| | | | |
Александр Синцов
ВТОРОЕ НАШЕСТВИЕ ВАУЧЕРА
КАЖЕТСЯ, РАЗОБРАЛИСЬ С ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ РУССКОГО ВАУЧЕРА — прокатили на выборах, задвинули в отстойник истории, хотя и хорошо оплачиваемый, вместе со всеми его дружками — наскочливыми, наглыми демократами первой волны. Давно изобличили ту грандиозную аферу, называемую приватизацией промышленности. Уже и посадили многих за менее тяжкие преступления— сокрытие налогов. Уже и Гимн почти советский звучит. А дело "прихватизаторов" живет и расцветает. В прямом смысле расцветает — всеми цветами полевых культур от ржи до сорго. Под завесой терактов, войны в Ираке, под звуки олимпийских фанфар, и опять же гимна на музыку Александрова, финиширует вторая приватизация — земельная. Срок ее окончания — 28 января следующего года.
Ваучеры на этот раз называются долями или паями. У каждого человека, живущего за пределами МКАД, есть такие доли и паи. По стране таких долей и паев — десятки миллионов. Лет шесть назад на скорую руку всем сельским жителям выдали свидетельства на владение землей. Красивый был жест. Но абсолютно "бумажный". Свидетельства юридически не имели никакой силы и тогда, во времена запрета на куплю-продажу земли. И тем более теперь, когда послушная "Единой России" Дума открыла все пути для скупки земель, назначив крайний срок 28 января, после которого будет действовать правило детской считалочки: "Кто не спрятался, я не виноват". То есть, кто не успел по — новому оформить документы на свой кусок земли, тот ее лишается. Что так же напоминает и гайдаровскую денежную реформу.
Особую активность земельные приватизаторы проявили, естественно, не в районах рискованного земледелия, а в самых плодородных, к югу от Орла.
Краснодарский край на грани социального взрыва.
В редакцию приезжают ходоки, приходят письма. Люди звонят, просят предать гласности аферу.
Мы связались по телефону с одним из рядовых держателей земельных паев на Кубани Александром Татаренко. Вот что он рассказал.
"У КОНТОР МОШЕННИКОВ СОБИРАЕТСЯ НАРОД НА ПИКЕТЫ, митинги. Блокируются дороги. Люди возмущены до предела действиями правящей элиты и чиновников. Девятый вал близкого ограбления крестьянства внушает настоящий страх. Особенно пострадает беднейшая часть сельчан — пенсионеры. Одни готовы строить баррикады, в то время как другие и не подозревают, что завтра, то есть после 28 января, их уже начнут "законно грабить, отнимать последнюю надежду на улучшение материального положения трудом на "своей" земле.
Даже я, постоянно читающий прессу и следящий за всеми выпусками новостей по телевизору, и то не был в курсе всех "минных полей" земельной приватизации. Схема этих "минных полей" держалась в тайне до последнего, пока народ на "взорвался" возмущением. Так что даже администрация нашего Краснодарского края была вынуждена успокаивать людей через средства массовой информации.
Все дело в том, что в опубликованных законах о земле не были прописаны механизмы обретения полного и окончательного права на пай. Инструкции секретились чиновниками и управляющими сельскохозяйственными кооперативами, акционерными обществами, должным образом не доводились до селян. Зарегистрированные в учреждениях юстиции паи оказались липовыми, так как администрация сельхозпредприятий заключала договоры сделок не по закону или вовсе не заключала их в предчувствии большого куша. Сами владельцы паев, естественно, в своих селах и деревнях не знали, как правильно оформлять.
Странно, что и все партии в Думе, называющие себя выразителями народных интересов, посчитали ниже своего достоинства вникнуть в суть новых законов и разоблачить их авторов, предупредить простых людей — своих избирателей — о готовящейся афере. Может быть, они "обиделись" на селян за то, что мы с вилами в руках не восстали против власти, сразу после принятия нового закона о земле не вышли на площади. Но ведь и им необходимо признать, что они не докричались до нас, не убедили.
Осталось два месяца до часа "Ч". Естественно, как и планировалось, чиновники на местах не успеют оформить все документы, и миллионы паев превратятся в миф.
За эти два месяца необходимо переоформить не только паи, но и сделки их аренды. А это горы справок! Срок прохождения в кадастровом комитете — месяц, столько же в учреждениях юстиции. Неоднократные поездки в райцентр, нервотрепка в конторах, бесконечные очереди. А вы знаете, сколько денег требуется "вытряхнуть" на оформление? Если проводить межевание наделов, то надо ждать три месяца и заплатить 5 тысяч рублей. И это при том, что многие селяне еще должны выкупать наследственные паи родителей.
