| | | | |
Александр Брежнев
ТЕМПЫ БЕЛАРУСИ
В Белоруссии я до этого еще ни разу не был. Но много слышал о том, что это страна, где экономика развивается самыми быстрыми темпами на все пространстве бывшего СССР. В России только мечтают об удвоении ВВП к 2010-му году. А там ВВП удвоится уж точно, а если бы прекратилось постоянное политическое давление со всех сторон, то, наверное, и утроился бы. Ежегодный рост показателя в этом году уже составил 11 процентов.
Поезд шел в Минск через довольно густой лес. Такая "зеленка" и не снилась чеченским террористам. Невольно вспоминаешь про белорусских партизан, которые были хозяевами в этих лесах в годы немецкой оккупации. Сосед по купе оказался довольно осведомленным человеком, начал рассказывать мне про партизан. Все белорусы были партизанами по большому счету. Кто не носил в руках оружия, тот просто помогал, чем мог, в крайнем случае хотя бы сочувствовал. Партизанское движение было поистине народным, у многих отцы и деды в этом движении активно участвовали. Поэтому память и любовь к партизанам живет и сейчас. В принципе активность партизан в Белоруссии носила не только военный смысл. Это еще и смысл философский, психологический, раскрывающий менталитет белорусов. Готовность опираться на собственные силы. Не ждать освобождения, когда придет Советская Армия, а самим, даже в самых тяжелых условиях, приближать победу, своими силами бороться с врагом за свою Родину. Сегодняшняя Белоруссия живет и развивается не благодаря кому-то извне и даже вопреки. Страна расцветает, опираясь на собственные силы, руки, мозги. Когда все вокруг смирятся и сложат руки, Белоруссия будет бороться и сможет наладить у себя жизнь сама.
В Минске и по всей республике существует настоящий культ Машерова. Этот культ не выражается в куче памятников, бюстов и профилей на официальных бумагах. Культ Машерова выражается в народной памяти и любви. Какое-то время про Машерова старались забыть сами партийные руководители и заставить забыть белорусский народ, и, тем более руководители времен Шушкевича. Сейчас, когда к власти пришла команда Александра Лукашенко, Машерову отдается дань памяти. Многие называют Лукашенко "заочным" учеником Машерова. Для другого президента такое сравнение, признание учеником, обозначит вторичность и оскорбление. В этом случае, надеюсь, мое сравнение "батьку" вовсе не оскорбит. В современных условиях, когда блокада и санкции, когда вечные "подколы" со стороны Кремля, когда полчища НАТО на границах, обеспечить рост экономики в 11% в год — это чего-то да стоит. Это тот случай, когда предкам стоит благодарить потомков.
Лукашенко чем-то напоминает Машерова, в честь которого сейчас называется центральный проспект Минска.
Петр Миронович Машеров воплощает в себе менталитет белорусов. Ему было двадцать три, когда его Родину оккупировали фашисты. Он не был членом партии, сотрудником НКВД или войсковой разведки, а пришел добровольцем в один из многочисленных белорусских партизанских отрядов. Был рядовым бойцом, но вскоре умением, решительностью, храбростью и умом стал командиром партизанского отряда. Его отряд действовал удачно, скоро Петр Машеров стал комиссаром целой партизанской бригады, потом возглавил подпольный обком комсомола. Только в сорок третьем его приняли в партию.
После войны оказалось, что Машеров не просто талантливый, как сейчас говорят, "полевой командир". Он оказался классным управленцем и в мирное время. Возглавлял обком Брестской области так, что его перевели в ЦК партии Белоруссии. В семидесятые годы Петр Машеров возглавлял республику. Кто-то называет это десятилетие "эпохой застоя", только белорусам ни к чему отзываться об этих годах так плохо. В семидесятые годы Белоруссия расцвела, поднялись заводы и фабрики и сельское хозяйство. Машеров, что, может, и сыграло с ним злую шутку, приобрел громадный авторитет по всему СССР. К восьмидесятому году, когда было ясно, что КПСС пора срочно искать нового лидера, Петр Миронович оказался слишком опасной фигурой. Его боготворили в партийных низах не только в Белоруссии, но и в РСФСР, и в Украине. На уровне горкомов и райкомов коммунисты мечтали, чтобы новым генсеком станет Петр Машеров. "Он поднял Белоруссию — поднимет весь Советский Союз!" В самый важный момент борьбы за власть произошла трагедия: Машеров в восьмидесятом году погиб. Что-то говорить о причастности кого бы то ни было к этой трагедии сейчас тяжело. Прости, читатель, у меня нет на этот счет проверенной информации. Но Машеров исчез слишком “вовремя”. Не знаю, имел ли он амбиции на кремлевские апартаменты. Одно ясно, Петр Миронович распорядился бы, в случае чего, властью в СССР лучше, чем Андропов, и тем более те, кто был после.
