| | | | |
Александр Петров
ЧИНОВНЫЙ РЭКЕТ
Кострома — город небольшой, хотя и областной центр. Крупной промышленности нет (исключая завод "Мотордеталь"), нефти нет, газа нет… Поэтому каких-то громких дел о коррупции, выходящих на федеральный уровень, здесь просто не может быть. Однако не всё так безоблачно. Коррупция — это зло, которое поразило наше государство и общество на всех его уровнях,— не обошла стороной и Кострому. Об особенностях коррупции в Костроме я беседовал с владельцем трёх магазинов, предпринимателем, который работает в Костроме уже больше десяти лет и поднял свой бизнес, как говорится, с нуля. Он согласился поделиться своим видением проблемы, но категорически отказался от того, чтобы в материале были упомянуты его имя-отчество. Вот его рассказ:
"Давайте разберёмся — что есть коррупция? Есть масса вещей, масса действий, которые можно обозначить словом коррупция: начиная с работника ГИБДД, который принимает 50 рублей, и заканчивая крупными политиками, крупными финансовыми структурами. Эти коррупционные связи могут не носить материального характера, но они не перестают быть коррупцией — например, когда се- мейные кланы появляются, и так далее… Что такое коррупция в Костроме? Начиная с работников правоохранительных органов — я не могу сказать, что они у нас все коррумпированные. Вот честно — не могу такого сказать. У нас здесь достаточно жёстко работает служба собственной безопасности, и так далее… Это мелко.
Коррупция, которая у нас есть именно в Костроме, в Костромской области, создана прежде всего чиновниками, имеющими определённое влияние в некоторых предприятиях или долю в их уставных капиталах — непосредственно или через родственников. И вот в какой-то момент эти предприятия начинают участвовать в распределении бюджетных средств.
Это вид коррупции, который, как я считаю, гораздо опаснее для государства. В Костроме очень мало крупного бизнеса, очень мало. Если этот крупный бизнес есть, то он просто не по зубам местным чиновникам, потому что они просто не могут до этого уровня допрыгнуть. Или, вернее, не решаются — велик шанс, что получишь за это по шапке: из той же Москвы, или ещё хуже — из-за границы. Представьте себе чиновника, который хочет жить не на зарплату. Вот, например, он сидит за столом, у него всё ровно, он какую-нибудь печать согласующего органа ставит, — крупный бизнес для него не по зубам, по сто рублей с малого бизнеса "тырить" — быстро засветишься, потому что "тырить" придется у многих, а город и область у нас небольшие, все друг друга более-менее знают, тем более — предприниматели. Соответственно, что остаётся? Остаётся тот бизнес, который перешагнул из стадии малого в стадию среднего.
То есть если палатка — эта палатка превратилась в магазин, если это не один магазин, то два магазина. Если это какой-то другой бизнес, например — лесопереработка, то простая лесопилка — это одно, а комбинат лесоперерабатывающий — это совершенно другой уровень. Поэтому чиновник в Костроме сориентирован на средний бизнес. К среднему бизнесу, на мой взгляд, относятся люди, которые могут обеспечить себя и свою семью, но при этом уже способны начинать инвестировать в дело, то есть — развиваться несколько быстрее. Есть уже опыт роста от малого к среднему, появляются средства, которые возможно вкладывать. И вот здесь появляется чиновник, который это чувствует. И чувствует таким образом: появилась у среднего коммерсанта машина получше, — ага, учтём, ух ты, смотри, ещё магазин открыл, — критериев, что предприниматель "дозрел", достаточно много. И у каждого человека, который занимается средним бизнесом, есть моменты, за которые его можно прихватить. На сегодняшний день это бесспорная истина. Даже если исправно платить все налоги, исправно делать всё, что от тебя требует государство, — всё равно у каждого бизнеса есть тема, на которой его можно прихватить. Это не значит, что он что-то нарушает. В большинстве своём предприниматель просто не успевает за всеми протоколами, положениями, введением новых ограничений, и так далее. Он просто не успевает подстраивать под это свой бизнес. При появлении этих новых правил игры, которые чаще всего — плоды работы всё тех же местных чиновников, у бизнесмена есть два пути. Первый — идти в суд. Дело хлопотное и без гарантий на успех. Второй вариант — пойти на поклон. Тут тоже есть два варианта. Первый попроще: "ты — мне, я — тебе". А вот второй — через родственные связи, через знакомых как-то договориться, город у нас, повторю, небольшой, все друг друга знают. Но не всегда такие договорённости обеспечивают безопасность бизнеса и в дальнейшем всё равно встаёт вопрос о тех или иных финансовых средствах.
