| | | | |
Всеволод Былевский
«ГАЗОДОЛЛАРОВАЯ» ЗАМОРОЗКА
Известно, что Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным объемам газа. Экспорт газа за границу наряду с нефтью является основной статьей дохода государственной казны. Президент неоднократно с большой гордостью и радостью, похожей на детскую, говорил о том, как много мы продаем газа, и что будем увеличивать продажу газа и дальше. Однако тем временем промышленно развитые страны, которые наш газ импортируют, стараются всячески снизить, оптимизировать нормативы расходования газа. Например, системы отопления промышленных предприятий с помощью газа в наши дни проходят технологическое переоснащение, которое позволяет снизить потребление газа для крупных объектов в несколько раз.
Скажем коротко о сущности нового инфракрасного метода отопления высоких помещений. Традиционная система называется конвекционной: в котельной газ нагревает воду, та поступает по трубам в радиаторы, расположенные в цехах. Её главный недостаток — низкий коэффициент полезного действия для высоких помещений, таких как цеха, ангары, залы аэропортов, спортивные сооружения. Радиаторы нагревают воздух, и он устремляется ввысь, к потолку, в результате под потолком жарко, как в бане, а на полу могут образовываться замёрзшие лужи. Напротив, инфракрасные отопительные приборы излучают тепло, как солнышко, или как железная печка: пронизывают лучами прозрачный воздух и нагревают сами предметы — пол, стены, станки, людей. В результате резко повышается эффективность обогрева, затраты на отопление за зимний сезон снижаются в восемь-десять раз.
Не следует ли нам следовать заграничному примеру? Ведь из-за особенностей климата в России отопительный сезон у нас составляет от семи до десяти месяцев в году, в два-три раза дольше, чем во многих странах, которым мы продаём наш газ. Небольшой завод на две-три тысячи человек тратит за шестимесячный отопительный сезон с помощью нового оборудования всего сто пятьдесят тысяч рублей вместо прежних полутора миллионов при конвекционном методе. За счёт этой экономии значительно снижается себестоимость продукции, что позволяет и цены на неё снизить, и прибыль увеличить. Чем не резерв для реального роста пресловутого "вэвэпэ"? Так что если мы повсеместно внедрим новое экономное отопительное оборудование, то убьём сразу несколько "зайцев". Сократится промышленное потребление газа для отопления — можно будет выделять освободившиеся квоты новым потребителям или даже просто больше экспортировать.
Кроме значительной экономии на самом отоплении, есть и дополнительные преимущества инфракрасного отопления перед традиционным конвекционным. Больше не нужна котельная, где газовые горелки нагревают теплоноситель, вместо неё достаточно небольшого газораспределительного узла. Не нужны больше трубы теплопроводов, по которым поступал к радиаторам в цехах и заводских корпусах теплоноситель, поэтому больше не придётся тратиться на ремонт теплотрасс, замену труб. Под потолками цехов устанавливаются инфракрасные излучатели, к их газовым горелкам подводится газ, просто, как в жилых домах к бытовым плитам. Вот и всё.
Однако на пути этого элементарного улучшения, выгодного во всех отношениях, ставятся немыслимые бюрократические препятствия, словно никому не нужно, чтобы российское производство "поднялось". Нужно отметить, что инфракрасные нагреватели поставляются к нам из-за рубежа, хотя с конца 1950-х уже были подобные советские разработки. Но хрущевско-косыгинско-либермановская экономическая реформа 1964 года нацелила советскую плановую экономику на производство прибыли. Чем больше затрат — тем выше прибыль, поэтому, несмотря на все декларации, внедрять ресурсосберегающие технологии стало невыгодно. Потому и оказались советские разработки промышленного инфракрасного обогрева положены под спуд.
