| | | | |
Дарья Буянова
БУМБАРАШ
Российское чиновничество — феноменальное явление отечественной истории и нашей современности. Сам термин "чин" изначально означал "ряд, строй, установленный порядок", нарушение которого есть "бесчинство". Но эти значения теперь не просто забыты, а изменились до противоположности. Как ни крути, без государственных служащих нельзя. Весь аппарат управления работает благодаря чиновникам, их перу принадлежат законы, по которым мы живем, они одновременно и продукт общества, в котором мы живём, и его демиурги. В идеале государственные служащие должны быть образцами порядочности, неподкупности, блюстителями порядка, руководить в силу авторитета знаний и умений. Но на практике получается совсем иное: именно с чиновников начинается весь беспорядок, их упоминают как эталон недобросовестности, от них идут всем обиды и к ним же, соответственно, народное недоброжелательство вплоть до ненависти.
Для всех — бизнесмена и работника, бабушки-старушки и энергичного тинэйджера, артиста и журналиста — чиновничество уже давным давно ассоциируется с совсем другими понятиями: бесполезной бумажной волокитой, коррупцией, глубоким равнодушием к службе, как и ко всему, что творится за границами их мира. Кроме самих чиновников, пройдох, тесно связанных с ними "распилом" бюджетных средств, зависимой прессы и людей, чем-то обязанных, найдешь ни одного независимого человека, кто от чистого сердца сказал бы, что нынешнее чиновничество российское — это благо.
Вместо того, чтобы разумно организовать повседневный порядок, чиновники сверху донизу, от министра до рядового письмоводителя, просто мешают нам жить. Поэтому каждый из нас не любит чиновников по-своему, своей особенной нелюбовью. Наша учительница обществознания, по привычке уходя от мелочей — не переходя, разумеется, на персоналии, говорила о чиновничестве так: "Это оторванная от всего общества каста, которая живет на деньги налогоплательщиков и сама же презирает и страну и свой народ. Они оторваны от реального мира, строят "ходульные" законы, не задумываясь об их реализации. Бабушка одноклассника, которая живёт в Подмосковье, подтвердила правоту нашей учительницы, ругательски ругая "монетезацию" льгот — кто только её придумал! — из-за которой её пенсия чуть не снизилась вдвое.
Взять хоть приватизацию земельных участков в том же Подмосковье: чтобы внукам доказать право собственности на землю, на которой жили их деды, а теперь живут они сами, приходится собирать множество документов. Запрашивать кипы справок, квитанций из множества инстанций, заново вызывать бюро технической инвентаризации, геодезистов, и каждый раз платить, платить и платить поборы. Хорошо, если повезло и чиновник, который готовит для вас документы, имеет остатки совести и впрямую не вымогает взятку. А то и куча времени будет потеряна, и дополнительных расходов не избежать.
Сегодня создать новое производство или открыть маленький магазин невозможно без бесчисленных взяток и подношений разным чиновничьим инстанциям — пожарной инспекции, экологам, архитекторам и другим "проверяющим", которые любят захаживать не по одному разу. Если предприниматель отказывается платить — не официальные сборы, а "дополнительные" поборы — у него обязательно окажется, что чего-то не хватает. Вдруг выяснится, что нужно три огнетушителя, а не два, канализация выведена не туда, фасад здания "не вписывается" в общий архитектурный облик улицы. И наоборот, если заплатил чиновнику сколько надо, то всё будет в порядке. Когда крупные строительные компании, используя строителей-невольников из ближнего зарубежья, возводят жилые многоэтажки, по стенам сразу после заселения начинают ползти трещины, никого, кроме жильцов, это не волнует — лишь бы не случилось крупного чрезвычайного происшествия.
Чтобы не любить чиновником, достаточно просто быть автомобилистом. Каждый "человек за рулём" припомнит свои обиды. Кто вспоминает длинные очереди при постановке автомобиля на учет, кто рассказывает, как где-то в Курской области коньяком откупался от придирок инспекторов ГИБДД, кто возмущается, что без взятки техосмотр не дают даже годовалой иномарке, а что ж тогда делать владельцам стареньких "Жигулей". Крик души: "Понакупили права, теперь ездят!.." знаком каждому. Часто он звучит в московских автомобильных пробках, за которые нужно благодарить всё тех же чиновников, которые стремительно проносятся мимо в машинах с "мигалками" и вообще увлекаются "ездой без правил".
Не могу описывать чиновничий мирок изнутри, поскольку ни я сама, ни мои родители, ни близкие родственники, ни друзья не принадлежат в этому сословию. Представление о том, что по-настоящему интересно чиновникам — благосклонность начальства, тайные "откаты" и взятки, покупка дорогих квартир и роскошных автомобилей, пиры и забавы — можно составить на основании народной молвы, но мы говорим о том, что все сами видят повседневно. Ну разве это нормально, когда в нашей школе, где не было капительного ремонта уже двадцать лет загорается проводка? Когда в больницу, где лежит твоя подруга, приезжает комиссия проверить жалобы, но после её отъезда ничего не меняется?
Да, государственные служащие необходимы, чтобы всюду был порядок, чтобы не было произвола во всех сферах жизни. Но когда везде, куда ни ткни, народ не радуется результатам их деятельности, а совсем наоборот, то это грозные симптомы. Наверное, сами чиновники знать не желают, что мы все о них думаем, какие чувства к ним испытываем. "Это одни эмоции", — так, наверное, они могут сказать на своём чиновничьем языке. Эмоции, конечно, это не деньги, и не приказы начальства. Но если сами чиновники не захотят в корне измениться, на что мало надежды, "чиновничье бесчинство" может кончиться очень плохо.
1.0x