| | | | |
Георгий Саталкин
НЕРАЗМЕННЫЙ ЧЕРВОНЕЦ
Мать достала из погребки золотой царский червонец, припрятанный на черный день. Он не наступил ни в голод 1921-го года, ни в 33-м, когда ели лебеду и горький, как полынь, хлеб из перезимовавших в поле колосков, ни в 41-м, когда пришла похоронка на мужа. Маланья Семёновна достала золото, когда Шурка Овчинников, сынок её, севший в войну на трактор, поехал в город учиться "на художника".
Каким ветром занесло профессионального живописца Кудашева в глухую послевоенную Балейку, теперь уже не знает никто. А у нас, сказали ему, тракторист, мальчишка, тоже малюет. Кудашев посмотрел рисунки и ахнул: "Да тебе, парень, надо учиться! Не зарывай свой талант в землю".
Приехав в Оренбург, сельский паренек, пахавший, сеявший, убиравший хлеб, на весь царский червонец купил на базаре буханку хлеба и тут же её съел. Но каким-то таинственным, мистическим образом этот заповедный червонец, на который можно было купить не одну, а десять, двадцать буханок, вошел, растворился в его первой работе, выставленной вместе с произведениями профессионалов в 1946 году. Называлось это небольшое полотно "Натюрморт с черным хлебом". О, сколько же в нем было неизбывной крестьянской мечты о хлебе, и какая горькая, подспудная, словами невыдаваемая обида сквозила в незамысловатом сюжете!
Вот небольшое полотно "После грозы" (1972), но масштаб этой работы огромен, общенационален. Грубо вытесанные тучи только что прошли по степной деревне и — содрана кожа с крестьянских халуп. Они смотрят на мир кровавыми ослепшими глазницами окон, соломенные кровли налиты черно-лиловой влагой. На переднем плане среди влажно-темных вмятин и борозд /змей Горыныч пропахал?/ едва различимая женская фигурка в зеленой юбке и красной кофте... Всё. Конец. Как жить после такой "грозы"? Вопрос почти пустой, праздный, если бы не новая, дивная зелень в уличной дали — крыши крестьянские зазеленели! Как — крыши? Они же бурые, соломенные, почти черные от горя! Это что? Это реализм? Больше! Это пророчество. Сегодня, в дни 75-летия Заслуженного художника России Александра Овчинникова, его творчество воспринимается именно так.
1.0x