| | | | |
Игорь Герасимов, Николай Чуваев
ОПАСНАЯ НАУКА
Научно-техническая революция как пролог глобального переворота
Господствующий тип цивилизации, несомненно, почти полностью утратил свою прогрессивную роль. Лозунги свободы, демократии и прав человека на помойку отправили даже научно-технический прогресс. Как же, скажет обыватель, а многочисленные чудеса техники, которые вошли в жизнь сотен миллионов людей на бытовом уровне: персональные компьютеры и интернет, мобильные телефоны, мультимедийные технологии и "умная" электронная бытовая техника? Разве это не наглядное подтверждение действенности рынка, который ставит науку, технику и производство на службу бесконечно широкому росту платёжеспособного потребительского спроса?
Однако новинки, которыми заполнены стенды и прилавки торговых центров, являются механическим результатом обычных прикладных технических разработок, сделанных на основе прежних эпохальных научных открытий. А вот с такими открытиями дело обстоит неважно: сегодня международная научная общественность, а вместе с ней и человечество практически топчутся на месте. Какие из крупных, эпохальных технологий были созданы за последние полвека при современной либерально-рыночной системе? Полёты в космос в их нынешнем виде, ядерное оружие и атомная энергетика, вычислительные мегамашины и персональные, телевидение, мобильная связь — всё было принципиально придумано в тридцатые-сороковые годы прошлого века, а в дальнейшем лишь технически дорабатывалось, воплощалось и улучшалось. Настоящими научными скачками человечества, действительно достойными звания "научной революции", могли бы стать качественно иные новации. Такие, как освоение термоядерной энергетики, перевод нанотехнологических разработок в практическую плоскость, создание фотонных звездолётов, синтез искусственного белка, экспедиции на планеты Солнечной системы, строительство человеческих поселений — для начала на Луне и Марсе.
Что мешает воплотить в жизнь то, о чём мечтали поколения авторов и читателей научно-фантастической литературы во всём мире? Да, от сказочного ковра-самолёта до воздушных шаров и первых аэропланов прошли столетия. Но дело вовсе не в том, что мечтатели слишком уж опережают реальные темпы развития науки, техники и производства. Вспомним, что большинство научно-технических прозрений Жюля Верна и Герберта Уэлсса вроде подводной лодки "Наутилус" и полёта человека на Луну, сделанные в конце девятнадцатого века, практически воплотились буквально через несколько десятилетий. Почему к нашим дням разрыв между мечтой, фантазией и жизнью вновь резко увеличился?
Главным тормозом служит господствующий в мире тип экономических отношений, рынок и частная собственность. Перезрелый империализм в целом враждебен научной мысли и техническому прогрессу, хотя в коммерческих частностях порождает их гипертрофированное развитие. Практическое воплощение в жизнь принципиально новых научных открытий хотя бы вроде двигателя внутреннего сгорания, который использует в качестве топлива, например, не бензин, а воду, неизбежно влечёт за собою передел влияния на внутреннем и мировом рынке. Взять хотя бы совсем банальный пример: уже сегодня возможен полный переход автомобильного транспорта на использование вместо топлива природного газа. Это топливо в нынешней структуре цен на углеводороды почти вдвое дешевле бензина и экологически безвредно. Если бы было принято решение об обязательном переводе автомобилей на газ, то безо всяких дорогостоящих нейтрализаторов выхлопов экологическая ситуация в мегаполисах радикально улучшилась бы: смог бы исчез. Но даже этого не происходит, пока что большое число водителей переделывают своих стальных коней на газ "факультативно", а число автомобильных заправок с газом невелико. Почему?
Дело в том, что сегодня правила развития экономике соответственно научно-технического прогрессу диктуют монополии, в том числе транснациональные — нефтяные, газовые, электроэнергетические. Настоящим бедствием для России, которое публицисты сравнивают с монголо-татарским нашествием, стало руководство российской энергетикой Анатолием Чубайсом. Полностью освободиться от "энергетических" и "сырьевых" олигархов можно будет не тогда, когда их поставят к стенке, а тогда, когда станет объективно излишним и невозможным распоряжение природными и энергетическими ресурсами в интересах немногих крупных частных собственников и вороватых бюрократов. Структура собственности, менеджмента и государственного управления в России во многом связана с современным типом производства, взять хотя бы роль пресловутой нефтегазовой "трубы" и значение, которое имеет для всей путинской "стабилизации" высокие и всё далее растущие мировые цены на нефть.
