| | | | |
ЖИЛИ-БЫЛИ
УЧАСТОК ЗЕМЛИ НАША СОСЕДКА ВЗЯЛА несколько лет назад, чтобы выращивать овощи, ягоды, разнообразить меню семьи, снабжать детей и внуков витаминами. Огороды в то время были редкостью, да и большой необходимости в них у основной массы граждан не было: нехитрые продукты были практически всем доступны по цене и гробиться из-за них на нещедрых наших землях нужды не было
Фаина Петровна доставшийся ей кусок земли стала обрабатывать заботливо и рачительно, потому урожаи собирала неплохие, все они шли на стол свой и семьи сына, помогавшего матери. Угощала и соседей: то баночку ягод детям, то пучок редиски старикам.
Но как-то сообразила Фаина Петровна, что излишки можно продавать.Да на тот же сахар для варенья вырученные деньги пустить. И когда в руках оказались первые, почти шальные, неожиданные рубли за клубнику, подумала: а чего это раньше-то не сообразила с выгодой реализовывать излишки? Огород, оказывается, может быть не только продуктовым, но и денежным подспорьем.
Вторым проданным бидончиком клубники уже был тот, что задумывался семье брата с маленькими детьми. Те гостинца от тети так и не увидели. Быстро сообразила новоявленная рыночница, что подороже можно продавать отборные ягоды и овощи. Они и отбирались на продажу, а на еду себе и детям-внукам пускалось, что похуже— некондиция. Какая разница, что самим есть? Подгнил бочок у помидора? Так отрезать и выбросить, а оставшееся, годное к употреблению, и употребить.
На деньги, выручаемые от сельхоздеятельности, уже приобретался не только сахар, но и кое-что в дом. Появился азарт: идешь на рынок с ведром вишни, а возвращаешься в новом платочке. Две ходки на рынок — и вот уже хрустальная ваза на столе. Обидно было, что источник материальных благ — огородная продукция — проедается. В итоге семье сына и некондиции с огорода стало доставаться все меньше. Когда он роптал на урезание овощного меню, мать возмущалась: "В вас — как в прорву! Твоим сколько ни дай — столько и умнут. А на вырученные деньги столько добра можно купить!"
И вот уже внуки и сын, ради которых и заводился огород, стали восприниматься как объедающие нахлебники. Если раньше приносила бидончик ягод и уговаривала поесть, чтобы получить необходимые витамины, то сейчас, если и приносила стакан урожая, то оговаривала приступивших к трапезе детей: "Ну-ну! Что это так метете, не глотая? На вас не напасешься. Хоть носи, хоть не носи". И все более Фаина Петровна склонялась ко второму варианту.
Соседка и ее удивлявшее поведение вспомнились мне, когда газпромовский (Мюллер, кажется) клерк встречался с президентом и сетовал: дескать, цены на газ внутри России ниже, чем вне ее, дескать, в убыток себе продаю. А президент ему мудро так и сочувственно: да, дескать, в убыток в рыночной экономике никто торговать не должен, никакие сантименты типа "свой-чужой" тут не уместны и даже недопустимы. Понятен соблазн и справедливое желание мюллеров продавать туда (на Запад), где больше платят. Ну а если внутренний потребитель не может платить столько, сколько в 40 раз больше его получающий европеец, то это его, а не мюллеров и президента проблема. Рыночный разговор короток.
И серьезно так обо всем этом президент с распорядителем русских недр Мюллером беседует. А нам показывают по новостям: вот что вы, негодные нахлебники, делаете, из-за вас вынуждены отрываться от важных государственных и финансовых дел люди.
Самое забавное в таких щедро демонстрируемых нам сценах — это серьезное выражение лиц беседующих.
Они что, все это на полном серьезе? О какой невыгоде для частных лиц при продаже наших природных ресурсов может идти речь? На минуточку: недра принадлежат всем нам по факту рождения в России. Но, оказывается, нам продавать то, что нам же и принадлежит, невыгодно. Я уже молчу о том, что 99% инфраструктуры "Газпрома" (если не все 100) создано еще в советские времена на наши деньги. Мы, наши родители работали каждый на своем месте, исправно платя налоги, делая прочие отчисления, чтобы велась геологоразведка, осваивались газовые(и все прочие) месторождения, поскольку прекрасно осведомлены, в каком климате довелось жить, есть понимание, что голубое топливо всему народу жизненно необходимо. И разведывалось все именно для и ради внутреннего потребителя, а внешнему были предназначены излишки. Как именно ради и для него делалось все в государстве: строились больницы и школы, санатории. Правда, называли его тогда не "внутренним потребителем", за чем ясно слышится "нахлебник", а советским гражданином и товарищем.
И вот объявляется некий дядя Мюллер и сообщает, что на наши деньги разведанное, освоенное и нам принадлежащее продавать нам невыгодно! Оцените шутку юмора! Т.е. все расходы— нам, налогоплательщикам прежним , нынешним и будущим, а все доходы— эффективным мюллерам, жалующимся президенту, что мы, наглецы, просим огоньку чайку вскипятить.
Смех в том, что все расходы на разведку и добычу и по сю славную рыночную пору лежат на наших налогоплательщеских плечах. Вот любопытное сообщение из нефтедобывающей республики: всего одно нефтерождение открыто в текущем году против десятков в предыдущих. Причина в недостаточном финансировании со стороны местного министерства природных ресурсов, не имеющего средств на разведку, а частная нефтяная компания-монополист, качающая черное золото самым хищническим образом из уже разведанных скважин, вкладывать ни копейки в нефтеразведку не желает, а желает все до копейки складывать в собственный карман. А почему бы и не складывать, если это не только разрешают делать, но и называют за такие финты эффективным собственником? Да еще и отечески сочувствуют, что проклятому внутреннему потребителю приходится отдавать данные ему богом ресурсы по более низким ценам, чем потребителю внешнему? И какое президенту и его эффективным собственникам дело, что эти самые якобы демпинговые для россиян цены давно уже являются запредельными? Уж и по грибы на стареньком "Запорожце" не съездишь— цены на бензин кусаются.
Прекрасный телесюжет о нефтяниках из Ханты-Мансийска: каждая двадцатая тонна нефти в мире добывается именно в этом славном регионе. Добыча составляет уже 250 миллионов тонн. Хорошо? Куда как лучше! При нынешних ценах на нефть нетрудно подсчитать, какие доходы приносит такая добыча. Плохо, что геологоразведка не ведется. По той же самой причине. Но не всему же быть в полной лепоте. Со временем государство отстегнет нищим нефтяным олигархам и на нефтеразведку. Вот уже целое заседание правительство собиралось, на котором было сообщено, что разведанных запасов нефти в России осталось всего ничего, посему денег на геологоразведку нищим абрамовичам с ваксельбергами должно подкинуть государство в лице своих главных финансистов-налогоплательщиков: врачей, учителей, пенсионеров. И правительство порешило: выделить эффективным собственникам абрамовичам два триллиона рублей на эту самую разведку. Надо же в конце концов поощрять людей, развивающих английский футбол.
Мне любопытно, кто убедил всех этих мюллеров и президента, что электорат состоит исключительно из ничего не соображающих идиотов, которым можно скормить любое информационное…блюдо? Или мы и есть те самые эффективные убедители? Вернее, те из нас, кто голосовал за власть, опускающую народ все ниже?
Анна Серафимова
1.0x