Времени хоть мало, но еще есть. Аграриям и коммунистам в Думе требуется срочно добиться обсуждения сложившейся ситуации и потребовать продлить оформление паев, упростить процедуру, сделать ее более дешевой.
На местах надо узаконить типовые договоры и справки. Усилить контроль за арендаторами, пытающимися мошеннически завладеть документами на землю.
Нотариальным конторам, земельным комитетам, учреждениям юстиции перенести свою работу ближе к народу. В конторах арендаторов предоставлять без проволочек всю необходимую документацию. А мы, со своей стороны, организуем народный контроль. Только так мы можем избежать позора повторной земельной ваучеризации".
Этот крик души простого сельского человека, хоть и с запозданием, но был услышан в Краснодарском крае.
Высказывания Александра Татаренко комментирует заместитель председателя Законодательного собрания края Иван Михайлович Петренко.
"В НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ НА КУБАНИ НАЧАЛАСЬ приватизация земли, в том числе и пахотной. Подавляющая часть ее была поделена на паи и роздана в коллективно-долевую собственность тем, кто работал в сельскохозяйственном производстве. В крае насчитывается более 600 тысяч таких земельных долей. На протяжении последующих лет они арендуются сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами, другими структурами.
Общеизвестно, что любая аренда осуществляется на возмездной основе — на условиях определенной платы. Надо особо отметить, что для многих людей у нас она является порой единственным источником существования, особенно сегодня, когда социально-экономическая обстановка на селе не из лучших. Селянам жить тяжело, и вопрос о размерах арендной платы доминирует в земельных отношениях. В соответствии с нынешним Гражданским кодексом РФ паи относятся к недвижимости, а всякая недвижимость, сделка с ней, должна пройти регистрацию в органах юстиции. Только после этого она является легитимной и гарантирует право собственности, а значит, и возможность получать определенный доход от аренды земли.
На деле же, и на это жалуются очень многие люди из всех районов края, сдав в аренду земельный участок, они не получили на руки никаких документов. Арендаторы просто забрали договоры или свидетельства и, то ли по расхлябанности, то ли умышленно, не оформили их надлежащим образом. Хотя еще два года назад во вступившем в силу Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в статье 16 было четко прописано, что договорные отношения в случае аренды земельной доли в коллективно-долевой собственности в течение двух лет должны быть приведены в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ.
Это значит, что договоры должны быть зарегистрированы и оформлены в письменном виде. Если договор аренды земли превышает один год, а у нас большинство заключили его на пять-десять лет, он должен пройти регистрацию в органах юстиции. Иначе отношения из арендных переходят в договор доверительного управления. А это значит, что с 28 января 2005 года пайщики лишатся права требовать арендную плату за земельный участок. Более того, по договору доверительного управления тот, кому передали землю в управление, еще вправе сам потребовать плату за предоставляемые им услуги по обслуживанию этого имущества. Что еще хуже, в случае банкротства сельхозпредприятия, доли как недвижимое имущество переводятся в средства для погашения долгов.
В начале этого года Законодательное собрание, видя, что ситуация по оформлению договоров аренды земли критическая, обратилось с законодательной инициативой в правительство Российской Федерации с просьбой продлить двухлетний срок еще на два года. На днях мы получили отрицательное заключение на нашу инициативу. В правительстве сочли это невозможным. Так что отсрочки не будет. У нас осталось всего два месяца. После чего тысячи людей лишатся своих земельных долей, возможности получать арендную плату.
Мы уверены, что допустить этого нельзя. Столь откровенное ущемление прав граждан может привести к социальному взрыву. Мы обратились к арендаторам, к тем органам, которые должны заниматься юридическим оформлением договоров аренды земельных долей с тем, чтобы они активизировали эту работу.
Правомерен вопрос, почему же не хватило двух лет на заключение этих договоров? У нас на Кубани 620 коллективных сельхозпредприятий, 11 тысяч крестьянских фермерских хозяйств, которые тоже арендуют земельные паи. Для того чтобы зарегистрировать в юстиции договор, узаконить его, надо произвести постановку участка на кадастровый учет. Признаюсь, мы долго приноравливались к тому, как правильно это все сделать. Здесь были свои трудности.
Кроме того, за то, чтобы провести межевание земельных участков, которые в совокупности занимают по 5-10 тысяч гектаров земли, поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать в органах юстиции, нужно платить деньги и немалые — от 300 до 800 тысяч рублей. У многих сельхозпредприятий их не нашлось. Это тоже тормоз.
И еще одна причина, на мой взгляд, субъективная. Я знаю очень много случаев, когда арендатор на собрании договаривался об условиях аренды о том, что договоры будут заключены и зарегистрированы в юстиции, но потом выполнение этих обещаний затягивается на годы. Где-то юрист слабый — не может довести дело до конца. Где-то эта работа сдерживается искусственно, с тем, чтобы потом земля осталась в руках одного предпринимателя.
