Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 июня 2005

КОСМИЧЕСКИЕ НЕДОВОЗЧИКИ

| | | | |
Всеволод Былевский
КОСМИЧЕСКИЕ НЕДОВОЗЧИКИ
"Советское наследство" подходит к концу. Самоустранившаяся от всякой ответственности за судьбы России государственная машина не собирается не то что развивать производство, науку, социальную сферу, но и элементарно поддерживать в рабочем состоянии то, что было создано при коммунистах. Большинство основных фондов — зданий, промышленного оборудования, транспортной инфраструктуры — изношено на восемьдесят-девяносто процентов. Но амортизационных отчислений на обновление фондов захватившая власть паразитическая буржуазия не делала, предпочитая тратить на предметы роскоши и свои бессмысленные забавы. Пожар на Останкинской башне, гибель подводной лодки "Курск", недавняя энергетическая авария в Москве, которую окрестили "концом света", — не случайны. Близорукое безумие правящего класса подвело нас к последней черте: время массовых техногенных катастроф наступило!
Злобный джин Омар Юсуф в детской сказке про старика Хоттабыча пытался уморить подростка-пионера, наколдовав на него смертоносную скоропостижную старость. Самое обидное, что сегодня коррозия "искусственной старости" грозит гибелью молодой и перспективной отечественной ракетно-космической индустрии. Всего за сутки сразу две российских ракеты не смогли подняться в космос. Первая неудача постигла военный спутник, который должна была вывести на орбиту ракета-носитель "Молния-М", запущенная с космодрома Плесецк. Ракета упала при запуске, обломки её нашли в Тюменской области. Второе фиаско потерпел международный научный проект "Солнечный парус" по созданию "бестопливного" космического двигателя, использующего давление солнечного света. Ракета-носитель "Волна" неудачно стартовала из шахты атомной подводной лодки "Борисоглебск" и не смогла вывести аппарат на рассчитанную орбиту. Однако, по некоторым данным, "космический парус" всё-таки вышел на незапланированную орбиту и даже, по сообщениям американских учёных, первые минуты подавал слабый сигнал, после чего "замолчал" и окончательно пропал.
Несмотря на бодрые заявления чиновников, что, дескать, мы были и остаёмся "впереди планеты всей" в области космических изысканий, факты говорят совершенно обратное. В обеих неудачах "виноватыми" оказались "ракеты-извозчики", которые не сумели доставить груз на орбиту. В первом случае в конце пятой минуты полёта в результате "аномальных отклонений в параметрах ориентации ракеты" сработало аварийное выключение двигателя, и ракета рухнула в Тюменской области, никого, к счастью, не "зашибив" и практически не загрязнив атмосферу. А "Волна" не донесла "груз", как показывает предварительное расследование причин аварии, из-за остановки двигателя первой ступени на восемьдесят третьей секунде полёта. Примечательно то, что ещё в 2001 г. при запуске такой же в точности ракеты с того же многострадального корабля "Борисоглебск" ранняя версия "парусника" в расчетное время не отделилась от ракеты и была уничтожена в плотных слоях атмосферы.
Авария за аварией в российском космическом хозяйстве наносит ущерб не только экономике страны и экологии. Но в этот раз, к счастью, "всё обошлось": министр обороны России Сергей Иванов успокоил общественность, сообщив, что ракета "Молния-М" была застрахована, и потому убытков государственный бюджет не понесёт. О подрыве престижа российской науки и ракетно-космической индустрии он не сказал ни слова. Между тем Япония и США энергично ведут параллельные принципиально новые космические разработки, стремясь повторить и оставить далеко позади российские, точнее — ещё советские достижения — в освоении космоса. Из-за неудачного запуска "Молнии-М" оказалось под вопросом выполнение программы замены обветшавших до крайности и выработавших полностью свой ресурс отечественных военных спутников. А зарубежная пресса начинает писать, что с Россией проблемно сотрудничать даже в тех областях, где наша страна раньше была лидером.
"Двойное космическое фиаско" сопровождалось аккомпанементом серии аварий на российских железных дорогах. В Тверской области сошёл с рельсов товарняк с цистернами, разлилось полторы тысячи тонн мазута, который по притоку устремился в Волгу. Специалисты назвали эту аварию экологической катастрофой национального масштаба. Тем временем в Краснодарском крае не смогли своевременно ни предсказать схождение селя, ни принять предварительные меры, железнодорожные пути были накрыты селем, а несколько тысяч пассажиров, которые ехали на отдых к Черному морю, оказались заблокированы на полпути между Краснодаром и Туапсе.
Под Североуральском проливные дожди размыли два с половиной километра не укреплённой должным образом железнодорожной насыпи, что, к счастью, вовремя заметили. Из-за технической неисправности на Красноярской железной дороге 19 июня едва не оказался под откосом локомотив, с рельсов сошло одно колесо, но машинист вовремя затормозил. В Подмосковье в поезде дальнего следования "Грозный — Москва" прогремел взрыв, несколько вагонов сошли с рельсов. Причиной этой аварии с равной вероятностью могли быть и террористический акт, и очередная техническая неисправность. Аналитики МЧС делают неутешительный прогноз по состоянию материальной базы железной дороги — износ подвижного состава и путей растёт, аварии будут только продолжаться.
Государство хронически недофинансирует науку, фундаментальные разработки, ориентируясь в первую очередь на прибыль и сиюминутную окупаемость. Высокодоходные отрасли экономики, рентабельные предприятия искусственно банкротят и передают частным владельцам. Общегосударственные задачи частный капитал решать не может и не хочет, а бюджетных средств хватает только на оплату содержания чиновничьего корпуса в сытости и безопасности. Даже когда бюджет пухнет от нефтедолларов, безмозглые фанатики-монетаристы не желают вкладывать средства ни в науку, ни в высокотехнологичное производство. Энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, железные дороги остаются как бы "никому не нужными". Но ведь эти отрасли — не солнышко красное, светом и теплом которого пользуются все, только ремонтировать и реконструировать его пока не требуется.
1.0x