Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 4 июля 2006

МЕГАМАШИНА

№27 (659) от 05 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Георгий Судовцев
МЕГАМАШИНА

Оказывается, еще 13 июня (день-то какой хороший!) решением Госдумы гражданам нашей всё еще необъятной Родины было позволено вывешивать государственный "триколор" частным образом и в будние дни, а не только по праздникам, как то было раньше. Произошло данное событие в явной связи с переименованием "Дня независимости" в "День России" и после ряда широко растиражированных масс-медиа случаев вмешательства органов прокуратуры с возбуждением административных дел и наложением штрафов "правонарушителей", которые якобы использовали данную символику ненадлежащим образом. Вдобавок — буквально через несколько дней после отставки генпрокурора, а ныне министра юстиции Устинова, который, как говорят, лично инициировал подобную активность своих подчиненных.
Конечно, в данной связи можно было бы посетовать, что, мол, заставь дурака Богу молиться, и порадоваться за устранивших досадное правовое недоразумение депутатов от "Единой России", если бы за этим столь явно не просматривалось желание нынешних власть имущих не мытьем так катаньем "консолидировать" российское общество вокруг "вертикали власти". А государственная символика, как известно, — один из лучших способов такой консолидации. Пока использовать ее разрешалось только федеральным органам власти — государство можно было без всяких обиняков считать приватизированным бюрократией (да так он и было, и остается по сей день). Мол, "государство — это мы", а все прочие "граждане" к государству никакого отношения не имеют. Было, спору нет, цинично, зато просто, понятно и без обиняков.
Флаг, герб, гимн — это же не просто кусок ткани, рисунок и песенка, это воплощенная история, а отчасти — и предсказуемое будущее той или иной человеческой общности государственного уровня. С этой точки зрения адекватность действующей госсимволики Российской Федерации лично у меня вызывает глубочайшие сомнения.
Флаг — мало того, что "полупетровский", скроенный было по образцу голландского и через полтора века конституированный явочным порядком в "национальный" из торгового, — он еще оказался "засвечен" как деникинской армией в гражданскую войну, так и власовской РОА — во вторую мировую. Заранее принимаю все возражения их приверженцев насчет "невиновности" перед Россией и самого флага, и "власовцев", но по тем же причинам можно, наверное, "реабилитировать" и свастику — древнейший символ вечного движения жизни. Есть у нас и такие "энтузиасты", даже во всё растущем количестве. Но стоит представить, как "истинные арийцы" жгли в моей стране целые деревни и поднимали на штыки младенцев, — всякое желание воспроизводить эту символику и как-то отождествлять себя с ней лично у меня почему-то пропадает напрочь.
Орел — хоть и по-византийски двуглавый, от Палеологов, но "билибинский", временно-керенского правительства, голый, лишенный всех полагающихся ему по геральдике имперских и царских регалий (за исключением почему-то герба Москвы). Почему именно так, какая тут преемственность, — неясно. Можно, конечно, строить определенные догадки, но...
Гимн — музыка советская, Александрова, стихи Сергея Михалкова — уже то ли в третьем, то ли в четвертом варианте текста: без Сталина, без Ленина, без партии, без "победы бессмертных идей коммунизма".
В результате получается не синтез, а эклектичный "сумбур вместо госсимволики", и в качестве суррогата оной то и дело выскакивают или "георгиевские ленточки", или еще какой постмодерный "самопал". Так и до "померанчового безумия", не так давно охватившего некогда братскую нам Украину, при определенных условиях окажется недалеко…
На мой непросвещенный взгляд, чем так "соединять эпохи" отечественной истории, лучше бы всю государственную символику пересоздать заново — как большевики при создании СССР, правопреемницей которого числится Российская Федерация, — но с четким обоснованием того, почему выбран именно тот, а не иной вариант. Может быть, даже легитимизировать флаг, герб и гимн из нескольких (пусть партийных или региональных) вариантов через механизм всенародного референдума — чтобы наша государственная символика не выглядела "символикой избранных", как это, в общем-то, остается и по сей день. Даже несмотря на широкий жест Госдумы, датированный 13 июня 2006 года.
1.0x