Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 декабря 2005

ЗАПЛАНИРОВАННАЯ КАТАСТРОФА

| | | | |
Дмитрий Макаров
ЗАПЛАНИРОВАННАЯ КАТАСТРОФА

Россию сжирает инфляция. Она бушует в стране с 1991 года. С первого дня либеральных гайдаровских реформ.
В самом начале монетаристского передела России было объявлено, что ломка экономических устоев необходима якобы для финансового оздоровления, формирования устойчивой валюты, твердого, конвертируемого рубля, который обеспечит модернизацию страны и бурное ее развитие. Однако всё обещанное сбылось с точностью до наоборот: мы получили полный крах финансовой системы и галопирующую инфляцию, которая оставила предприятия без оборотных средств и инвестиций, а людей — без сбережений и зарплат.
Инфляция — это болезнь. Тяжелая и очень опасная. Она делает бессмысленной всякую полезную деятельность человека. Затем искажает психику людей, сказывается на их поведении, привычках, традиционном укладе. Безудержный, непрекращающийся рост цен угнетает, деморализует, подавляет волю и стремление работать, творить, создавать. В результате в обществе меняются ценностные ориентиры, традиционные представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Человек труда низводится до самого низкого уровня, он становится чуть ли не изгоем, зато социальные верхи занимают разного рода проходимцы, дельцы, и прочие специалисты по части наживаться на обнищании населения и развале экономики страны. Страна, пораженная инфляцией, не имеет перспектив. Она обречена на медленное угасание. Всё это мы наблюдаем в сегодняшней России, где годовые темпы инфляции при "рыночной демократии" ни разу не опускались ниже двузначных цифр. На 2005 год инфляция должна была составить 7,5-8,5%. Однако уже в октябре начальник экономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач заявил, что цены вырастут больше, чем на 11%.
В конце октября свою озабоченность проблемой инфляции выразил президент Путин. За три дня он умудрился провести с ключевыми экономическими министрами два совещания на эту тему. Свою озабоченность проблемой инфляции Путин, как водится, объяснил заботой о своих подданных. "Понимание, что рост инфляции съедает реальные доходы граждан, подрывает экономическую базу российской семьи — это понятно всем", — подвел черту гарант.
Но означает ли, что после того, как сам президент озаботился инфляционными проблемами, у страны появился реальный шанс избавиться от этого тяжелого недуга? Не очередной ли это "пиар", желание создать видимость того, что власть не забывает о нуждах простого народа и печется о его благополучии? Насколько серьезны намерения президента остановить рост цен, и сделать жизнь в России стабильной и предсказуемой? А главное — способны ли представители нашей власти добиться поставленных целей? Имеются ли у них на то воля и умение?
Думается, ответы на поставленные вопросы получить несложно. Достаточно разобраться, какими способами собираются победить инфляцию в России. Первым, кто отозвался на путинские замечания, как и следовало ожидать, был глава Минфина РФ Алексей Кудрин, который заявил: "Мы договорились о том, чтобы в ближайшие шесть месяцев и последующие три года мы вышли на запланированные темпы роста инфляции: в 2006-м она должна составить не выше 8%, в 2007-м — не выше 7%, в 2008-м — не выше 5,5%". Итак, инфляцию будут лечить. Однако какими методами? Об этом министр финансов даже не обмолвился. Не царское это дело.
Но тут же целый хор приближенных к власти либеральных экономистов завел привычную песню о том, что никаких других, кроме монетаристских, способов победить инфляцию нет и быть не может. Евгений Ясин, "крестный отец" российских радикал-реформаторов и один из главных идеологов проводимых в стране либеральных реформ, поспешил опубликовать по этому поводу свою очередную статью. Впрочем, ничего нового он там не написал. Кому доводилось читать американские учебники по экономике, без труда может представить содержание этой публикации. Ясин назвал главной причиной инфляции слишком большое предложение денег в российской экономике, которое превосходит спрос на них. Вот, мол, рубли и обесцениваются. Так же банальны и рецепты "видного экономиста": стерилизация денежных излишков при одновременном сокращении влияния государства на экономику, дальнейшая приватизация всего и вся, урезание социальных расходов, перевод на платную основу медицины, образования и т.д.
