Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 июня 2006

НАДО СЛУШАТЬ!

№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
НАДО СЛУШАТЬ!

ДЕНЬ ДОНОРА. "Справедливость". 2006.
Отметившая недавно свое десятилетие эта московская группа долгое время находилась в тени своих более именитых собратьев по андеграунду. Нестабильность состава, участие лидера группы Александра Аронова во множестве других проектов, лихой образ жизни (Аронов более десяти лет — активист НБП, в частности, был фигурантом знаменитого "Севастопольского дела"), накладывали отпечаток на некоторую нестабильность того, что обычно называют творческим процессом. Хотя для "доноров" границы между сценой и жизнью в принципе не существует — в музыку и тексты выплескиваются весь комплекс переживаний, идей и явлений.
"Справедливость" — четвертый альбом группы, словно венчает собой десятилетие и начинает новый этап. Еще на третьем альбоме "Нечеловеческий фактор" яростный панк-гранж первых записей сменился электронно-экспериментальным звучанием. Ныне музыкальная концепция группы доведена до ума — жесткий, плотный техноиндастриал с пост-панк и хард-кор элементами.
Фирменный пафос "доноров" — это пафос завоевателей, пришедших диктовать миру свою волю. "Справедливость" — это такое путешествие в свет, путешествие через отчаяние, боль, скуку, механистичный мир, асфальт, огонь и металл. Это страстная проповедь войны и любви, проповедь очищения.
"Справедливость" звучит довольно тревожно. Но там, где тревога, — живет надежда.
Воплощением детских снов
Бредит, корчась, моя страна.
Здесь рождается новый Бог
Скоро, скоро придет весна.

ЗАЗЕРКАЛЬЕ. "Весна священная" ("МР3 Tone"). 2006.
Здесь нет шашек, лампасов, криков "Любо!"; от "рока" сегодняшнее звучание культовой ростовской группы далеко, но это — настоящий казачий рок-альбом. Дух важнее формы, в которую он облекается.
"Весна священная" — это безупречное музыкально-поэтическое полотно, наполненное мистериями донских пространств и подлинно стоическим мироощущением. Тема тотальной войны и античное понимание свободы всегда были в центре внимания "зазеркальцев". Эта война не связана с моментом выбора, это то, в чем ты неизбежно участвуешь, особое состояние жизни, непосредственно связанное с судьбой. Свобода в этой перспективе — то, что не является чьей-то частной персональной свободой, это свобода, к которой мы принадлежим (или же не принадлежим). Потому такая свобода — это свобода внутри определенного сообщества. Подобным сообществом, братством, бесспорно, является круг музыкантов и друзей "Зазеркалья".
На альбоме присутствуют старые хиты в новом звучании: "Письма", "Кресты", "В небе яркая звезда" и, наверное, самая известная "зазеркальная" песня "Бедная Лиза".
Из нового — озорная версия событий 11 сентября "В городе Нью-Йорке…" и пронизывающий "Яркий свет". В центре пластинки своеобразные донские манифесты — "Святые сестры" и "В степях донских". Есть еще экстремистский боевик "Бомбы", в котором "Зазеркалье" отвечает на извечные русские вопросы "Кто виноват" и "Что делать":
Сыщики рыщут, сыщики бродят...
Но будет ли в этом толк?
И деньги кровавые снова уходят
В Лондон, Тель-Авив и Нью-Йорк.
Чеченцев и красных, конечно, поймают,
Фашисты получат срок...
А деньги кровавые снова считают
Лондон, Тель-Авив и Нью-Йорк.