Стиль управления страной у Лукашенко чем-то похож на стиль Машерова. Президент постоянно ездит по стране, неожиданно посещает разные хозяйства, заводы и предприятия. Бывает строг, если что-то делается неправильно, но всегда поддержит того, кто трудится, старается. Ни один руководитель предприятия в Белоруссии не может расслабиться, быть уверенным, что, к примеру, завтра, к нему не приедет президент и не устроит тотальную проверку всего и вся. Поэтому в республике жесткая дисциплина во всем. Кого-то, привыкшего к разгильдяйству, это разочарует, но зато здесь, хоть и многого требуют, хорошо платят, при этом по-настоящему заботясь о правилах безопасности, социальной поддержке.
По поводу зарплаты в республике установлен единый для всех закон. Государственное, муниципальное предприятие или частное. Все равно зарплата высшего начальника в конторе не должна быть более чем в пять раз выше, чем у рядового сотрудника. Если уборщица получает сто долларов в месяц, то начальник не имеет права начислить себе больше пятисот. Если коммерсант хочет иметь зарплату тысяч десять, то он обязан по две тысячи платить работягам. Иначе — ответственность, которая в Белоруссии, во-первых, сурова, во-вторых, неотвратима. Это и есть настоящая социальная справедливость. При этом на всех предприятиях республики, независимо от формы собственности, сохранен весь социальный пакет. Трудящиеся получают санаторно-курортное обеспечение, их дети ездят летом в лагеря отдыха. Сохранение социального пакета является одним из ключевых условий при приватизации объектов. Если ты приватизируешь завод, на балансе которого содержатся детские сады, школы, санатории, общежития, дома и лагеря отдыха или дома культуры, ты обязан сохранить все это и финансировать в полном объеме. Иначе, по-российски, купить за бесценок завод и все по-быстрому распродать в Белоруссии невозможно.
Разговаривая с белорусами, большими начальниками, рядовыми работягами, прохожими на улицах, не совсем понимаешь, зачем им нужно единое союзное государство с Россией. Все говорят в один голос, что это необходимо, но как это может выглядеть, никто себе не представляет. Белоруссия — развитая страна, с устоявшейся административной системой, быстро растущей экономикой. Здесь реальная "диктатура закона", здесь крепко и надежно защищены права всех граждан. Основную роль в экономике играет машиностроение, которое активно участвует на мировом рынке. Тридцать процентов тяжелых грузовиков в Европе — "Белазы". На рынках СНГ республика присутствует ничуть не на меньшем уровне, чем Россия, и, тем более, другие постсоветские государства.
Лично мне совершенно неясно, зачем что-то менять там, где и так все хорошо. Можно себе представить, что станется с республикой, если запустить туда руки российских властей и олигархов. Камня на камне не останется уже через пару лет, приватизируют все за бесценок, распродадут. А Минск, славный чистотой, станет самым грязным городом в мире. Минск тратит на уборку улиц меньше денег, чем Москва, тем не менее, сейчас он чище. В минском горисполкоме мне сказали, что чище не там, где чистят, а там, где не гадят. Вот станет Минск российской провинцией, и загадят.
Тем более, что у России с Белоруссией и так полно союзных договоров, которые, в общем-то, выполняются. Есть оборонный союз, в рамках которого все больше проводится совместных учений, а главное, республика реально является нашим форпостом на западном рубеже: здесь наши базы, наши станции слежения, общая граница. И это единственная страна на территории бывшего Советского Союза, откуда российские войска не гонят, не требуют вывода или заоблачных масштабов оплаты за землю или экологию.
