Авторский блог Редакция Завтра 00:00 3 ноября 2004

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

| | | | |
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Конец осени — драматическая отметка в памяти подавляющего большинства кашмирцев. В 1947 году махараджа Кашмира — красивейшего края, бывшего при англичанах излюбленным местом отдыха богатых бездельников и любителей восточной экзотики, не считаясь с волей своих подданных, являвшихся в основном мусульманами, объявил о присоединении к Индии. После чего в новый штат вошли индийские войска и начался затяжной конфликт, поскольку соображения внутренней безопасности вынудили Пакистан также послать туда свои войска. Так свыше полувека тому назад возникла кашмирская проблема, остающаяся нерешенной и по сей день, и являющаяся главным источником постоянной и опасной напряженности в отношениях между двумя ядерными державами — Индией и Пакистаном.
Каким образом можно разрешить эту наболевшую и, пожалуй, старейшую международную проблему, представляющую собой потенциальную угрозу не только для Южной Азии, но и для всего мира? Официальную позицию Исламабада по данному вопросу представляет известный пакистанский политолог, д-р Макбул Ахмад Бхаттай.
"Как известно, именно Индия, первой введшая собственные войска в Кашмир, обратилась в ООН в конце 1947 года, после того, как и Пакистан счел необходимым пойти на такой же шаг, чтобы выработать резолюцию, устраивающую обе стороны и соответствующую нормам международной законности. В результате длительных дебатов в Совете Безопасности пришли к выводу, что будущее Кашмира должно решаться на основе свободного волеизъявления его жителей, что, между прочим, и было ранее обещано им премьер-министром Джавахарлалом Неру и британским генерал-губернатором лордом Моунбаттеном. ООН вынудила тогда подписать обе стороны перемирие. А уже позднее — 13 августа 1948 года и 5 января 1949 года — Совет Безопасности принял резолюции, говорившие о том, что окончательное решение о вхождении Кашмира в состав Индии или Пакистана будет принято путем плебисцита, который должен проводиться под наблюдением ООН. Индия и Пакистан выразили свое согласие с этими резолюциями.
Следует отметить, что вскоре после подписания перемирия, инициированного Организацией Объединенных Наций, Индия установила вооруженный контроль над некоторыми кашмирскими поселениями и объявила этот штат неотъемлемой частью своей территории, что являлось прямым нарушением вышеупомянутых резолюций ООН.
Зная о неизбежности сопротивления со стороны свободолюбивых и гордых кашмирцев, Нью-Дели сделал ставку на репрессии против них. Государственные выборы, проведенные в Кашмире, являлись откровенным фарсом, но были объявлены осуществлением демократических прав местных жителей, хотя подавляющее их большинство отказалось идти к избирательным урнам.
После более чем сорока лет терпеливых ожиданий люди Кашмира начали борьбу за свободу в 1989 году, объявленным "годом демократии" во всем мире. В ответ на это Индия лишь усилила репрессии, разместив в штате свыше 700 000 своих военнослужащих, в результате чего были убиты более 80 000 человек, еще большее число получили ранения, тысячи женщин подверглись изнасилованию, и бесчисленное количество домов оказались разрушенными.
Пакистан, являющийся признанной стороной в споре о Кашмире, постоянно убеждал Индию в необходимости соблюдать ее обязательства относительно резолюций ООН, но наш сосед постоянно стремился дискредитировать "теорию двух наций", на основе которой произошло разделение бывшей британской Индии. Отношения между Индией и Пакистаном серьезно осложнились, обе страны потратили колоссальные усилия и ресурсы на военные приготовления, и фактически дважды находились в состоянии войны. После того, как оба государства стали ядерными державами в 1998 году, возросло беспокойство и международного сообщества, ибо конфликт между ними может перерасти в ядерную войну с катастрофическими последствиями для всего мира.
Вместо того, чтобы расходовать огромные средства на вооружение, Индии и Пакистану следовало бы концентрировать свое внимание на борьбе с бедностью, затрагивающей примерно 400 миллионов человек в Южной Азии. Несмотря на то, что обе страны в январе нынешнего года начали диалог, направленный на урегулирование стоящих между ними проблем мирным путем, Индия по-прежнему отказывается принимать во внимание героическую борьбу кашмирцев за освобождение от оккупации. Вопреки идущему пакистано-индийскому диалогу, в Кашмире не прекращаются репрессии и продолжаются серьезные нарушения прав человека.
В очередную годовщину "черной осени" кашмирцы демонстрируют непоколебимую солидарность в своей борьбе. Как бы ни пытались в Нью-Дели принизить и опорочить их борьбу, мир никогда не должен забывать, что они приносят неисчислимые жертвы ради прав, гарантированных им резолюциями Организации Объединенных Наций".
Таков взгляд на проблему Кашмира с пакистанской стороны. Можно не сомневаться, что у ее индийских оппонентов найдутся свои аргументы в этом затянувшемся споре, который нанес и продолжает наносить вред народам обеих стран.
Валентин Пруссаков
1.0x