Авторский блог Редакция Завтра 00:00 22 декабря 2004

ЗАКОН ДЛЯ БЕЗЗАКОНИЯ

| | | | |
Алексей Кондауров
ЗАКОН ДЛЯ БЕЗЗАКОНИЯ (Выступление в Государственной думе РФ)
Уважаемые депутаты Государственной думы! Фракция Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной думе будет голосовать против принятия проекта федерального закона "О противодействии терроризму" по следующим основаниям.
Мы убеждены, что в стране существует исчерпывающая законодательная база, которая обеспечивает федеральным органам государственной власти необходимые правовые условия для выявления, предупреждения, пресечения, расследования преступлений террористического характера, а также профилактики террористических проявлений. Имеются в виду и соответствующие статьи уголовного кодекса, и закон "Об оперативно-розыскной деятельности", и закон "О борьбе с терроризмом" и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и специальных служб.
Однако, как показывает практика, это не спасает от "Норд-Оста", Беслана, метро "Рижская" и других террористических актов, так как корни терроризма не в отсутствии соответствующей законодательной базы в России, а в экономической деградации, социальной ущербности, отсутствии для большинства населения каких-либо понятных жизненных перспектив на будущее, правовом произволе, коррумпированности и продажности многих из тех, кто должен стоять на страже закона и порядка, одним словом — в разложении институтов государственной власти и маргинализации общества.
Именно поэтому бессмысленно принимать закон, который не имеет никакого отношения к решению перечисленных глубинных причин терроризма.
Не привнося ничего нового в систему безопасности российского общества и граждан, закон в то же время закрепляет норму о режиме террористической опасности и дает тем самым возможность федеральной и региональной исполнительной власти достаточно вольно вводить особые правовые режимы, ограничивающие законные права и свободы граждан России. В то же время не предусматриваются система контроля со стороны законодательных, судебных органов и гражданского общества за действиями властей и степень их ответственности за незаконное или недостаточно обоснованное применение ограничительных мер.
Есть опасность, что в представленном виде Закон будет стимулировать в России политическую, национальную, конфессиональную подозрительность, а значит, будет не снижать, а повышать градус социально-политического неблагополучия общества.
Трудно предположить, что господа депутаты от власти — авторы этого Закона не понимают его ничтожность в решении проблем терроризма и недооценивают антидемократичность предлагаемых мер. Тогда ради чего в очередной раз проламывается Дума, и общество ставится перед фактом урезания своих и так скудных возможностей. Только ли для публичной имитации осмысленной деятельности после взорванных самолетов и Беслана? Конечно, и для этого тоже. Но, кроме того, сам факт внесения закона и некоторые нормотворческие новации, содержащиеся в нем,— это в совокупности еще и некая "уловка 22", вернее несколько уловок.
Первая из них. Закон освобождает Президента от личного участия в разрешении кризисных ситуаций, связанных с проявлениями терроризма. Вся полнота решений и практическое руководство на всех стадиях противодействия терроризму по законопроекту возлагаются на председателя правительства. Следовательно, на нем вся организационная и моральная ответственность, в том числе за возможные трагические последствия. Нашему премьеру с экономикой бы разобраться, у которой всё больше признаков "отдышки", а ему еще и Бесланы разруливать.
А что же Президент, который по-прежнему отвечает за весь блок государственной безопасности — от расстановки кадров и до повседневного кураторства? Он, цитирую законопроект: "…возглавляет государственную систему противодействия терроризму и определяет основные направления государственной политики непосредственно, либо через Совет безопасности Российской Федерации". Очень общо, не правда ли? Виртуальное руководство и виртуальная ответственность. Мы вообще живем в стране парадоксов, где за Президентами числят только успехи, во всяком случае, пока они у власти, а все промахи, даже разрушительные для страны, списываются на то, что "Президента подставили". По мне так, если Президента можно подставить, то он просто профнепригоден.
Следующая уловка. Наиболее продвинутая часть властной элиты понимает, что в стране обозначился процесс экономического и политического схлопывания, а это грозит всплеском социальных конфликтов и потрясений в самой ближайшей перспективе. Конфликты надо гасить. Лучше, если можно прикрыться законом. Закон же "О противодействии терроризму" позволяет федеральным и региональным начальникам вводить, по непроверенной информации, например, по анонимному звонку какого-нибудь сочувствующего власти доброжелателя, режим террористической опасности со всеми предусмотренными в этом случае ограничениями прав и свобод, в том числе и на социальный протест.
И последнее. Вбрасыванием закона и пропагандистским промыванием мозгов по этому поводу общественное сознание переключают, пользуясь оперативной терминологией, на "негодный объект". Хотят убедить, что "терроризм" — основная угроза общественной безопасности сегодня, хотя на самом деле основная опасность для России — ее руководители, малопригодные для управления страной в условиях вызовов XXI века.
Уважаемые коллеги-депутаты, во фракции КПРФ нет сомнения в том, что большинство из вас с энтузиазмом проголосует за этот закон. Проголосуете вовсе не потому, что он хоть на йоту освобождает российское общество от угрозы терроризма, а потому, что в том виде, в котором законопроект внесен на рассмотрение Палаты, он выгоден исключительно власть предержащим.
Алексей Кондауров, депутат Госдумы от фракции КПРФ
1.0x