Мы уже приступили к детальному анализу фактического положения по заключению договоров по паям в каждом без исключения районе, в каждом хозяйстве, вплоть до каждого арендатора. Защищая интересы жителей Кубани, сельского населения, мы будем настойчиво добиваться выполнение Закона. В ближайшие дни состоится совещание с краевыми и федеральными земельными органами, начальниками управлений сельского хозяйства. Перед ними ставится задача активизировать эту работу, в том числе будем просить подключиться и органы юстиции. Кроме того, создается рабочая группа из числа депутатов, работников краевого департамента сельского хозяйства и продовольствия, земельных служб департамента имущественных отношений, которая уже на местах, в каждом районе, будет разбираться, контролировать ход оформления аренды земельных паев. Если появятся какие-то вопросы — мы их вынесем на рассмотрение Законодательного собрания, обратимся и к губернатору, в краевые земельные органы, но все накопившиеся проблемы решим в ближайшие два месяца.
Если у владельцев земельных паев будут возникать конфликты с арендаторами, то необходимо прежде всего обращаться к главе местного самоуправления, в местные земельные органы. Если и там по каким-то причинам они не найдут взаимопонимания, то вправе обратиться суд, в прокуратуру. Главное, по существу, в соответствии с законом об обороте земель оперативно решить все вопросы.
Хочу акцентировать внимание на том, что те, кто умышленно затягивает регистрацию договоров с пайщиками, рискуют в итоге остаться у разбитого корыта. Коллективные хозяйства, где выдают минимальный размер арендной платы, могут просто потерять пайщиков. Люди уже говорят: раз они нам не платят достойную арендную плату, не заключают, как положено договоры, то мы перейдем к другим арендаторам. Конечно, их всеми силами стараются удерживать, потому и документы на руки не выдают. Однако, я думаю, что сейчас, в сложившейся обстановке, и Законодательное собрание и администрация края будут поддерживать владельцев паев и способствовать им в перезаключении договоров аренды земли с другими арендаторами. В результате мы можем не досчитаться отдельных коллективных хозяйств. Ведь у них своей земли нет. Они ведут производственную деятельность на арендованной земле. И если в ближайшее время не оформят, как положено, земельные паи, то останутся без земли и прекратят свое существование.
Что касается оплаты процедуры оформления паев, то тут сегодня сложилась благоприятная ситуация. В крае собран в этом году неплохой урожай зерновых. Для животноводства установились хорошие цены. Поэтому решить и профинансировать эти вопросы вполне по силам всем хозяйствам. В конце концов они вправе взять деньги в кредит в банке, но решить эти вопросы и сохранить хозяйства".
В МИТИНГАХ, ЯРОСТНЫХ СПОРАХ О ПРОСЧЕТАХ ПРИВАТИЗАЦИИ, о безнравственности купли— продажи земли люди села, кажется, забыли о главном : повысится ли урожайность полей, даже если все земельные паи будут оформлены правильно и в срок. Кажется, только ученые из Института экономики сельского хозяйства по долгу своей профессии абстрагируются от злободневных политических прений и приводят бесстрастные доводы на этот счет. Предоставим слово Виктору Некрасову и Эльвире Рассоловой — ученым-экономистам вышеназванного института.
"Могут ли новые собственники в ближайшем будущем повысить культуру земледелия? Для этого нужно знать реальную обстановку, в которой трудились российские земледельцы.
Статистика выявляет печальную картину. За последние десятилетия по вине государства происходило замедление в техническом прогрессе. Доля машин и оборудования на селе упала с 36,6 процентов до 17,7. Однако поистине сенсацией стал уровень рентабельности, являющийся центральным показателем производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Шокировали противоречивые результаты, отмеченные падением в России
урожайности зерновых культур, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей на 39 процентов при ошеломляющем росте уровня рентабельности этих культур в 2,3 раза. Снижение урожайности вознаградились чрезмерно высокими благами? Парадокс! В условиях страшного замедления технического прогресса, негативной и в некоторых случаях даже гибельной роли уровня рентабельности — о каком повышении знаний, инициативе и заинтересованности крестьян в конечных результатах труда можно говорить?
КРАЙНЕ НИЗКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРИВЕЛ К ЗАКОНОМЕРНОМУ ФИНИШУ. В связи с неправильным применением средств интенсификации сельского хозяйства ( химизации, мелиорации, комплексной механизации, интенсивных технологий возделывания культур ) в земледелии возникли новые проблемы — засоление, закисление, подтопление, переуплотнение, водная эрозия, химическое загрязнение почв и водных источников, нарушение гидрологического режима крупных регионов страны (Поволжье, Нечерноземная зона России ). Общая площадь земель сельскохозяйственных угодий с опасными почвами составляет 58 процентов, в том числе пашни — 41 процент. Бессмысленно ждать скорого чуда в решении продовольственной проблемы страны от появления новоявленных собственников земли со скуднейшими профессиональными знаниями. Ведь земледелие — это наука, на познание которой уходят долгие годы. Но эта прописная истина еще трудно понимается в России. В сегодняшней России нет массовых покупателей и арендаторов земли, способных одновременно гарантировать увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и повышение плодородия почвы.
