Авторский блог Редакция Завтра 00:00 27 октября 2004

ПРИЗРАК ВОЙНЫ

| | | | |
Михаил Гусев
ПРИЗРАК ВОЙНЫ
Что бы нам ни говорили, как бы каждому из нас ни хотелось, какие бы скоропалительные выводы мы ни делали (официально и просто так, вслух и про себя), а думается все к одному — к войне все идет.
За временем, делами, обыденностью это чувство и отдаляется, и удаляется, и притупляется, и размывается, но ...
Можно сказать (и это нужно знать, понимать), что мы, наша страна уже давно воюет, практически всегда воюет, да не об этом настоящем, уже повседневном, обыденном ее состоянии речь идет, а о войне большой, серьезной, "горячей", кардинальной, которой у нас с вами не было давно.
Да, мы привыкли слушать о ней, смотреть про нее, говорить, вспоминать и т.д. — вообще она постоянно в нашей памяти, в нас.
А как у них, там, за границей? Различия, конечно, есть, как сейчас говорят, в менталитете, да и в "опыте войн", но если кто-то из "них" (и из "нас") не знает, не помнит, забывает, то ... будущее напомнит. Если настоящих сегодняшних событий мало, путь даже которые не рядом, а далеко, тогда ждите.
Несомненно, нас мыслями о будущих катаклизмах пичкают, напоминают о прошлых, но если присмотреться немного со стороны к положению дел в мире, то ...
Территория. Это, пожалуй, самая важная сущностная тема человеческих интересов, включающая многочисленные взаимосвязанные области, направления, оттенки и т.п. Но все здесь сводится к территории (конечно, и к акватории). Так вот, на данном этапе происходящего в мире территориальный передел уже по новой в основном произошел. И что характерно для него: во-первых, он произошел без особо примечательных военных столкновений, а тем более крупномасштабных (nota bene), а, во-вторых, с просто беспрецедентной скоростью смены государственно-социальной (общественно-политической) картины мира (именно в мировом масштабе). Определенные отрицательные официальные, веховые акты сопровождали, конечно, сопутствовали изменению обстановки. Например, у заключительного акта "холодной войны" было объявление другой могущественной стороны "империей зла", а разгару политической бойни потерпевших поражения сил сопутствовало фактическое аннулирование решений Ялтинской и Потсдамской конференций и безапелляционное попрание Хельсинского акта в бухарестской речи президента от победителей в 1997 году.
Очевидно, что без предстоящих политических действий, направленных как на дальнейшее закрепление полученного порядка, захваченных, приобретенных позиций, а значит, и движение по этому "пути", так и на коренное и радикальное изменение, да и хотя бы корректировку с целью маневра в другом направлении, не обойтись. Это ясно. И все это будет затрагивать у одних политических сил, контролирующих территории, по крайней мере их интересы "чести", у других — последние клочки "своей" земли. При этом, если говорить об интересах "чести", окрепшие территориально-политически-идейные организмы почти амбициозно будут взбрыкивать при покушении на их интересы; ослабшие же, ослабленные, потерявшие много будут поставлены перед выбором погибнуть, сгинуть или драться с отчаянием обреченных, даже контратаковать за свою "честь".
В любом случае, думается, без всеобъемлющих конфликтов не обойтись. Вот и война, война серьезная, масштабная большая война.
Общественно-политическое устройство. Разговор на эту тему в принципе можно и не начинать по-крупному, так как само собой разумеющееся то, что регресс в этой области является фактом — фактом мирового масштаба (это не игра слов, не игра на публику — просто это так и есть). Марксизм, упрощенно говоря, "заменить" пока нечем, законы диалектического материализма в понятии современного человечества еще действуют и, смотря на создавшееся положение вещей в этом ракурсе, строящийся общественно-политический порядок, ход развития должен быть изменен. Ведь по теории марксизма (желающие могут посмотреть и с позиций другой теории этой области человеческих знаний), да и просто диалектики, нас заставляют двигаться если не назад, то по крайней мере куда-то в сторону. И делиться-то, а значит, что-то свое (хотя бы права, а то и власть) отдавать никто не будет. В общем, говоря образно, в XX веке был еще не "последний и решительный бой". Должна быть ... война.
