Авторский блог Редакция Завтра 03:00 12 июля 2005

EX RADIX

| | | | |
Дмитрий Заломин
EX RADIX

Фронт радикального искусства образовался примерно в 1998 году. Можно рассматривать это явление с разных позиций: эстетической, идеологической, поэтической или литературной. Но я попробую сначала обрисовать этот феномен в целом, а уж потом обратить внимание на детали, так, на мой взгляд, правильней. В целом это явление можно охарактеризовать как объединение радикальных нонконформистов и индивидуалистов, причем последнее очень важно, поскольку состав фронта достаточно разнообразный, и взгляды его участников тоже достаточно разнообразные. Собственно, идеи и взгляды фронта изложены в манифестах, и некоторые моменты я хочу специально выделить.
Сам термин радикальный происходит от слова radix, что буквально переводится как корень, то есть идет апелляция к основам. "Наше творчество основывается на уже сложившейся системе, именуемой русской поэзией. Да не отречемся от наших предков, и да не простятся нам их ошибки, им простившиеся." Еще одна из особенностей — непризнание разделения поэзии на традиционную и авангардную: "Разделение поэзии на академизм и авангард бессмысленно". Один из важных аспектов — это стремление к революции, которое также нашло отражение в манифесте: "Основой поэтической динамики является стремление к Революции, понимаемой в качестве важнейшего мистического процесса".
В целом манифест достаточно авангарден, но страдает снобизмом, причем в нем досталось даже конкретным личностям. Да и отношение самих членов фронта к нему неоднозначно, как сказал один: "Под чем-то я готов подписаться, а под чем-то нет". Но в последнее время снобизм манифеста не совпадает с действительностью, стремясь избежать замкнутости, на мероприятия фронта приглашается много людей со стороны, в том числе и музыкальные группы, такие, как "Анклав", "Разнузданные волей", "Время Ч" и другие. На мой взгляд, такой коктейль не очень хорош, немало из приглашенных со стороны, имеют не слишком высокий уровень, а порой являются откровенной халтурой, что резко контрастирует с радикальным и бескомпромиссным тоном манифеста. Мероприятия фронта последние полгода проходят достаточно часто: каждую неделю в салоне на "Красных воротах" и чуть реже в ЦДРИ.
Собственно о людях, составляющих костяк фронта. Это неформальный лидер фронта Михаил Красавин (Крейзер), Дмитрий Свистунов, Сергей Былинский и Никита Подвальный. Поэт Михаил Красавин тяготеет к авангардизму. Состоит в НБП. Фигура достаточно яркая и немного эпатажная. Обычно эта четверка выходит на сцену вместе и читают стихи по очереди, выступление напоминает небольшую миниатюру, — все вместе, но в то же время каждый сам по себе. Пожалуй, в этом коллективе немалого внимания заслуживает Никита Подвальный, наименее эпатажный из всех, но интересный и глубокий поэт, получивший, кстати, в 2002 году, почетную грамоту на конкурсе А. Непомнящего в номинации "Лучший рок-бард". Профессионально занимается фотографией. Впрочем, члены фронта занимаются не только поэзией, среди них есть и художники, и музыканты. Кроме собственно самих членов фронта, а их немало, я назвал лишь основных, интерес представляют и постоянные гости, которые приглашаются на мероприятия в качестве участников. Например, такой небезынтересный человек, как Александр Чекалов, поэт, прозаик, автор сборника рассказов, художник и дизайнер, "человек-оркестр", как назвал его один из критиков.
Фронт радикального искусства очень эстетичен. Это касается и выступлений, и каких-то печатных вещей, даже легкий снобизм не портит общую картину эстетического авангарда. Правда, революция, провозглашенная целью ФРИ, носит пока сугубо эстетически-утилитарный характер, постоянно идет балансировка между открытостью и замкнутостью, да и прирост в основном пока идет количественный — новых ярких личностей еще не появилось. В принципе ничего специально радикально-неполиткорректного на выступлениях фронта не услышишь, вся революция уходит в эстетику. Если брать политическую ориентацию членов фронта, то костяк или состоит в НБП, или им сочувствует, но опять же это, наверное, больше эстетическая позиция. Участники фронта достаточно аполитичны и рассматривают творчество в сублимированном виде, с неким отрывом от жесткой реальности.
Контингент зрителей очень разнообразен, порой встречаются откровенные политические радикалы. Но не будем зацикливаться на политике, ФРИ — организация не политическая, а поэтическая, пусть и ставящая своей целью революцию. За время своего существования Фронт радикального искусства показал свою жизнеспособность, свой нонконформизм и радикализм.
1.0x