Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 апреля 2005

ЛЮДИ — ДЕТОНАТОРЫ

| | | | |
Ирина Костикова
ЛЮДИ — ДЕТОНАТОРЫ
Все признаки вызревания революционной ситуации налицо. Вся путинская "вертикаль" сама её создаёт, сидя на золотом мешке нефтедолларов, чиновники по-настоящему не знают, что делать дальше, и только обостряют нужды народные. Нарастающее массовое недовольство курсом власти, персонами и самим режимом — примета глубочайшего, системного кризиса власти. В иной ситуации можно и президента из снайперской винтовки застрелить, и обрушить башни всемирного торгового центра, а особых политических потрясений не последует. У нас — совсем наоборот: пустяковое событие может вызвать небывалый общественный резонанс и послужить началом великих потрясений. Жёсткая кора путинской квазистабильности оказывается яичной скорлупой, которую грозят размолоть жернова истории.
Массы, как показывают недавние акции протеста, раскалены до предела, элиты взбудоражены цепочкой переворотов в Грузии, Украине, Киргизии, которые ошибочно, но очень неосторожно называют "революциями". Яростные споры о судьбах страны, словесные схватки до драки из-за различий оценок тех или иных идей, политиков, событий, массовые митинги, народ готов идти на баррикады и силовые столкновения — всё это приметы близкого исторического перелома.
Предреволюционное время пробуждает к политике всех поголовно, но революционный костёр никогда не вспыхнет без особого типа людей-"детонаторов". Чтобы грянул революционный взрыв, достаточно поднести спичку к скопившейся горючей смеси. Сейчас в России накопилось полным-полно людей, которые могут и готовы совершить знаковый поступок.
Удивительно и знаменательно, но нажать символический "спусковой крючок" готовы представители чуть ли всех классов и слоёв российского общества. И для дальнейшего развития событий безразлично, будет это герой-идеалист или платный провокатор.
Среди действительных радикалов-революционеров, которые выступают за замену капитализма социализмом, наиболее заметны молодые коммунисты, комсомольцы и национал-большевики. Их обвиняют в символических взрывах ненавистных памятников, в попытках "захвата власти" в приёмной администрации Президента и министра соцобеспечения Михаила Зурабова, в создании партизанских отрядов для совершения революции в Северном Казахстане, на Дальнем Востоке и в Причерноморье. Сейчас за проведение радикальных акций в защиту прав трудового народа за решётками томятся десятки молодых людей. Левые радикалы — это молодые ребята героического склада, в иные времена они совершали бы яркие подвиги, как Зоя Космодемьянская и Александр Матросов.
Сегодня левые радикалы ищут и ценой собственных жертв, многих годов тюрьмы нащупывают те формы протеста, которые вызовут широкую общественную поддержку, смогут поднять на борьбу массы трудящихся. Это люди-детонаторы, которые сознательно идут на обострение и готовы принести себя в жертву высоким идеалам, в которые страстно верят. Вчера это были Революционный комсомол — РКСМ(б), Новая революционная альтернатива, Игорь Губкин, а сегодня — НБП, АКМ, группа украинских партизан-комсомольцев по "Одесскому делу". Пример, поданный несколько лет назад, получает массовое развитие, отыскиваются всё более эффективные формы. Они — точно смогут сделать "это".
"Старших товарищей", коммунистов, обвиняют в осторожности, инертности и оппортунизме. Те, кто по-настоящему озабочены судьбами левой идеи, должны видеть, что среди коммунистов, в том числе среди руководства есть немало людей, готовых работать на обострение ситуации и идти до конца. Хотя бы секретарь ЦК РКРП-РПК Анатолий Крючков и секретарь Ярославского обкома КПРФ Алексей Воробьёв, которые недавно инициировали массовые акции гражданского неповиновения и лично руководили перекрытиями дорог.