Но если завтра будет освоен термоядерный синтез или на повестку дня встанет переход к другим, гораздо более дешёвым и эффективным энергоносителям? Это была бы штука посильнее "оранжевых революций" на Украине в и Грузии. Что станется с экономическим, политическим и прочим влияниям "Бритиш Петролеум" или "Газпрома" с "Сибнефтью"? Что останется делать Президенту Путину, Роману Абрамовичу и всем "кремлёвским" в советах директоров? Да что там у нас в России: планетарные катаклизмы геологических масштабов перепахали бы всю международную политику, на место "нефтяного", по сути, глобального конфликта между США, Европой арабским миром вышли бы принципиально новые противоречия.
Одна из существенных причин реставрации капитализма в нашей стране была в том, что при социализме не был совершён переход к принципиально новым производительным силам, который сделал бы окончательно невозможным возвращение к частнособственническим и рыночным отношениям. Производительные силы СССР — индустриальное фабрично-заводское производство — не успели стать чем-то принципиально новым, более развитым по сравнению с индустрией стран западного капитализма. Грядущие мировые революции готовят переход к полностью автоматизированному, "постиндустриальному" производству и развитие глобальных коммуникаций, который исподволь совершается во всём мире.
Сегодня человечество вплотную подошло к технической возможности создания ресурсонезависимой экономики на базе практического освоения нанотехнологии, термоядерной энергетики и выхода в большой космос. Но США с разнообразными сателлитами, которые после разрушения СССР временно узурпировали функции мирового лидерства, не спешат делать этого шага. Отчего же, при всём остром дефиците и растущей дороговизне природных ресурсов, тормозятся фундаментальные исследования в этом направлении, не принимаются профильные национальные и международные исследовательские программы?
Тому есть весьма глубокие причины. Деление общества на господ и рабов, а стран на лидирующие и зависимые возможно только на основе экономического неравенства. В частности, в современном мире — в условиях дефицита энергетических и минеральных ресурсов. В Новое время великие географические открытия, техническая возможность регулярного транспортного сообщения с другими континентами, колонизация Средней и Южной Америки превратили Испанию в мировую державу. Но переход в этих новых условиях к крупному машинному производству позволил Великобритании перехватить лидерство у испанцев, создать великую мировую колониальную державу и сделал её "владычицей морей".
Ресурсонезависимая экономика является одним из важных аспектов создания грядущего общества, в котором станет возможным утверждение всеобщих отношений "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям". Ведь дело не только в разумном самоограничении человеческих потребностей, но и в возможности создания "безотходного цикла" "производство — потребление". Действительно, давайте представим, что будет, если каждая страна, производственная структура, просто любой человек, живущий на нашей планете, получат возможность доступа к техническим средствами и технологиям, которые позволяют обходиться почти без природных и энергетических ресурсов? Те страны, компании, которые сейчас в силу различных причин контролирует их добычу, транспортировку, переработку и распределение, сразу утратят своё привилегированное положение, и всей силе "сильных мира сего" придёт конец.
Боясь наступления такой "предпосылки коммунизма", паразитическая мировая элита сознательно замораживает развитие человечества, сворачивает научно-технический прогресс. Но можно уверенно заявить: именно поэтому нынешний дефицит природных энергетических ресурсов для мировой экономики является во многом искусственно созданным. Стоит обратить внимание на весьма двойственное отношение к изобретателям и инновациям, которое создаётся в обществе. Если верить телевидению и "жёлтой прессе", то все, кто придумывает электромобили или альтернативные виды топлива, — просто чудики-очкарики, которым место, пожалуй, в психбольнице.