Следом подал свой голос Андрей Илларионов. Он выступил с еще более конкретными предложениями. В частности — полностью приватизировать "Газпром" и отменить госрегулирование тарифов естественных монополий при одновременном резком сокращении госрасходов (средства стабфонда рекомендовано направлять исключительно на выплату внешних долгов), отмене ограничений на валютные операции капитального характера, отказе от квотирования импорта мяса и госинтервенций на зерновом рынке.
Понятно, что применение подобных мер на практике приведет к последствиям, схожим с теми, которые пережил Нью-Орлеан после урагана "Катрин". Полное и окончательно обнищание населения, бешеный отток капитала из страны, окончательный развал сельского хозяйства стране гарантированы. Наверное, рекомендации этого отморозка от экономики не стоило и приводить, однако Илларионов не частное лицо, не просто "эксперт", а советник президента по экономическим вопросам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так много ли в нашей стране сегодня денег, или мало?
Недавно Gallup International провел исследование Voice of the People, в ходе которого социологи задавали гражданам вопрос: "За последние 12 месяцев были ли такие времена, когда у вас или у вашей семьи было недостаточно средств на питание?"
Полученные результаты удивляют и удручают одновременно. Авторы опроса зачислили в разряд "голодающих" тех, кто отвечал "часто" или "иногда". Ответивших положительно на первый вопрос набралось порядка 30%, а на второй еще — 21%. Итого, половина населения России элементарно голодает. У людей просто нет денег на еду. Чаще россиян в нехватке средств на питание признавались лишь жители Африки.
Между тем, причины русской инфляции не являются тайной за семью печатями ни для кого, кто еще не потерял способность самостоятельно думать и анализировать окружающую нас действительность. Цены растут потому, что страну лишили экономического суверенитета. Страна сидит на нефтяной игле. Россия полностью зависит от экспорта "черного золота" и конъюнктуры зарубежных сырьевых рынков. Внутренний же рынок давно захвачен и поделен крупнейшими отечественными монополиями, которые диктуют свою волю и властям и народу. Бесконечный рост цен на топливо, ситуация на строительном рынке, рынке стройматериалов — лучшее тому подтверждение.
Академик Дмитрий Львов привел расчеты, согласно которым в стоимости производимого в России валового продукта 75% — это природные ресурсы: нефть, газ, медь, алюминий и т.д. За счет труда же сегодня создается лишь 5% национального богатства. Но эти самые 5% национального богатства, созданного за счет труда, дают 70% всех собираемых налогов. В то же время на долю природных ресурсов приходится всего лишь 13% налоговых поступлений бюджета.
При таком экономическом раскладе курс рубля к доллару является важнейшим показателем, от которого зависит экономическая стабильность страны в целом. Банк России лишен возможности выполнять функции, которыми наделены центральные банки всех независимых государств — эмитировать деньги в зависимости от потребностей в них национальной экономики. Правительство озабочено только одной проблемой: чтобы количество рублей в России соответствовало объему экспортной выручки, поступающей от продажи за рубеж русской нефти. И в самом деле, зачем деньги, если в стране ничего не производится, а сырье без всяких промышленных переделов идет на экспорт? Наш российский ЦБ вовсе никакой и не банк, а обыкновенный обменник, правда, очень большой. Видимо, поэтому его начальник называется председателем, имеет несколько замов и свыше тысячи человек подчиненных.
Правда, и тут не обходится без проблем: нефть нынче дорогая, валюты в страну поступает много, ЦБ не справляется. Перед ним нелегкий выбор: либо печатать больше рублей, но тогда они начнут обесцениваться еще быстрее, поскольку ими нечего оплачивать, так как в стране ничего не производится, либо не печатать, но тогда курс доллара в России резко упадет и доходность нефтеэкспорта сократится. Как быть?
