| | | | |
Алеф
ВЕРТОЛЕТ
Пятнадцать лет. Пятнадцать лет жить и видеть. 1990-2005.
"Я умру. Но так никогда и не пойму этих скотов", — сказал Венечка Ерофеев, не отпущенный ретивыми службистами во Францию, где ему бесплатно хотели сделать операцию и спасти жизнь. Через считанные месяцы службисты радостно предадут страну и начнут рвать ее на куски, на свои вонючие дачи.
Дачи стали культом, сумасшествием. В угаре автомобильных пробок Москва, погрузив задницы на сиденья автомобилей, лелеет вожделенное дачное копошение. Программа "Растительная жизнь" (стоит вдуматься в название) живописует дачи знаменитостей. Вот с лопатой любимый певец президента Расторгуев, вот копается ультралиберальная Ахеджакова, вот Боярский в черной шляпе суетится над клумбой. Дача, чтоб хорошая, чтоб с удобствами, чтоб недалеко от города и в престижном поселке — предел мечтаний политиков, магнатов, артистов.
Стоит повесить над въездными воротами всех благополучных дач старое подведение итогов: "Сбылась мечта идиота". Скукоженные пространством "участка", люди сидят за высокими заборами и отдыхают. Раньше они могли отдыхать на огромном просторе от Риги до Самарканда. От Еревана до Кишинева. Это и была, если хотите, "дача" для тех, кто хоть что-нибудь сооображает. Безопасная, интереснейшая, пусть и не всегда уютная.
Теперь субъекты на виду у телезрителя, который по большей части стал огородником (для него дача — способ добыть прокорм на зиму) ведут растительную жизнь, умиляются собственному пошлому и нелепому досугу. Ну, я понимаю там творческие дачи начала ХХ века, которые снимались писателями и художниками, то же Абрамцево. Там шел процесс, там блуждали летние страсти, рождалось искусство.
Здесь же умиление собственной никчемностью, вторичностью, демонстрация обывательского довольства. Уехал на дачу, разбил клумбу, посидел с собутыльниками.
Дополнение темы — программа "Дачники". Некая мымра методично объезжает московские предместья, знаковые дачные места. По ходу выясняется, что "дачизм" — заболевание со стажем, просто в последние годы оно приняло какие-то уж совсем дикие формы. Желанием сидеть на участке страдали советские начальники и творческие интеллигенты. Причем самому вшивому какому-нибудь мараке государство давало дачу. Старая большевистская проститутка Брик тоже сидела на госдаче и собирала вокруг себя гнездовье диссидентов.
Генералы особенно привыкли сидеть в лесных массивах. Вообще после передачи Шаховой тошнит, потому что отчетливо понимаешь: пока страна надрывалась, воевала, отстраивалась — у нее за хребтом (на дачах) сидела благополучная никчемная элита и пила чай, и варила варенье, и гуляла по лесу. Пустоцветы, пустомели, разбавленные сановными и интеллектуальными предателями. Теперь в полуразвалившихся строениях доживают век дети и внуки именитых дачников. Среди засохших гербариев и сломанных велосипедов. Вспоминают.
Конечно, среди бриков, спившихся генералов и партработников, малодушно проспавших гибель Союза, были и достойные люди. Помню, как все ТВ выло во время "перестройки" по поводу того, что у маршала Ахромеева на даче целых два холодильника (!), один из которых (о, преступление) финский. Как сволочно и смехотворно все это на фоне вилл нынешних нуворишей. Но не такие, как Ахромеев, сделали погоду.
Погоду у нас сделали и продолжают делать дачники, ведущие растительную жизнь. Если раньше они юлили в тенетах советского государства и, выдав себя за "писателя" или за "партийца", получали домик в каком-нибудь Поселке Старых Большевиков, то теперь шушарка крутится у кормушки новорусского безмозглого Левиафана или откусывает от него же.
Вся штука состоит в том, что отдых — это не составная часть их жизни, а основная. Дача — символ их жизни. Не случайно поэтому она так мощно ворвалась на телеэкраны. Идиотской энергетикой дачизма заражены все, вплоть до молодежи. Пассивная индючья жизнь на участках отчуждает людей от реальной жизни и друг от друга. Это уже не люди действия и не люди мечты.
Замечу, что очень важно — речь не о единственном доме, где живут на постоянной основе, а о месте, куда предполагают ринуться, убежать. Страна беглецов в "охотничьи домики".
Ну а телевизор будет и дальше подстегивать и подогревать интерес к теме. Ведь скучные, вялые дачники взамен граждан — находка для режима.
1.0x