"БУМЕР. ФИЛЬМ ВТОРОЙ. Саундтрек к фильму" ("МР3 Tone"). 2006.
Пластинка — детище неутомимого Ивана Трофимова и его товарища Никиты Балашова — в каком-то смысле визитная карточка молодого рекорд-лейбла, занятого поиском и поднятием независимой музыки.
На диске отсутствуют Сергей Шнуров, чьи опусы ассоциируются с "Бумером" не меньше, чем с актерами-исполнителями главных ролей. Причина — проста и современна: коммерческие разногласия.
Саундтрек к "Бумеру" — это саундтрек ко времени. Это эпоха перемолотых судеб и удивительных трансформаций, потерянности и новых надежд. Это время страны, разодранной на города и районы, классы и касты, бригады и тусовки.
Так и сборник, как сама жизнь, разношерстный, разностильный. Здесь и убедительная в обеих ипостасях — озорной и лиричной — Света КолiБаба, мэтры — Гарик Осипов и "Запрещенные Барабанщики", корневая "Ботаника", обаятельный "Залив Кита", эстетичный проект Олега Кострова "Supersonic Future". Есть неизбежный и вымученный русский "гангста-рэп", электронные эксперименты, даб от "Карибасов".
За компанию в диск попал Серега с изрядно надоевшим за последний год "Черный Бумером", но это тот случай, когда раскрученный персонаж ничего к диску прибавить не может.
VOLGA 5. Remixed ("Sketis"). 2006
"Вот электронные ритуалы Древней Руси. Подлунные волны из-под темных курганов, застывая среди приворотов магнитных полей заклинаниями цифры Велеса. По бесконечным разломам земной коры, по руслам пересохших нейронов — вялотекущая Волга. Вот новая кодировка слуха. Её распев открывает дохристианские массивы иной информации. Споры звуков оседают на теплых полушариях, сжатые тесным пространством времени.
Над порогами веков, стирая следы и слезы, смывая души с берегов памяти, — быстротечная Волга. Вот корень плодов бессмертия. Звук слова, слух тела, звон тени. Сеанс передачи данных предков высших порядков. В давлении артерий и вакууме вен, под волосами и в глубине кожи, в мерцании глаз, в трепете век и вибрации ушных перепонок. Отражение бесконечности в бесконечности отражений. Вечная Волга",
— так представляет свое творчество участники "Волги", одного из самых ярких проектов русской независимой музыки. Что ни музыкант, то легенда, что ни произведение, то явление.
Про диск "Три поля" британский "The Observer" написал как об альбоме, который обозначит 2004-й как год, в котором мы на обе ноги призeмлились в XXI век".
"Волга" — это знаменитая певица Анжела Манукян, свободно владеющая разными вокальными техниками, ее завораживающий, магический голос — стержень, на который нанизываются музыкальные слои; Роман Лебедев, в свое время прославившийся как гитарист "Коррозии металла", последние годы увлеченно работающий над электронными проектами; Алексей Борисов — патриарх отечественной электронной и индустриальной музыки, с именем которого связаны "Ночной Проспект", " F.R.U.I.T.S" и десятки других, в том числе международных проектов; художник Юрий Балашов, конструктор уникальных экзотических инструментов.
"Волга" — уникальный сплав древнерусской песенной традиции и актуальной электроники. Тексты песен — аутентичный русский фольклор XI — XIX веков.
"Volga5" — альбом ремиксов, записанный друзьями-соратниками. Здесь и достойная питерская готика "Theodor Bastard", тревожный "COH" Ивана Павлова, трек ныне покойного Ивана Соколовского, финский "Pink twins", израильский "Chaos as shelter", индивидуальные проекты Борисова и Лебедева
Проектов, где разнообразная современная музыка апеллирует к традициям прошлого, сейчас довольно много. Но значительная часть из них отдает развесистой клюквой, ибо в столкновение традиций произведено механически. Убедительность "Волги" в силе и точности музыкантов, в попадании. Это не технический, рационально промысленный проект. "Волга" словно существует на границе, где встречаются вечная вневременная Русь и постиндустриальная Россия. "Волга" — не просто музыка, это проявленный русский космос.
МДП и ВЫХОД ЕСТЬ. "Царицынский мятеж" ("Split"). 2005.
Совместный альбом двух национал-патриотических групп из Волгограда. Oi-core, радикальные тексты. Живой интерес к прошлому России, вплоть до рискованных исторических выводов. От привычных WP-проектов группы отличает четкий духовный вектор. Во вкладке к альбому цитируется "Книга псалмов", тексты изобилуют христианской тематикой.
Как говорят музыканты "МДП": "Наша музыка — есть музыка борьбы, музыка боя. А что представляет собою музыка боя? Это и молитва воина, и грохот барабанов, и пение труб, и лязг оружия, и крики команд, и стон раненого или умирающего… Разумеется, что такая музыка не уместна под церковными сводами, но она вполне уместна на поле брани."
Дерзкая правда русского сопротивления. Апология избранных и не сдавшихся. Убежденность в грядущей победе. Не случайно довольно мрачные картины поражений и отступлений компенсируются финальным (одноименным группе) треком — "Выход есть".
Обозреватель
1.0x