Аристократия. Скептически улыбнется здесь абсолютное большинство. Бог с ним. Сотни, тысячи лет определенный слой человечества, очень-очень малочисленный причислялся, причислял себя, осознавал себя, его считали, был "голубой кровью". Это понятие, хочет или не хочет масса людей, понятие овеществленное, реально существует и сейчас.
Аристократические фамилии, настоящие (то есть древние, древнейшие, а не мишура, типа певцов, певичек, спортсменов, других потомственных простолюдинов, а то и просто выскочек, толстосумов и "фантиков" жизни, обстоятельств) вроде бы затихли, ушли в тень, за пыльные занавеси, в глубину сцены жизни. Но нет и еще раз нет. Они даже не в запасниках истории, а тем более не в архивах ее. Они, с их огромным историческим, политическим, этическим, материальным капиталом, находятся рядом с рулями человеческого общества. И это очень важно. Это надо помнить и понимать.
Говоря упрощенно, аристократические фамилии не прочь, должны и могут, хотя бы чтобы отыграться, с одной стороны, приветствовать произошедшее в мировых социально-политических делах за последние 15 — 20 лет, а с другой — бардак, хоть и в роде бы регулируемый не может удовлетворять их долго: он может слишком далеко зайти, пустить прочные, многочисленные, глубокие корни; труднее будет производить чистку от "дурных кровей", да и искоренять заразу среди своих; нелегко будет отвоевывать, удерживать позиции, положение у "простолюдинов"-толстосумов и другой шушеры. По всему можно бы и надо бы пустить кровь рано или поздно, а самим оставаться в тени, "чистыми и благородными" (тем более из них уже и так делают великомучеников, святых, стоящих над толпой, прикасание к которым, даже к их грехам, не богоугодное дело, за которое тем более будет расплата). Итак, ... война.
Моральные, человеческие ценности. Они деградировались, опошлились, а материальные встали (или — их встали) на первые места. В капиталистическом обществе эти ценности трактовались (трактуются), документально формулировались довольно размыто, можно сказать порой декларативно. В государствах, стоявших в недавнем прошлом на так называемом социалистическом пути развития, моральные ценности имели более четкие определения, понятные и уже осязаемые хотя бы в чертах (а это много на общем фоне истории) огромным массам людей. Но сейчас не об этом. Разговор о том, что при одном порядке (в основном господствующем в человеческой цивилизации строе) эти ценности так и остались размыты (ну что-то в этом роде) или по крайней мере дают привилегии членам государств-хозяев в мире, при другом — эти ценности законодательно исчезли как таковые и люди живут на оставшихся в душах старых понятиях, на основе развивающихся моральных мутационных процессах, что само по себе не прогрессивно, пагубно по сути.
И как говорят везде и все чаще: "Ну не может же это долго продолжаться?!" Конечно же, нет. Нет, как говорится, ничего вечного, тем более противоестественного человеческой личности, доброй, справедливой морали. Но речь не об этом. А о том, что, взглянув и с этой стороны, можно с уверенностью сказать — без серьезных конфликтов, масштабных, глубоких, дай Бог как можно менее длительных (а ведь мораль — дело не сиюминутное) не обойтись. В общем, война.
Человеческая жизнь. Немного поднять сейчас такую тему вполне логично. Так вот, всем ныне живущим ясно — жизнь ближнего, а и вообще как таковая, упала в цене, особенно в шумихе-показухе всего второстепенного по сравнению с ней, всего мимолетного, наносного. А ведь именно жизни людей являются основной разменной монетой войн. Точнее сказать, именно она — жизнь, опасность потерять ее, ну хотя бы покуситься на нее сдерживает смертоубийство. А если ее перестают должным образом ценить, оберегать в обществе, если к убийствам начинают нас "привыкать"? В общем, кровь, страдания, массовые убийства становятся постоянным спутником жизни, повседневностью. А война? А что война? Тоже страдания, убийства, лишения, только какие-то официальные, узаконенные даже, да и сколько можно просто так. Война.