Вот классический пример, как обстоят дела в Костроме. Есть у человека магазин, он думает: "Слушай, я уже имею связи в банках, я могу взять кредит и развиваться дальше. А давай-ка я себе расширю магазин, пристройку сделаю". Для того, чтобы сделать пристройку, необходимо в нашем городе потратить год только на оформление документов. Для бизнеса, а тем более для кредитов, год — это смерти подобно. Соответственно, люди начинают оформлять документы, а параллельно начинают строить. Уже отступление, уже нарушение. Соответственно приходит однажды какой-нибудь дяденька и говорит: "Слушай, ты вот тут построил, а мы тут тебя сейчас накажем". И на ровном месте возникает проблема: что делать? Реально — это шантаж, это государственный, а точнее — муниципальный такой шантаж, районного, городского или даже областного уровня. Соответственно, появляется бумажка с грозным названием "предписание" — очень страшная бумажка. И предприниматель думает: "Как же так, может быть теперь мой бизнес рухнет, вот предписание — куда же бежать?". Два варианта — бежать в суд, или бежать на поклон. На поклон приходит — ему говорят: "Ну, слушай, всё хорошо. Ты завёз себе стройматериал, кирпич красный, линолеум там, рубероид. Ты строишься — молодец! Но вот не можешь ли ты там пару кубометров леса отвезти вот туда-то?" А "туда" — это может быть социальный объект: детский садик, ясли, школа, что угодно… Предприниматель задаёт вопрос: "А это решит мои проблемы?" Ему отвечают: "Да, конечно решит, мы тут всё закроем". Он это делает. Он это делает, лишь бы решить свою проблему. Изначально в этой ситуации предприниматель становится в положение виноватого. А у него-то одно благое дело — он инвестирует, создаёт новые рабочие места. Он отвозит этот лес, кирпич — неважно что. Он даже "бежит поперёк паровоза" и говорит: "Это ещё построят мои люди!"
А что делает нынешняя власть в Костроме? Она вызывает операторов, телевизионщиков, газетчиков. Выходит туда, на эту стройку, в детский садик, представитель власти, и говорит — "Вот, посмотрите, как мы решаем социальную проблему — ремонт детского сада, номер такой-то. Мы смогли привлечь предпринимателя, для того, чтобы он восстановил там крышу, (пол, стены или ещё чего-то)". И у нас в Костроме это обычная практика. Постоянно всплывают предприниматели, которых "нагнули" через какие-то такие нарушения. Это коррупция или не коррупция? У нас это называют "социально направленный бизнес". А реально человек задаётся вопросом: "Господа, я плачу налоги. Я государству всё отдал. Государство сказало: с тебя вот столько, отдай — я отдал. На эти налоги должны существовать больницы, учителя, врачи. Я развиваюсь — мои налоги растут, мои поступления в бюджет растут. Что ещё-то надо?" А здесь и происходит такая ситуация. И вариантов подобного отъёма денег очень много. Я лично считаю, что это коррупция. Я не говорю уже про то, что когда предприниматель, здесь, в Костроме, открывает для себя новую сферу деятельности, новую абсолютно, которой здесь никто не занимался, но которая требует определённых согласований в контролирующих структурах, где сидит человек с печатью, и тот должен дать своё согласие, этот человек может дать своё согласие. Но этот человек почему-то говорит: "Слушайте, а в вашем предприятии, десять-пятнадцать процентов для меня не предусмотрены?" — доля в уставном капитале, только за одну печать?! Разумеется, сам чиновник ни по каким документам в такой схеме не проходит — на это есть близкие родственники, друзья, и так далее… Это ли не коррупция? Причём она упирается не только в произвол местных властей. Но и в несовершенство федерального законодательства. Если бы федеральная власть поставила границы компетенции и влияния местных чиновников, областных чиновников — тогда местные власти не могли бы из этих границ выпрыгивать. А то дело доходит до идиотизма — если вдруг я захотел построить большой магазин, существует местная норма — двадцать процентов от общей суммы капиталовложений ты должен отдать на "развитие города". При этом не учитывается, что магазин, торговый центр — назовите его как угодно — он уже стоимость имеет десять-двадцать миллионов, это огромные инвестиции в город, в процессе этот человек, предприниматель, прокладывает коммуникации, строит дороги, создаёт рабочие места, он обеспечивает работой строителей… И тут сверх всего этого его вынуждают отдать двадцать процентов "на город". При этом, если ты не перечисляешь деньги, тебе просто не дают разрешения на строительство. И это всё, мягко говоря, не совсем корректно корреспондируется с федеральным законом. И куда идут эти двадцать процентов — тоже вопрос неподконтрольный. Ведь они при желании легко превращаются в три, в четыре. В общем, что тут ещё говорить?"
1.0x