Вот, пожалуйста, яркий пример: житель Германии, скорее всего, восточных земель, разработал технологию по переработке органических отходов в дизельное топливо. Установка расположена у изобретателя в гараже, и на полученном топливе его дизельный "мерседес" прошёл несколько сотен тысяч километров. Сто лет назад подобные изобретения выдвигались на Нобелевскую премию, их авторы имели реальный шанс стать миллионерами. Но в наши дни уже сам заголовок публикации носит издевательский характер: "Немец научился делать солярку из дохлых кошек". Далее идут размышления, а сколько нужно кошек того, чтобы добыть литр дизельного топлива. Затем — информация о том, что общество по защите животных глубоко возмущено самим фактом возможности такого способа утилизации мёртвых четвероногих… И ровным счётом ничего о сути предложенного изобретателем метода или номере полученного патента. И это в технически передовой Германии!
В России, власти которой предлагают учёным и изобретателям играть в "вечные догонялки", в наши дни даже нет периодики, которая играла бы роль популярных журналов "Техника — молодёжи", "Моделист-конструктор", "Наука и жизнь", "Химия и жизнь" и многих им подобных, которые десятками издавались в СССР двадцать лет назад. Сотни тысяч школьников и студентов, а также взрослых учёных и изобретателей читали на страницах этих изданий как о передовых фундаментальных научных исследованиях на грани научной фантастики, так и о том, как умельцы-самоделкины в гаражах собирали машины, превосходившие по параметрам не только заводские "жигули", но и тогдашние иномарки.
"Политически корректна" для современного общества потребления не революционно-дерзкая научная мысль, способная вывести человечество к новым горизонтам познания, решить проблемы вечной юности и бессмертия, освоения и заселения глубин океана, земных недр, планет нашей Солнечной системы и иных миров. Нет, средства массовой информации бесконечно совершенствуют качество и формы подачи коммерческой рекламы — то ли дело телевизионный ролик про новый дезодорант, который спасёт подмышки преуспевающего "белого воротничка" от неизбежно связанного с его напряжённым трудом зловония… Иногда рекламные ролики показывают и процесс разработки товаров с "новым, небывалым прежде" вкусом или эффектом. Но тогда картинка показывает каких-то полубогов, жрецов техники, которые священнодействуют в белоснежных одеждах среди хромированной стали, стекла и мерцающих экранах лабораторий. Вывод для зрителя: всё это стоит безумных денег, очень сложно и абсолютно недоступно обычному человеку, но зато каждый может купить результат.
Технический прогресс, который продвигают специалисты, неотделим от широкого технического творчества, как профессиональный спорт — от массовой физкультуры. Граница здесь не является непроницаемой. Паровая машина Ползунова появилась без "привлечения иностранных инвестиций" и была создана скорее вопреки, чем благодаря воле начальства Колывано-Воскресенского горного округа. Всё гениальное просто: и Телеграф Морзе, и телефон Белла, и радио Попова поначалу были простейшими конструкциями, изготовленными из копеечных деталей. О телефоне Белла газеты писали: "Эту игрушку сможет повторить любой смышлёный парнишка". А Бенц и Форд построили свои первые машины в сараях. В науке всегда существуют "боковые" ветви развития, на которые "академики" закрывают глаза. Тысячи и тысячи оказываются тупиковыми, но некоторые, именно из их числа, обеспечивают могучие прорывы к новому.
Несмотря на отсутствие государственной политики в отношении научно-технического прогресса, полное равнодушие средств массовой информации, подспудно российские учёные и изобретатели вопреки всему продолжают свою подвижническую работу. Многие ли знают, например, о явлениях кавитации и сонолюминесценции? Но одна из фирм далёкого от Москвы Барнаула создаёт уникальные установки, использующие эти открытия — теплогенераторы с необычайно высоким коэффициентом полезного действия и водяные насосы. Сами изобретатели работают в подвале, почти на голом энтузиазме изучают дальнейшие возможности применения новинок — создания водно-топливных эмульсий, кормосмесей, органоминеральных удобрений.