Религия, Можно сказать точнее для темы и так — "религии". Как видно границы межу религиями стали четче, резче. Даже чем-то напоминает это очерченные непримиримостью (хоть современными дипломатическими потугами завуалированной) религиозные границы прошлых веков. А что для мира между людьми сделала религия в ближайшей быстро развивающейся истории? Например, что тут говорить о противостоянии боевых отрядов людей различных конфессий в Югославии или иудеев и мусульман на Ближнем Востоке, если уж солдаты (боевики) с Кораном у сердца истребляли друг друга хотя бы на Ближнем и Среднем Востоке десятилетиями, а дети гуманной православной веры расстреливали своих ближних в Москве и смотрели на это по телевизорам, лишь охая и исходя словесами?
Не муссируя больше эту тему, можно сказать еще один момент здесь: иерархи одной конфессии, господи прости, уже закусили удела, вошли во вкус, привыкли брать, завоевывать, другой — по накатанному разделять и властвовать, а третьи (не по значимости, без обиды, а так, по ходу рассуждения) — только на деле защищаются и то, мягко говоря, трагедийно для паствы своей, для веры своей. Но все они хотят свое сохранить. В общем причин, поводов, фактуры в этой области человеческой жизни предостаточно. Вероятно, что в ближайшие годы могут возникнуть не только новые мусульманские боевые отряды, но и христианские: католические, а то и православные вооруженные формирования ( а, впрочем, может, пора?). Естественно, в начале будут "пробы" их эффективности, разведки боем (мусульмане это уже прошли), а потом и по-настоящему, по признаку веры можно, время подойдет. Как говорил один киногерой: "Вот тогда и напляшемся!" Все "напляшутся". Война ...
СМИ. Везде что-то много говорят об информационных войнах и т.п. И кто бы это говорил, показывал, что бы и по чем нас этому учил, "просвещал" и что звучит так кощунственно — развлекал нас всех этим? Речь идет о действиях средств массовой информации, о деятелях от мира искусства, а конкретнее от мира "массовой культуры", "развлечения", рекламы и т.д. и т.п.
И что же они только не выделывают, что только не выкидывают, в какой только форме и какими только методами не пользуются.
О технической стороне дела говорить и не приходится: вроде бы все эти возможности на виду, на слуху, как говорится. Но в этом античеловеческом, антигуманном, конкретно антинародном деле используются даже чисто узкоспециальные области. Достаточно упомянуть и нетипичные для вещательной речи на данном языке интонацию, ударение, употребление "неопределенных" по смыслу слов и выражений-паразитов, приветствие, хлопанье в ладоши по поводу дешевых, а то и пошлых, третьестепенных, бессодержательных высказываний, действий, да часто и по указанию ведущих передачи и т.п. А ведь все это массы людей незаметно и постоянно "сглатывают", усваивают. А какие при этом сцены проходят перед их глазами, слушают их уши, пропускают через себя умы? Ужасы, кошмары, насилия, издевательства насмешки и т.п.; дешевая, низкопробная клевета по принципу "главное ляпнуть", преступное манипулирование фото-кинодокументами (а ведь это история); чисто меркантильные рекламные мелодии, клипы, ролики, картинки, стоящие в одном ряду с патриотикой, болью, страданиями людей, важными событиями, датами, известиями.
