Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 декабря 2005

КОСТОЛОМЫ

| | | | |
Александр Синцов
КОСТОЛОМЫ

Лужков и Чубайс, как хороший и плохой следователи, выбивают у москвичей согласие на многократное повышение тарифов.
Лужков предстает перед арестованными в образе оппортуниста, позволяет себе гневаться на Кремль. Так он пытается втереться в доверие к несчастным, оказаться чуть ли не защитником и выразителем чаяний простого человека. Выглядит убедительно. чуть ли не благодетелем: смотрите, сколько он построил супермаркетов, веток метро, даже надземку пустил. Сколько развлекательных заведений блистают огнями день и ночь, жужжат кондиционерами и электрообогревателями. (Так что подстанции не выдерживают, добавим мы. Требуются деньги на ремонт и установку новых. Наши деньги.) Огни Москвы — это его гордость и наше благо, как он внушает. Любите его, примите его прожекты, выберите его ставленников, его наследника. (Добавим: готовьтесь в этом случае к пожизненному повышению тарифов). И бедный арестант, среднестатистический москвич, попадается на эти уловки хорошего следователя. А Чубайса — ненавидит. На Чубайса, который является оборотной стороной Лужкова, изливает свою ярость. Потому что Чубайс откровенно бьет электрошоковой дубинкой. И чем сильнее он бьет и пугает повышением тарифов, тем милее становится для нас физиономия Лужкова. Так задумано.
Да, Чубайс прям и беспощаден. Лужков лукав и милостив. Но оба они — проводники либеральной экономики, столпы антинародной политики последнего русского десятилетия.
Давно уже, после "Норд-Оста", в прах рассыпалась слава Лужкова, как отца города. В той же пыли и менеджерский талант Чубайса. Хотя было время, его провозглашали чуть ли не гением новой экономики. Пост главы РАО ЕЭС обнажил его суть. Выбить повышенные тарифы, напугать отключением — вот и вся гениальность. Понятен гений Форда, создавшего из автомастерской индустрию. Можно отдать должное Макдональдсу, на прибыли от придорожной закусочной построившего мировую сеть ресторанов. Не помешает добрым словом вспомнить Александра Паникина, пусть земля ему будет пухом, с нуля организовавшего крупное трикотажное производство в Замоскворечье и выпускавшего недорогую, качественную одежду для народа.
А Чубайс, что делает, заполучив во владение гигантское РАО? Умело, прибыльно торгует энергией на внешнем рынке? Возводит на дивиденды новые мощности? Внедряет энергосберегающие технологии и снижает тем самым тарифы? Ничего подобного. Совершенно примитивным, пещерным способом стращает увеличением платы за электроэнергию и шантажирует отключением ее в морозы. Если здесь и просматривается какой-то гений, то лишь совмещенный со злодейством. Говорят, он умен, энергичен, смел. Но как выясняется, с отрицательным знаком, с приставкой анти.
И вот два таких "крупных политических деятеля": свойский Лужков, строящий в Москве огромное количество коммерческих мощностей и помалкивающий об их критической энергоемкости, и Чубайс, не умеющий эффективно, прибыльно вести дела, вдруг затевают публичный спор на тему, кто больше Родину любит, кто сильнее печется о благе народном.
Обоим им мы глубоко безразличны. И если разобраться, то окажется даже, что сердобольному Лужкову с его "пряниками" наши денежки в виде повышения тарифов гораздо нужнее, чем хамоватому Чубайсу с его "кнутом". Чубайс-то, как субъект хозяйственной деятельности, управляющий огромным бизнесом, проживет и без повышения тарифов: советского оборудования, "железа" подстанций на его век хватит. А Лужкову налоги с того же Чубайса, не говоря о тысячах других подобных, надо еще выбить. Вывести из тени. В то время как наши коммунальные платежи ручейком чистой слезы текут в его закрома денно и нощно. Мэрия как хозяйственный субъект с них живет — и политически и экономически. Только мэр помалкивает об этом, строит из себя борца с Чубайсом. А если, мол, кому и плохо в его Москве, так это опять же федеральный центр виноват.
Надо еще сказать, что оба они, и хороший, и злой, — родоначальники капитализма в России, осуществление которого на Земле если и оправдано, то лишь в придачу к баснословным английским налогам с предпринимателей, идущим на нужды более бедных, или в соединении со шведской социальностью, по сути, граничащей с советским социализмом, когда сверхприбыль от доходных отраслей, таких, как нефть и газ, распределяется, в том числе и на ремонт подстанций.
Лужков с Чубайсом сломали подобную систему, презрели уклад жизни, один нахрапом в авангарде, другой вдогонку, и теперь банально скандалят на экономическом пустыре, как два банкрота, уповая на "вливания", но по себе зная, что от приватизированной части сверхдоходных отраслей никто из олигархов не отстегнет им на бедность. Только под немыслимые проценты. Вот они и грызутся из-за наших коммунальных платежек.
И ничуть не странно, что всероссийский шантаж Чубайса не колышет власть, лично Путина, который в самый разгар его препирательств с Лужковым принимает его в своих апартаментах — отнюдь не для того, чтобы всыпать по первое число, но — чтобы поддержать. Ибо Чубайс давно уже из человека превратился в инструмент кремлевской политики, в цепного пса ретро-капитализма. Давно уже никто в Кремле не водит с ним дружбу, не тусуется в свете фотовспышек, это считается неприличным и опасным, как в случае с гоголевским Ноздревым. Но это такой тип, который все равно достает их, прорывается в присутствие, и время от времени скрепя сердце кремлевским сидельцам приходится жать ему руку: всё-таки свой человек.
1.0x