Авторский блог Редакция Завтра 03:00 25 июля 2006

ТАК!

№30 (662) от 26 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
ТАК!

Прошло уже десять лет после ухода Сергея Курехина. Его ощутимо не хватает. Только выпавший в полный неадекват Галковский как-то брякнул, что забыли Курехина, только Ленин-гриб от него остался.
Хотя в некотором смысле Курехин по-прежнему влияет на музыкальную жизнь. В Москве и Санкт-Петербурге при большом внимании публики ежегодно проходит "СКИФ" (Сергей Курехин International Festival) — крупное собрание отечественных и зарубежных авангардных музыкантов. Последняя книга Дугина "Поп-культура и знаки времени" посвящена памяти Курехина, который навеял ее многие темы и сюжеты. Павел Крусанов пошел дальше и воскресил Курехина в своем новом романе "Американская дырка", и тот повел войну на разрушение "меркантильного человечника" с его главным символом — США.
Блистательный композитор, музыкант, Курехин создавал "реанимирующую, выпрямляющую, страдающую и побеждающую музыку, не требующую ничьих комментариев". Курехин констатировал ситуацию паралича культуры, поэтому избирал особую стратегию взаимодействия с обществом, устраивая тонкие культурные провокации, по адекватной реакции на которые можно безошибочно определить своих. Его знаменитый смех был далек от кривляния, скорее это была особая форма работы с окружающей реальностью Общества Спектакля. Словно средневековый алхимик, Курехин синтезировал новое творческое откровение, способное вывести искусство из рамок безопасной резервации.
"Сейчас происходит битва Богов. Не соревнование идеологий, не борьба идеологий, а именно битва Богов! Такое ощущение, что должна появиться какая-то другая цивилизация, на принципиально других основах, нежели та, что существовала все последнее время. Столпы нашей цивилизации, Шекспир, Данте, Гомер, уйдут, как точки отсчета. Приходит другая цивилизация, которая назовёт другие имена и будет базироваться на них. Люди раньше эти имена называли антикультурой.
Это не просто смена чего-то, парадигмы в рамках одной культуры, это будет грандиозная смена культуры, цивилизации, смена мышления. Просто завершился огромный виток человеческой истории, мышления. И в том, что происходит в России сейчас, здесь, я вижу её формирование. Я рад и считаю, что это осмысленно. Возьмем классическую музыку, которая должна быть фундаментом. Но она уже не является основой. Классическая музыка выродилась в академическую. Когда основой и основной ценностью становится школа, просто обычная школа, когда человек долго играет на музыкальном инструменте, то он уже вроде обладает ценностями классической культуры. На самом деле это далеко не так. Для меня примером клинической пошлости является Спиваков".
"Я хочу разделить постмодернизм на две части — обозначенный и интуитивный. Когда он интуитивен — он в сущности является модернизмом. Если говорить о моем опыте — я был уверен, что делаю что-то совершенно новое, то есть находился не в постмодернистских, а в чисто модернистских рамках. Ощущение свежести, которое возникало от совмещения несовместимых элементов, было совершенно революционное. Я не воспринимал это как постмодернизм. Те же, кто пытались делать то же самое с осознанных постмодернистских позиций, допускали совершенно неадекватное смешение культур. Вульгарный постмодернизм — это попытка соединения не стержней культур, но их периферий. Мне же казалось, что я понимаю именно основное смысловое значение культур, которые я объединял между собой. Я объединял сердцевины, которые в принципе, в основе все совершенно одинаковы. Когда же они начинают разрываться — возникает вульгарный постмодернизм. Для меня он совсем неинтересен. Я же рассматриваю культуру как существо моей собственной любви к явлениям, которые я вижу как единое целое".
"Силы человека безграничны. Смерть существует лишь потому, что мы намерены умереть с момента нашего рождения, но намерение смерти можно остановить, изменив восприятие жизни. Целью является достижение полного "осознания" для того, чтобы овладеть всеми возможностями, доступными человеку. Именно это состояние предполагает совершенно иной способ ухода из жизни. Это не смерть в ее обычном понимании — это переход в другое качество. Смерть — единственный стоящий противник, который у нас есть. Смерть — это вызов. Мы все рождены, чтобы принять этот вызов. Просто одни знают об этом, а другие — нет. Жизнь — это процесс, посредством которого смерть бросает нам вызов".
"Живопись осталась в галереях, музыка на концертах, наука в лаборатории. Все и сейчас придерживаются привычных, конвенциональных схем. Мне казалось, что искусство должно строиться совершенно по-другому — на основе новейших коммуникаций, совмещающих в себе научную технологию и творческое откровение, что самим искусством будет называться совсем другое...".

1.0x