Становится очевидным, что нужен не молниеносно — революционный, а естественно — эволюционный курс преобразований на селе. Кампания семимильных шагов к изобилию должна смениться на расчетливое продвижение вперед мелкими шажками. Окультуренная почва диктует именно это: на изменения механической структуры и химического состава почвы в полезную для хозяйства сторону уйдут годы.
Обмысливая все произошедшее в сельском хозяйстве, без преувеличения можно сказать, что подлинная колхозно-совхозная форма хозяйствования так и не раскрылась. На сегодняшнем этапе экономического развития неизбежно существование колхозов и совхозов, как конкурентов другим формам хозяйствования.
Весьма существенным представляется публикование в статистическом ежегоднике России площадей потенциально свободных сельскохозяйственных угодий. Это позволит выявить неудовлетворительных, удовлетворительных, хороших и отличных хозяев полей. Конечно, такой гласности не обрадуются нерадивые хозяева, которых в нашей стране немало. Плохая или слабая работа их хозяйств часто оправдывалась и до сих пор оправдывается почвенными и климатическими особенностями российских регионов. Можно ли с этим согласиться? "Нет плохой земли, а есть плохие хозяева", — ответил на наш вопрос в ХУ111 веке первый русский агроном А.Т. Болотов. Ныне мировой опыт окончательно это подтверждает. Даже такие страны Северной Европы, как Швеция и Финляндия, при неблагоприятных природных условиях стабильно получают высокие урожаи. Урожайность выше российской по зерновым ( рожь, ячмень ) культурам — 2,0-2,7 раза, а по картофелю — 2,2-3,2 раза.
Потенциально свободные угодья — с одной стороны — наша боль, а с другой — мощный импульс в развитии сельского хозяйства. Зная, насколько эффективно используются земли сельскохозяйственного назначения, государству легче маневрировать средствами на поддержание (как это делается в развитых странах) сельскохозяйственных предприятий, фермерства. Наряду с этим целесообразно осуществлять государством активные действия по максимальному ослаблению продовольственной зависимости города от деревни. Для этого надо привлечь к решению продовольственной проблемы России городское население страны, создать массовый слой городских землевладельцев. Короче говоря, в условиях массового обнищания населения бесплатно наделить желающих участками под огороды и сады, площади которых должны соответствовать установленному по каждому городу нормативу. Чтобы столь нужное мероприятие дало желаемый результат важно, с нашей точки зрения, учесть и следующее. Наделение нормируемыми участками — это не просто "дал — получил", а цепь взаимных обязательств. Вместе с распределением земли и предусмотрением мер предосторожности от различных ловкачей ( отметка о получении земли в паспорте, запрет на ее перепродажу) государство осуществляет строительство дорог и организует движение транспорта до участков, выделяет средства на электрификацию, устанавливает для землевладельцев льготные тарифы на пользование железнодорожным и автобусным транспортом на выделенный участок, финансирует обучение горожан основам земледелия и животноводства, обеспечивает кредитами на приобретение стройматериалов и удобрений, предоставляет льготы малоимущим, содействует сохранению урожая и прочее. В свою очередь, горожанин обязуется перед федеральными органами использовать землю строго по назначению, отвечает за загрязнение почвы и окружающей среды. Такое сотрудничество — путь к высоким урожаям на земельных участках горожан.
С широким развитием городского землевладения "мирное" семидесятилетнее сосуществование российских производителей сельскохозяйственной продукции перейдет наконец-то в новую фазу — конкуренцию. Для нее характерны два этапа. На первом этапе развернется конкуренция между селом и городом. Сельские производители ради сбыта своей продукции городу будут вынуждены постоянно изыскивать резервы на увеличение ее количества при снижении затрат в производстве. С изобилием на прилавках городских магазинов дешевых продуктов потеряется смысл для горожанина самому заниматься сельскохозяйственными работами. Затухающий первый этап конкуренции уступит место второму — здоровой конкуренции на селе между окрепшими фермерством и сельскохозяйственными предприятиями. При этом и в будущем земельные участки горожан не ликвидируются, поскольку являются надежной преградой для любителей разыгрывать "продовольственную карту" в своих интересах. Со всевозрастающей квалификацией земледельцев купля — аренда сельскохозяйственных угодий может иметь реальные плоды: переход земли от нерадивых хозяев к рачительным.
1.0x