И тут на выручку приходит наше доблестное правительство. Оно говорит Банку России: "Скупай у экспортеров все доллары, которые они тебе продают, и ни о чем не думай, "лишние" рубли мы изымем из экономики в наш стабфонд, а потом выведем их из страны и разместим с отрицательной доходностью в бумагах правительства США". Правительство активно проводит политику ограничения денежной массы. Достигается это путем конфискационного налогообложения тех, кто живет на зарплату, т.е. самой бедной и обделенной части населения. Еще в 1997 году ЮНЕСКО обозначило рубеж бедности — это зарплата в 3 доллара в час, т.е. в месяц оплата должна составлять более 600 долларов. Но Россия не укладывается даже в эти минимальные стандарты. У нас не редкость, когда люди живут меньше, чем на 30 долларов в месяц. При этом в России существует сверхэксплуатация труда. Например, средний американец на 1 доллар зарплаты выдает 1,7 доллара продукции, а средний россиянин — 4,6.
Чем всё это может обернуться? Население страны расколото. И прежде всего — по имущественному признаку. На территории нынешней России живут два народа, которые не имеют между собой ничего общего и никак не пересекаются. Одна часть не вылезает с фешенебельных курортов, строит себе замки, сорит деньгами, а другая — перебивается на гроши, живет в халупах и считает деньги от получки до получки. Первая Россия, по подсчетам ученых, насчитывает 30 млн. человек. Вторая — 115. Однако на ее долю приходится меньше 30% всех сбережений. Еще больше разница в доходах видна на уровне регионов. Скажем, доходы жителя Назрани в 64 раза ниже, чем в нефтедобывающем Ханты-Мансийске. Для сравнения: когда в ЕС вошли 10 новых стран бывшего восточного блока, разрыв в доходах между жителями новых членов Сообщества и ведущих европейских держав достигал всего 6,2 раза. Получается, что страны ЕС имеют на порядок больше оснований считаться единым государством, нежели регионы России.
Все вышеперечисленные факты буквально вопиют — необходимо менять экономическую политику, сохранение прежнего курса преступно, поскольку уничтожает, окончательно добивает страну. Необходимо срочно предпринимать действенные меры — побороть бедность, ликвидировать пропасть между самыми богатыми и самыми бедными, между сырьевыми и обрабатывающими отраслями, между депрессивными регионами и регионами-донорами. А этого не добиться без осмысленной, активной промышленной политики, поддержки отечественного производства, решительных финансовых вливаний. Инфляцию невозможно обуздать без модернизации производства, увеличения доходов населения. Требуется выработка реальных, а не пропагандистских, общенациональных проектов, которые дали бы возможность мобилизовать промышленные, финансовые, людские ресурсы.
Но способно ли на подобное нынешнее правительство? Недавно принят бюджет на 2006 год. Есть ли там хоть малейший намек на смену экономического курса? В финансовом плане на следующий год вроде бы говорится о создании госинвестфонда в размере 69 млрд. рублей, росте зарплаты бюджетников. Однако по существу ничего не изменится. Чтобы эффективно инвестировать деньги, мало иметь инвестфонд, нужны проекты, цели, ясное представление о способах их достижения, нужна, в конце концов, стратегия социально-экономического развития. Но ничего подобного правительство обществу не представило, а следовательно, деньги в инвестфонде будут также мариноваться, как и в стабфонде.
Что же касается повышения зарплаты бюджетникам, то оно касается только федеральных служащих, регионам же придется искать деньги на эти цели самостоятельно. Однако в бюджете-2006 заложено дальнейшее сокращение источников доходов местных властей. В любом случае госрезервы, согласно бюджетному плану на следующий год, будут расти значительно быстрее, чем доходы граждан.
Словом, и в новом бюджете явно прослеживается прежняя либерально — монетаристская политика правительства, направленная на ограничение госрасходов, сокращение доходов людей, завышенный профицит, раздувание золотовалютных резервов. Таким образом, объявленная правительством и президентом "борьба с инфляцией" грозит стране стагнацией, дальнейшим загниванием производства, консервацией нищеты и разрыва в уровне жизни как граждан, так и целых регионов, что неминуемо ведет к распаду государства. Сохранение подобного курса ничем, кроме катастрофы, закончиться не может.
Что же остается? Будем и дальше, сжав зубы, молчать и терпеть? Или, наконец, самоорганизуемся, возьмем свою судьбу в собственные руки и сами уничтожим это "вздутие" на теле нашей любимой Родины?
1.0x