Но самое главное, торговый союз. В этом году республика делит во внешнеторговом обороте России первое место с Германией. Белоруссия и Германия торгуют с Россией примерно на пятнадцать миллиардов долларов каждая. Следом идут США с пятью миллиардами, потом Китай с тремя или четырьмя, все остальные отстают еще сильнее. Какие еще могут быть более прочные союзные отношения, чем торговые, особенно на таком уровне? Тем более, что динамика торгового оборота между нашими странами достигает в росте по тридцать процентов в год. Уже в следующем году наш товарооборот может достигнуть восемнадцати миллиардов долларов. Тогда Беларусь вообще станет первым и главным торговым партнером России в мире.
При этом за десять месяцев этого года экспорт из республики увеличился на 37,9 процентов. Вместе с тем, это экспорт продукции машиностроения на весь мир, страны СНГ занимают в этой торговле лишь не многим более половины, около шестидесяти процентов.
И это не экспорт энергоносителей, на котором держится вся экономика и бюджет России. Это экспорт продукции машиностроения, в том числе приборов, в том числе наукоемких. Минские грузовики и автобусы МаЗ освоили все рынки СНГ, выбираются и в Европу. Белорусский телевизор "Рубин" в России нарасхват, он ничем не уступает европейским или японским маркам, но значительно дешевле. Газовые и электрические плиты "Гефест" тоже на высоте.
Основным торговым партнером республики в России является Москва. На нашу столицу приходится более трети всего оборота, почти пять миллиардов долларов. Основу экспорта в Москву составляет поставка тракторов, грузовых автомобилей, мебели и ее принадлежностей, а также холодильников, морозильников и прочего холодильного оборудования. Москва получает из республики сгущенное молоко и сливки, сыры и творог, сахар. Немало поставляется в Москву одежды и обуви, причем обувь из Беларуси пользуется особенно большим спросом — добротная, крепкая, качественная и стильная.
Беларусь поставляет в Москву не только готовую продукцию, но и технологии. В Тушине начата сборка мазовских автобусов и троллейбусов.
Страна воспряла, стремительно развивается, растет на глазах, занимая достойное место в Европе. Пусть меня осудят за эту крамольную мысль, но повидав сегодняшнюю Белоруссию, я стал противником союзного единого государства России и Беларуси. Очень не хочется, чтоб экономика республики была отдана в жертву алчным и вороватым представителям российской элиты. Жутко представить себе разворованные и закрытые минские заводы, и казино с борделями на их месте.
Тем более, что все союзные проекты наших стран постоянно торпедируются российскими либералами. В российских СМИ ведется откровенная антибелорусская пропаганда в худших традициях геббельсовщины. Чего стоит хотя бы публикация в "Московском комсомольце", где белорусов назвали "серым и тупым, отсталым народом", а лиц (более семидесяти процентов избирателей), которые проголосовали за то, чтоб дать возможность Александру Лукашенко избираться на третий срок президентства — "вырожденцами". "МК" должен как минимум извиниться перед белорусским народом за такие слова. Как вообще можно, сидя в Москве, где налицо все признаки вырождения, включая вал наркомании, малолетней преступности, алкоголизма, проституции, коррупции, воровства и общего падения нравов, называть вырожденцами белорусов, которым эти проблемы и не снились. Люди живут, любят, работают, рожают детей, открывают все новые предприятия. Никаким вырождением здесь и не пахнет. Тем не менее, в российских СМИ продолжается накат на республику. На образ жизни, на экономический уклад. В первую очередь, конечно, атакуют самого Лукашенко: он и "тиран", и "деспот", и чуть ли не приравнивают его к Хусейну, Милошевичу и Ким Чен Иру. А ведь Лукашенко вообще спас республику от полного распада. К моменту его прихода к власти Беларусь готова была развалиться. Часть областей уже мечтали отойти к Литве или Польше, южная часть — к Украине, восточная — к России. Александр Григорьевич стянул распадающиеся части в единый кулак, по большому счету по-новой построил государство, экономику и общество.
На обратной дороге опять поминали добрым словом белорусских партизан. Белорусы и сейчас по-своему партизаны. Это же надо, на развалинах Советского Союза, в условиях тотального враждебного давления с Запада, перманентного предательства из России, наперекор всем, назло врагам, на зависть соседям, республика поднимается и цветет.
Минск — Москва
1.0x