Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 июня 2006

СТАВКА НА КАДЫРОВА

№25 (657) от 21 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Саидов
СТАВКА НА КАДЫРОВА

В Чеченском Аргуне убит преемник Аслана Масхадова шейх Абдул-Хамид Сайдулаев. После его гибели новым главой Ичкерии стал Доку Умаров. В отличие от Сайдулаева, имевшего репутацию радикального исламиста, Умаров считается приверженцем традиционной для Чечни формы ислама. В отношении Умарова на Кавказе ходили слухи о том, что он имел некоторые связи со спецслужбами РФ, в ходе второй чеченской войны, не особо скрываясь, лечился от ранения в Нальчике, а кроме того, "сдал" полевого командира Темирбулатова по кличке "Тракторист". Умаров, по некоторым данным, лично руководил захватом школы с заложниками в Беслане в 2004 году, из которой незаметно убыл в ночь с 1 на 2 сентября.
Умарова считают также главным конкурентом Шамиля Басаева в борьбе за лидерство в ичкерийском сопротивлении. Поэтому не исключено, что ликвидация Сайдулаева, который являлся прямой креатурой Басаева, стала своего рода ответом Рамзана Кадырова на недавние громкие откровения последнего. Напомню, Басаев заявил, а российские и международные СМИ широко растиражировали его слова, что покойный президент Чеченской республики Ахмат Кадыров был уничтожен по его приказу. При этом убийцам Кадырова якобы была выплачена премия в размере 50.000 долларов. Басаев также сообщил, что он "заказал" и Рамзана Кадырова, пообещав за его убийство 25.000 долларов. Те на Кавказе, кто понимает, каким образом реально работает, чему и кому на деле служит "проект Басаев", интерпретировали сказанное им так: "Влиятельные силы в Москве решили убрать Рамзана Кадырова. Басаев, получив команду, уже взял ответственность за это на себя".
Словам Басаева предшествовали весьма примечательные события. Сначала был похищен тесть президента Ингушетии Мурата Зязикова. Затем его освободили — по слухам, за 10 миллионов долларов, которые якобы были выплачены Умарову. Затем в Ингушетии одно за другим состоялись убийства высокопоставленных чинов МВД республики, для чего был в очередной раз "воскрешен" амир Магас. Кроме того, Сайдулаев непосредственно перед своей гибелью назначил проживающего в Великобритании Ахмеда Закаева министром иностранных дел Ичкерии. Причем Закаева в личном плане ни Басаев, ни идеолог кавказского исламизма Мовлади Удугов терпеть не могут, на что Закаев отвечает им взаимностью.
Тем не менее, назначение состоялось. Скорее всего, пойти на такой шаг Сайдулаева заставило желание заново возбудить интерес Запада к чеченской теме. "Закаев — известный в международных кругах политик, в должности главы МИДа он, несомненно, принесет больше пользы, чем кто-либо другой", — считает его предшественник Усман Ферзаули. Говоря о пользе нового назначения, Ферзаули не исключил возобновления переговоров с российской стороной: "У нас есть новые предложения, которые могут заинтересовать Москву". В свою очередь, сам Закаев в интервью радио "Свобода" заявил: "Мне известно, что разговоры о мирном решении этого вопроса ведутся среди официальных лиц российского правительства, не говоря уже об общественных организациях".
На первый взгляд может показаться, что слова Закаева — чистая маниловщина, что он выдает желаемое за действительное. Но не исключено, что в определенных условиях в Кремле вполне может сработать лозунг об исключении Северного Кавказа из состава Российской Федерации, как в 1991 году подобное произошло с республиками Центральной Азии, которые выходить из Советского Союза, то есть отделяться от России, не желали, но которых в Беловежской пуще к этому буквально принудили.
Тем более, идущая из Москвы пропаганда главным отрицательным персонажем в Чечне и на всем Кавказе рисует вовсе не Басаева, а Рамзана Кадырова. Такие же настроения превалируют и в федеральных силовых структурах. Между тем, как бы к Рамзану ни относиться, в Чечне именно он реально контролирует ситуацию. Именно под гарантии его отца и его самого прекратили вооруженное сопротивление и легализовались министр обороны Магомед Хамбиев и тысячи других людей, ранее воевавших против федеральных сил.
Никто другой в Чечне — ни братья Ямадаевы, ни Бислан Гантамиров, ни Саид-Магомед Какиев, ни Алу Алханов — не имеют реального влияния, соизмеримого с кадыровским. Поэтому на практике альтернатива такова: либо Кадыров и его концепция государственного суверенитета Чечни в рамках РФ, либо возобновление войны.
Те в Москве, кто проводит антикадыровскую линию, и "умеренные сепаратисты" из Ичкерии наподобие Закаева и Умарова, параллельными курсами идут к одной цели — создать условия для отделения Северного Кавказа от России. Что, кстати, укладывается, в сценарий операции "Преемник-2008", выстраиваемый Америкой и российскими олигархами типа Абрамовича и Фридмана под кандидатуру Дмитрия Медведева.
В рамках этого сценария Медведеву для завоевания либеральной репутации на Западе, включая США, где в 2008 году к власти может прийти кандидат от Демократической партии, видимо, не помешает прослыть "миротворцем". Это для зарубежных сил выглядело бы наиболее убедительным в случае организации диалога Медведева с Закаевым и Умаровым. Понятно, что Кадырову в этой схеме места нет. Как, кстати, не оказывается его и для Басаева. Но пока "мавр Шамиль" еще "не сделал своего дела", не "подогрел" ситуацию до необходимости "замирения". "Греть" же ему придется, во-первых, в самой Чечне (в соседних Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии она и так находится вблизи точки кипения), а, во-вторых, в единственной пока еще мирной республике — Адыгее.
В последнем случае это легко достигается путем "укрупнения" регионов за счет поглощения Адыгеи Краснодарским краем. А в Чечне обстановка автоматически взорвется в случае анонсированного Басаевым явно по команде из Москвы устранения Рамзана. Для Северного Кавказа подобное решение означало бы даже не победу Халифата, как полагает кое-кто, а хаос и распад, как это произошло в свое время в Афганистане. Распад на пару десятков "Талибанов" и "Северных альянсов", сопровождаемый войной всех против всех и против России тоже, несмотря ни на какие границы и разделительные стены.
Для Российской Федерации подобный сценарий означает начало распада государства и возникновение острого конфликта на его территории между ведущими мировыми центрами силы за сферы влияния. Поэтому в нынешних обстоятельствах важнейшей гарантией стабильности служит, при всей неоднозначности, как раз фигура Рамзана Кадырова в Чечне, как и президента Хазрета Совмена в Адыгее, а вовсе не "мирный диалог" преемника Путина с Умаровым, Закаевым и прочими "умеренными сепаратистами".
1.0x