Нельзя не сказать и о совсем неправильном: барнаульские изобретатели трудятся на соседней улице с горкомом КПРФ. Лидеры и идеологии этой партии справедливо и много говорят о "драконовских тарифах на услуги жилищно-коммунального хозяйства" и отсутствии действенной государственной помощи сельскому хозяйству. Эта критика в адрес государственных чиновников, не заинтересованных в бескорыстном использовании результатов научно-технического прогресса, совершенно уместна. Но сами-то местные партийцы тоже не проявляют особого интереса к располагающимся неподалёку изобретателям, чьи разработки реально могут помочь и удешевлению отопления квартир, и повышению продуктивности отечественного сельского хозяйства.
Большинству выпускников российских вузов, в том числе молодым научным кадрам с красными дипломами, приходится работать разного рода "менеджерами" и даже простыми работягами. Ну не нужны нынешней либерально-рыночной "россиянской" экономике инженеры и творцы, "созданные для бури"! Несоответствие высокого предназначения, юношеских высоких амбиций и убогих реалий превращает научную и изобретательскую молодёжь в протестную гремучую смесь. Только когда говоришь с ними о прорывных технологиях — у них глаза светятся, но когда зовёшь на оппозиционные митинги — смотрят, не понимая. Как же использовать таланты, энергию, самоотверженность молодых учёных и изобретателей на благо нашей страны? Раз молодёжь с высшим образованием не востребована сегодняшним капитализмом — тем хуже для него, она будет востребована нашей революцией, в том числе и научно-технической.
Единственное существенное препятствие для развития отечественной научно-технической мысли — либеральная рыночная экономика и нынешнее государство, которое обслуживает современных российских капиталистов. Но уже сейчас можно было бы многое сделать для государственной поддержки научно-технического прогресса, создать возможности для широких исследований, создавать опытные конструкторские разработки, изготавливать и апробировать модели новой техники. Коммунистам и патриотам вполне по силам выступить инициаторами создания "центров будущего", "синдикатов" изобретателей. Такие центры должны заняться в первую очередь аккумулированием информации о технических изобретениях и организационно-экономических усовершенствованиях, которые способны радикально изменить мир, в котором мы живём, а потому потенциально опасны для нынешних "хозяев жизни" и всячески ими тормозятся.
Возможно создание рабочих групп, которые бы занимались внедрением в жизнь этих изобретений, коллективными усилиями преодолевая инерцию рынка и косность государственной бюрократии. Не лишними будут функции обеспечения безопасности от различных посягательств на молодых учёных и изобретателей со стороны правящей "элиты", от её активного противодействия инновационной деятельности. Путиноиды и чубайсоиды готовы организовать разнообразную травлю любых революционных элементов, в том числе преследования бескорыстных рыцарей научно-технической революции. Здесь арсенал средств отработан: от клеветы в прессе, различных бухгалтерских и налоговых "проверок" до банальных криминальных "наездов" и физических нападений на активистов. Всему этому мы должны противостоять созданием групп оперативного реагирования, мобилизацией сторонников на массовые акции протеста и гражданского неповиновения.
"Центры будущего" могут обеспечивать изобретателей и учёных информационной, организационной, и, что очень существенно — общественной поддержкой. Это поможет разрозненным, отверженным официальным обществом подвижникам прогресса узнавать друг о друге, находить единомышленников, обмениваться с ними научно-технической информацией. Важно будет вести популяризацию новых открытий и изобретений — народ должен знать о том, что появляются новые и новые средства улучшить жизнь каждого уже сейчас. Показать, как можно многократно снизить затраты на отопление жилых домов, сельских ферм и промышленных объектов. Как существенно уменьшить расход топлива в автомобилях, тракторах и комбайнах. Предложить народу более эффективные, по сравнению с традиционными, образовательные методики. Дать возможность реализовать себя молодёжи, не нужной в сегодняшней капиталистической "Россиянии".
Всё это нам под силу уже сегодня. Выступать за идеализацию и реставрацию прошлого, каким бы прогрессивным для своего времени оно ни было и работать только лишь на свержение правящей верхушки — заведомо недостаточно. Чтобы победить, коммунисты нового, "постсоветского" поколения должны выступить провозвестниками принципиально новых средств производства и производственных отношений, соответствующих обществу будущего.
Москва—Барнаул
1.0x