Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 28 февраля 2006

СПОРТ И ПАТРИОТИЗМ


Георгий Судовцев
СПОРТ И ПАТРИОТИЗМ

Пишу эти строки сразу после трансляции хоккейного полуфинала Олимпиады, где российская сборная была разгромлена финнами со счетом 0:4. После добытой "на ноже" победы над "вечными" антагонистами из канадской части НХЛ, после восьми завоеванных (это действительно так!) золотых олимпийских медалей — поражение мастеров клюшки, наряду с проигрышем Ирины Слуцкой в женском фигурном катании, на мой взгляд, поставило если не жирный крест, то жирную точку в разговорах о спортивной составляющей нового "российского" патриотизма.
Лично мне, "рожденному в СССР", трудно любить и даже банально уважать государство под названием "Российская Федерация" (кстати, невнятное Russian Fed. прочно заменило в телетитрах Олимпиады привычное Russia). И не потому даже, что это государство в лице полномочных представителей своей "властной вертикали" не любит и не уважает своих граждан. Это бы еще полбеды — но они начисто отрицают всё то, за что, например, лично я любил и продолжаю любить мою Родину, они пытаются "святую Русь", превратить в "субъект мирового рынка", который, вместе со всем их правосудием, похоже, недалеко уйдет от Басманного.
Но — никакой другой земной России сегодня нет. И это бесспорное обстоятельство заставляет меня более-менее мирно сосуществовать хоть с "триколорами" в качестве национального флага, хоть с бесславным "билибинским" двуглавым орлом в качестве герба, хоть с обрезанными государственными границами, хоть с новыми словами гимна (спасибо, музыку Александрова вернули) — вообще, с тысячами разных моментов, из которых складывается нынешняя печальная реальность моей Родины. Что ж, была Россия царская, была Россия советская, сегодня есть Россия "демократическая". Все они мало похожи на тот идеал, тот облик России небесной, который отражается в глубине глаз и жив в сердце каждого русского человека, который запечатлен в наших реках, в наших лесах, в наших полях, в "Троице" Андрея Рублева и храме Василия Блаженного — в том, что вечно, а не преходяще. Любить Кремль — вовсе не значит любить его нынешних обитателей.
Так вот, о спорте вообще и его нынешних "патриотических" функциях применительно к отечественному спорту в частности. "Для престижа нации по-настоящему важны две вещи: полеты в космос и золотые олимпийские медали", — сказал 35-й президент США Джон Кеннеди в начале 60-х годов прошлого века, когда Карибский кризис перенес соперничество двух ядерных сверхдержав в плоскость "мирного сосуществования". Тогда считалось, что у человечества есть две концепции будущего, которые повсюду конкурировали между собой — и в спортивных достижениях тоже. Иными словами, победы на стадионах воспринимались как приятный и безопасный суррогат военно-политических побед. Вспомним хотя бы финал баскетбольной Олимпиады-72 в Мюнхене или хоккейную суперсерию СССР-Канада всё того же 1972 года. Или борьбу за "первое место" в неофициальном, но оттого не менее судьбоносном медальном списке Олимпиад…
После завершения "холодной войны" и крушения Советского Союза спорт вроде бы окончательно перешел в ведение шоу-бизнеса, где всё вертится вокруг "звёзд", — только здесь они, в отличие от кино и музыки, называются чемпионами и рекордсменами. Спортивные "звёзды" из национальных героев стали всего лишь одним из ориентиров на небосклоне этого виртуального мира, образцом для глобального подражания и поклонения. Размеры их гонораров и сексуальные похождения вызывают куда больше интереса, чем чисто спортивные достижения, хотя степень внимания и зависит от побед: очков, голов, килограммов, метров, секунд… И если "звезд" спорта столь усердно "разогревают" и зажигают в информпространстве — значит, это кому-нибудь нужно. Спортивные состязания перешли из разряда политических войн в разряд войн идеологических. Современный спорт, в том числе и прежде всего — спорт олимпийский, попросту неотделим от индустрии глобальных масс-медиа, а значит — от создаваемого ими образа мира.
Всё это так. Но… "Быстрее! Выше! Сильнее!" — лозунг Олимпийских игр, придуманный бароном Пьером де Кубертеном, имеет свои корни вовсе не в античности, и даже не в "Свободе! Равенстве! Братстве!" Великой Французской революции. Объединение всех народов мира в "олимпийской семье", "О спорт, ты — мир", "Главное — не победа, а участие", — это изначальные олимпийские лозунги "низших уровней посвящения". На более высоких уровнях прекрасно знают цену иерархии, в том числе спортивной. И прекрасно понимают, что в современном мире, разделенном на несколько неравных (и по размеру, и по реальным правам) частей, могут и должны быть спортсмены-чемпионы разных рас и гражданств. Но не должно быть чемпионов, которые пусть хотя бы авторитетом своим бы представляли угрозу сложившемуся порядку вещей. Большинство из них просто покупают. А меньшинство…
Вспомните хотя бы судьбу чемпиона мира по шахматам Роберта Фишера, которого сначала записали в сумасшедшие, а после того, как он выступил в поддержку Югославии, чуть было не засадили в тюрьму — пожизненно. Или нашего тяжелоатлета Юрия Власова… Наверное, можно найти еще примеры — их немного, но они есть.
Опасны также чрезвычайные спортивные и особенно олимпийские успехи на международной арене представителей какой-то одной страны. Еще чего доброго на почве гордости своими мастерами начнут ее граждане задумываться о другом и вспоминать — другое. Мол, ведь не только нефть и газ качать для Европы когда-то годились: и в космос летали, и атом укрощали, и великую державу строили. Чего то было такое... А сейчас что? "Мегафон" и ЛУКОЙЛ — спонсоры показа Олимпийских игр на российском телевидении? Ну-ну... Зазеркалье какое-то.
У нынешних российских власть предержащих просто не хватит ни времени, ни денег, чтобы создать элиту спортивных "звезд", которая искренне поддержала бы их модель "сырьевой либеральной империи". Они могут купить их поддержку — так было с футбольной сборной Георгия Ярцева и с нынешней хоккейной Владимира Крикунова, которые в полном составе записывали в члены партии "Единая Россия" — в надежде получить отблеск их возможных побед. И про которые сразу же забывали после поражений.
Или после побед других спортсменов, как это случилось в Турине-2006 с несгибаемой Ириной Слуцкой. Она, семикратная чемпионка Европы на протяжении 12 лет, двухкратная чемпионка мира, так и не согнулась — она сломалась. Потому что жребий, потому что четвертого "золота" в фигурном катании для России быть не могло, потому что такого не может быть никогда, потому что она даже в свои 27 не железная, чтобы выдерживать такое давление в одиночку. Её бросили — она упала.
Так что поддерживать эту "властную вертикаль" в ее политических играх, в попытках возродить прежний "спортивный патриотизм" и проспекулировать на нем — плохая примета. Порой мне даже приходит в голову абсурдная на первый взгляд мысль, что чем дальше от рекламных денег и от Кремля — в политическом смысле — будут держаться наши чемпионы, тем больших успехов они добьются в своем непосредственном деле.
А нам от них, собственно, ничего больше и не надо. Только знать, что наш народ еще не полностью вымер и спился, что он в основе своей здоров, бодр и готов постоять за Родину где угодно — и на Олимпиадах в том числе.
1.0x