Есть радикалы и среди "правых". Их либеральные идеи сегодня дискредитированы до предела, от былой популярности "вождей русской демократии" остались жалкие тени. Но ещё коптит небо вечный маргинал Лера Новодворская, снова готовая в нескончаемой борьбе с любым призраком тоталитаризма хоть в психушку, хоть под поезд. Среди более вменяемых “демократов” нельзя не заметить молодёжь "Яблока", которая под социальными лозунгами, в духе времени, не боится идти на столкновения с милицией. Сзывать народ на "оранжевый митинг" готов радикал-шахматист Гарри Каспаров, да и прочая братия из "Комитета-2008" не откажет себе в удовольствии попытаться стать "российскими Ющенко и Тимошенко".
Ещё одно заметное течение в российской политике — национал-радикалы от чеченских сепаратистов и всевозможных террористов-ваххабитов до пока респектабельных и лояльных национальных элит. Подъем радикального ислама, долгие годы войны и взаимного ожесточения в Чечне делают национал-радикалов грозным противником нынешней власти. Их революция однозначно угрожает не просто распадом России, но и кровавыми "внутренними" войнами за отделение. Недавняя серия массовых митингов и шествий в Уфе против избиения милицией жителей Благовещенска показывает, что радикал-вожди вот-вот "вылупятся".
"Латентные" радикалы есть и в путинском истеблишменте. Вспомним недавнюю историю, как секретарь Свердловского обкома и член Политбюро возглавил буржуазно-демократическую оппозицию горбачёвской КПСС. В необычное и чудесное революционное время, наступление которого недавно предрёк мэр Москвы Юрий Лужков, и не такие чудесные метаморфозы могут происходить. По понятным причинам административного политеса эти люди сейчас могут клясться в верности либеральному монетаризму и лично "дорогому Владимиру Владимировичу". Но ветер перемен внезапно сбросит маски, поманит невиданной прежде корыстью — власть, она ведь сла-а-а-адкая… Кто не пнёт умирающего волка? Тому, кто рискнёт это сделать это первым, может выпасть бонус высшей власти.
Если постараться не до конца плохо думать обо всех, кто во власти, то можно даже прифантазировать новых "Минина и Пожарского". Не исключена реинкарнация трагически погибшего генерала Рохлина. Сейчас, разумеется, нового мятежного генерала не может быть видно, его бы тутже “уволили из рядов”, но придёт время — и он может объявиться. Авторитетный и влиятельный губернатор, глава субъекта федерации обладает достаточными ресурсами, чтобы в нужный момент возглавить гибельное для путинской команды выступление против власти.
Нельзя сбрасывать со счетов возможность демарша "революционера-олигарха": Березовский в Лондоне спит и видит такую судьбу, Ходорковского посадили в тюрьму превентивно. Но кто сможет поручиться, что среди "равноудалённых", внешне покорных администрации Президента королей нефти и алюминия не скрывается "бизнес-штирлиц"? Мятежный олигарх сам может особо и не светиться: хватит вброса в прессу убедительного компромата на тему вроде той, где и сколько денег на зарубежных счетах у "семьи" нынешнего президента, или прямых доказательств, кто взрывал дома в Москве.
Опасаться власти приходится всего. Список потенциальных угроз первой степени разрастается до бесконечности. Для любой акции, для любого действа, которые служат поводом для начала революционных событий, уже есть готовые типажи. Мировая война началась с выстрела юного Гаврилы Принципа в эрцгерцога Фердинанда. Первая русская революция — с расстрела мирной демонстрации попа Гапона. Можно заметить, что отечественных кандидатов и в герои, и в провокаторы, и в гапоны, и в гаврилы принципы — хоть отбавляй.
Такое время сейчас, такие условия жизни для народа и для элит сформировала нынешняя власть. Почти каждая из сил, заинтересованных в новой русской революции — "оранжевой", красной, коричневой или "зелёной" — готова выдвинуть из своих рядов человека-детонатора. В свою очередь, нынешняя власть лихорадочно подбирает среди своих кадров радикала-вешателя, "российского Пиночета".
1.0x