Одной из заслуживающих пристального внимания особенностей вещания СМИ является беспардонность, с которой ее представители обращаются с самим термином "война". В сознание людей одни из них по принципиальным соображениям, другие по некомпетентности, но все одно преступно в силу своей профессии вселяют все, что угодно, но только не "война", как она есть на самом деле по ее сущности. Тут и "широкомасштабные, долговременные антитеррористические операции", и "война с международным терроризмом", и "информационная война", и "нанесение ударов", и "вооруженные конфликты", и "военные конфликты", и "звездные войны", и т.д. и т.п. А ведь это стороны, составные части одного и того же понятия "война". А войны как будто и нет, и нет давно, да и не будет ее уже большой, страшной, всемирной. Как будто не рушатся государства, даже социальные системы, как будто нет запланированных и форсированно осуществляемых вымираний целых наций, мутаций их генотипов, в том числе и их духовности.
В общем нет ничего хуже для человека, как человека, чем бедлам в его внутреннем мире, в душе, а там дальше для него все уже едино и он всем безразличен. За этим духовным беспределом война это что-то уже обыденное, "а-а все одно..." или "гори все ...". Так для одних получается — до крови, разрушения, войны один шаг, для других — надо войну, чтобы все почистить, для третьих -— своя уже низменность, меркантильность, бездуховность теряет границы, а лишь нажива, вседозволенность, для четвертных — меня не касается и т.д. Все это — к войне.
Вооруженные средства и силы. Коротко. Средства поражения, уничтожения совершенствуются, развиваются, а в то же время количественная и качественная разница государствами в военном отношении все растет и растет. Характерная особенность (важно) -— те государства, те страны (это не одно и тоже), которым по логике развивающихся событий необходимо иметь все большую защиту, более высокую обороноспособность, все больше отстают от более сильных, от тех, которые являются потенциальными, вероятными агрессорами, захватчиками.
А ведь что аксиомно может остановить зарвавшихся бандитов, агрессоров? Только достойный отпор, а значит — война. В общем и те, и другие идут к войне.
Краткое вышеизложенное говорит одно — все это хотя бы готовит "климат" для убиения всего истинно человеческого, для убиения людей, то есть войн длительных, войны большой.
Или что-то тут придумано, или кого-то здесь обидели? Нет. Это наша действительность.
К чему все это написано? Хотя бы к тому (ну хотя бы!): во-первых, это надо осознать по-настоящему, а не потусторонне; во-вторых, к войне готовиться надо, а не болтать, не терять время. Готовиться надо. Готовиться надо духовно, морально, материально каждому и всем вместе..., а с военной точки зрения — это уж отдельный разговор, потому что ... "реформа идет", "продолжается реформирование армии", "один самолет выпустили", "несколько танков поступили на вооружение" и т.д. и т.п. — да такое просто преступно. Война — это война.
А почему не говорим о привычной теме масонства, о так называемом мировом теневом правительстве, о Бильдербергском клубе и т.п.? Или о криминальной вседозволенности, о почти всевластии уголовного порядка? Это очень серьезные вопросы, к которым мы, наша страна, не государственный строй, как таковой, ведь он временен, а страна, ее народ, ее территория, ее духовность, моральные устои постоянно возвращается, а точнее сталкиваются с ними в той или иной степени многие-многие годы, поколения, не одно столетие. Достаточно вспомнить обе эти уже проблемы, остро вставшие перед страной в начале XX века, в эпоху (именно в эпоху) социальных потрясений России. Тогда первые показали реально, воочию свое могущество и искусство, а вторые — поняли вкус власти, причем в обстановке народного смятения, горя, испытаний. И вот опять они все сейчас "наверху". А что потом? Как долго это? Когда?
Сроки различные специалисты и просто умудренные знаниями, опытом называют в один голос небольшие — где-то через 10-15 лет. Обоснования и мотивировки со всех сторон разные: тут и демографическая катастрофа к 2015 — 2017 годам, и губительное поглощение природных запасов Земли примерно в эти же сроки или чуть больше, и пик экологического кризиса, и максимальное обострение социальных противоречий, и падение человеческой цивилизации на дно бездуховности, и т.д. Не будем играть в провидцев, а просто пусть это будет еще одним фактом, фактором времени "в пользу" возможности материализации нелегких для человечества видений.
Призрак бродит в нашем будущем, призрак войны.
Автор — кандидат военных наук
1.0x