Но слом плановой социалистической системы и переход к капиталистической рыночной экономике только ещё больше затруднил внедрение рационализаций, изобретений, модернизацию производственного сектора. Казалось бы, что сложного в том, чтобы установить новое оборудование и подключить газ, шедший ранее в котельную, к инфракрасным обогревателям? Но, оказывается, даже если у предприятия уже имеется подключение к газовой "трубе" и работающая по старинке котельная, для того, чтобы сделать разводку газовых труб по цехам до каждого инфракрасного обогревателя, нужно пройти семь кругов бюрократического ада. Бесконечно отправлять документы в разные инстанции, ждать ответа, вести переговоры для получения разрешения на использования газа новыми приборами…
Вот, например, предприятие в Московской области уже использует газ для отопления в котельной, но ему всё же предстоит для начала выполнить тепловой расчет в одной из лицензированных организаций. Это процедура действительно нужная и занимает три-четыре недели. Затем нужно отправить необходимые документы с тепловым расчетом в соответствующую структуру жилищно-коммунального хозяйства Московской области и получить разрешение. Такая процедура длится около месяца, если, конечно, заявку не "потеряют", в таком случае придётся начинать всё сначала. Потом документы с полученными разрешениями направляют в Мособлгаз, затем в Мострансгаз, и, наконец, в Газпром. Затем дело возвращается обратно в Мособлгаз, и в заключение следует отправиться со всеми собранными документами в Минтопэнерго для получения окончательного разрешения на подключение нового оборудования.
Вся эта процедура в сумме может длиться до года, а то и больше. На каждом этапе может быть получен формально мотивированный отказ, преодоление которого требует новых длительных переговоров и, как несложно догадаться, часто — взятки. Но мы-то знаем, что газовые месторождения принадлежат в основном Газпрому, другие газовые структуры — также газпромовские, сети, по которым прокачивается газ, тоже принадлежат Газпрому. И возникает вопрос: зачем в "разрешительной" цепочке такие структуры, как Минтопэнерго, Мособлгаз и Межрегионгаз — просто лишние звенья цепочки, которые тормозят получение разрешения? Почему бы не упростить процедуру выдачи разрешения на установку нового экономичного обогревающего оборудования? Но, похоже, Газпром гораздо более заинтересован в получении валютной выручки за экспорт газа, чем в помощи развитию отечественной промышленности.
Просто необходимо выбросить из "разрешительной" цепочки лишние промежуточные звенья, дать возможность всем предприятиям быстро переходить на новое технологичное газовое оборудование для отопления цехов. Но увы, пока это нереально. Получается, что когда президент говорит об "увеличении вэвэпэ", речь идёт о развитии промышленности Запада за счёт нашего газа. Почему объём "вэвэпэ" не вырастет вдвое, а если и вырастет, то цифры эти будут дутые и ненастоящие, за счёт растущих мировых цен на нефть и инфляции? Потому что практика показывает: рыночная экономика в России в целом мешает модернизации производства, росту эффективности производства и производительности труда. Нововведения, новые технология успешно внедряются только в высокотехнологических отраслях да в добыче сырья. То есть там, где непосредственно сулят немедленные и самые высокие прибыли.
Что же касается традиционного сектора экономики, там рыночные отношения и коррумпированная бюрократия всячески тормозят модернизацию производства. Главное — "снимать сливки" с экспорта сырья и энергоресурсов, а реальный сектор экономики государство и ведущие монополии не то что поднимать не собираются, а пальцем не желают пошевелить, чтобы помочь ему подняться самому. Ну "не греет" развитие российской промышленности ни зажравшихся сырьевиков-монополистов из Газпрома, ни высокопоставленных кремлевских чиновников, которые входят в руководство этой сверхмонополии. Национальные интересы им заслоняет холодный расчёт на "газо-" и нефтедоллары. И чем больше этих самых "газонефтедолларов", тем сильнее замораживается реконструкция и модернизация отечественного производственного сектора. Это видно не только из макроэкономических расчётов, но и из рассказанной выше повседневной бизнес-практики.
1.0x