. Мусульманские руководители не ответили им тем же самым, не выдвинули никаких категорических требований, ибо, по нашему глубокому убеждению, главное — сохранение единства народа. Мы согласились с тем, чтобы государство строилось на базе национализма, националистических ценностей. Опыт Индонезии наглядно показывает, что во имя блага всего общества, всего народа, исламские партии могут успешно сотрудничать и даже находить общий язык с теми, кто придерживается совершенно иных взглядов.
«ЗАВТРА». Что вы ожидали от этого съезда мусульманских ученых, и каковы ваши впечатления от увиденного?
ВАХИД. На этот съезд собрались мусульмане, принадлежащие к самым разным школам и направлениям ислама. Но, несмотря на это, несмотря на все различия и расхождения во взглядах, порой довольно значительные, все мы — братья, и наша встреча, несомненно, поможет лучшему пониманию и укреплению связей между нами. Мы, мусульманские ученые, призваны содействовать сближению между всеми людьми и достижению мира во всем мире. Помимо того, наша задача показать всем опасность и ошибочность экстремизма и терроризма, невозможность с их помощью решать какие-либо проблемы. Это — страшное зло, с которым должно быть покончено, и от которого нужно стремиться уберечь людей. Подлинный ислам — срединный, умеренный путь.
Необходимо поднять значение религии, чтобы она сумела сыграть предназначенную ей роль во имя процветания всей мировой цивилизации.
«ЗАВТРА». Что вы знаете о российских мусульманах? Ведь их в нашей стране больше 29 миллионов...
ВАХИД. Честно признаюсь, у большинства индонезийцев нет ясного представления о положении российских мусульман. Я искренне сожалею об этом и надеюсь, что этот пробел будет устранен. В Индонезии много различных исламских организаций, поддерживающих отношения с единоверцами из других стран, в том числе, естественно, и из такой великой страны, как Россия.
Должен сообщить вам, что мною получено приглашение посетить Россию. Но я отложил свой визит из-за того, что президент Владимир Путин и председатель Думы Грызлов были чересчур заняты подготовкой к саммиту G-8 в Петербурге. Тем не менее, надеюсь, что мне удастся съездить в вашу страну в ближайшем будущем.
«ЗАВТРА». Разрешите поблагодарить вас за эту беседу и выразить надежду на то, что ваш предстоящий визит к нам будет способствовать налаживанию братских связей не только между нашими государствами, но и между мусульманами обеих стран.
Беседу вел Валентин ПРУССАКОВ
Стамбул
1.0x