Авторский блог Андрей Фефелов 03:00 16 августа 2005

ДВЕСТИ ЛЕТ БЕЗ МЕСТА

| | | | |
Андрей Фефелов
ДВЕСТИ ЛЕТ БЕЗ МЕСТА

В конце июля в селе Кочубеевка Ставропольского края прошел Всемирный съезд молокан, куда собрались верующие со всей России, а также из Австралии, Америки, Канады и стран ближнего зарубежья (около 300 тысяч молокан рассеяны по всему миру). Сейчас они отмечают 200-летие дарования им свободы вероисповедания в России. На открытом воздухе под теплым южнорусским небом накрывались столы, пелись псалмы, звучали торжественные речи. Но, к сожалению, на съезде обсуждались не только духовные проблемы и вопросы богатой истории русских молокан. Одной из основных тем были проблемные взаимоотношения молоканской общины с нынешним московским градоначальником.
В газете "Завтра" часто публиковались материалы, обличающие деятельность разнообразных новомодных сект, налетающих на Русь с Запада, как саранча в Египет. Однако секта секте рознь, и само слово "сектант" вплоть до конца 80-х годов прошлого века отсылало вовсе не к "религиозному гербалайфу", организованному разнообразными мормонами и иеговистами, но к укорененным в русской жизни и русской истории течениям христиан-раскольников, хранящим и по сей день частицы обширной национальной религиозной традиции. Одним из таких укорененных сообществ является многочисленное течение Духовных христиан или молокан, возникшее в центральной России примерно в начале XVIII века. По своему религиозному и жизненному укладу молокане близки к староверам-"беспоповцам", не приемлют церковную иерархию, монашество, не почитают иконы, но всецело преданы слову Святого Писания. И само название "молокане" происходит вовсе не от того, что некоторые молоканские общины позволяли себе пить молоко в Великий пост, но от проповеди апостола Петра: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение". Молокане отрицают принуждение к вере, практикуют крещение в сознательном возрасте, терпимо относятся к другим христианским конфессиям, но непримиримы к пьянству, курению и разводам.
Официальный статус молокане получили 22 июня 1805 г. по указу Александра I.
200 лет назад неграмотные крестьяне Тамбовской и Воронежской губерний Мотылев, Лосев и Журавцев пришли в Санкт-Петербург с прошением, которое составил сын священника Семен Уклеин, и передали эту бумагу Императору. Спустя десять дней Сенат издал указ "О свободе вероисповедания молокан и духоборцев".
За двести лет молокане пережили периоды и гонений, и расцвета своей веры. Так, в царствование Николая Павловича многие верующие были выселены в Сибирь, иные бежали на Кавказ.
Далекий предок автора этой заметки, ровесник Пушкина, крепостной крестьянин Иван Антонович Фефелов, жил в Тамбовской губернии и исповедовал молоканскую веру. В 30-е годы ХIХ века он со своей семьей и четырьмя другими молоканскими семьями под покровом ночи покинул свою деревню и двинулся на Юг. Основал на Кавказе новую деревню — Ивановку, которая вскоре стала многочисленным и процветающим русским поселением на Кавказе (ныне это райцентр на территории Азербайджана). Сейчас молокане рассеяны по всему миру, но компактно проживают на территории республик Закавказья, Ставропольского края и Тульской области.
Московская община духовных христиан-молокан была зарегистрирована в Москве в 1990 году, впоследствии прошла перерегистрацию в соответствии с новым законом. Однако, в отличие от эмиссаров разнообразных пришлых (в том числе и "тоталитарных") сект, у наших молокан дела в российской столице так и не наладились. Привычное чиновничье хамство и практика бесцеремонного обращения с гражданами России коснулись и молокан, которых столичный мэр оскорбил и откровенно "кинул" (более точного слова для действий Лужкова подобрать нельзя). Дело было так: после распоряжения мэрии о предоставлении земельных участков под строительство культовых зданий молокане обратились в комитет по связям с религиозными организациями правительства Москвы с просьбой выделить им небольшую территорию в Москве для строительства своего молитвенного дома. Поначалу их прошение было удовлетворено, для молокан был определен участок на окраине Москвы в районе Царицыно. Ветхое деревянное здание бывшей ветлечебницы 1949 года постройки подлежало сносу, и руководство общины утвердило на зарезервированном участке проектное предложение для строительства двухэтажного молельного дома, потратив на это непростое дело многие-многие месяцы всяческих согласований и 150 тысяч рублей.
Молокане Москвы и Подмосковья начали сбор средств собственно для строительства. Но тут случилось непредвиденное. Открывая новое здание ветлечебницы, Лужков громогласно пообещал восторженной толпе любителей животных и местных руководителей, что старое здание и участок, на котором оно расположено, будет передано клубу любителей животных "Юный зоотехник". Это заявление Лужкова было воспринято в префектуре как распоряжение, и московская община молокан, шесть лет добивавшиеся для себя крова, осталась ни с чем.
Председатель совета общины Яков Васильевич Евдокимов горько сетует на то, что московские власти предпочли верующим согражданам собак, кошек и канареек, и что до Императора всероссийского двести лет назад было "достучаться" куда легче, чем до московского префекта в наши дни.
Волюнтаризм московского мэра давно стал притчей во языцех. Одно его распоряжение может перевесить все московские и федеральные законы, решения любых общественных и экспертных советов (что прекрасно видно на примере разрушения гостиницы "Москва").
В случае с молоканами кому-то может прийти на ум, например, такая мысль: Лужков выказывает свои духовные предпочтения, отстаивая православный облик Москвы и занимаясь борьбой с сектами. Но тогда почему лужковская Москва буквально наводнена экзотическими оккультными центрами, сайентологическими группами и откровенными сатанистами?
Ответ на вопрос достаточно прост и лежит не в плоскости религиозных исканий: московское начальство мало волнуют духовные проблемы, но главным критерием всех истин для них по-прежнему остаются деньги.
Молокане недостаточно богаты и не опираются в своих действиях на влиятельные международные структуры, именно поэтому им ничего в Москве "не светит".
В то, что Лужков станет лучшим другом юных зоотехников, как-то не верится. Скорее всего, на месте хибары бывшей ветлечебницы, на выделенном для молокан участке, появится не Дом кролика, но, как всегда неожиданно, громадный комплекс элитного жилья, квартиры в котором займут представители нетрадиционных для России конфессий.
1.0x