| | | | |
АЛЕКСАНДРОВА СЛОБОДА
Довольно значительное распространение на Руси в последнее время получили разного рода неоязыческие реконструкции. Приставка "нео" в данном случае более чем оправдана — это воистину новое, "новодельное" "язычество", не имеющее ни глубоких корней, ни подлинного предания, грубо-механистичное, "умышленное", а не органичное, богатое худой закваской "духа абстракции" и бедное "духом жизни"… Всё это так, но всё же — правильно ли поступит русский православный христианин, с презрением и брезгливостью осуждающий и охуждающий своих "некрещёных" пращуров? Пусть современное "язычество" — басня и ложь, но Русь Дохристианская — отнюдь не басня, ибо не на пустом ведь месте возникла Русь Православная, "не в худой и неведомой земле", как говорил первый русский киевский митрополит Иларион, "а в земле Русской, что ведома и славима на всех четырех сторонах Белого света"…
У выдающегося сербского богослова и проповедника, епископа Николая (Велимировича) есть глубокомысленное суждение касательно соотношения в сербской национальной судьбе дохристианского и христианского прошлого, сие суждение представляется нам весьма пригожим и для уразумения нашей русской национальной судьбы. "Что есть историческая судьба народа, поминаемая многими без раздумья и разумения?" — вопрошает св. Николай Сербский. И сам же даёт ответ: "Это драматическая роль отдельных народов — согласно замыслу Божию, но и в соответствии с заслугами каждого народа. Историческая судьба сербского народа ясна лишь со времён Немани до наших дней, а это значит, что лишь одна десятая истории сербской известна нам, а девять десятых неизвестно. То есть сербская история вырисовывается перед нами ясно только за последние 800 лет…". Точно так же и Русская история вырисовывается перед нами ясно только лишь за последнюю тысячу с небольшим лет — от времён св. Ольги и св. Владимира до наших дней. По отношению к Русской истории мы также вправе сказать, что нам известна самое многое одна десятая часть ея, а девять десятых неизвестно. Но следует ли из этого, что надобно дофантазировать эти самые неизвестные нам "девять десятых" нашей праистории (как то и делают нынешние неоязычники)? Св. Николай Сербский (а вслед за ним и мы) отвечает со всей определённостью: нет, придумывать и фантазировать нет надобности. И вот почему:
"Сие весьма ограниченное знание нашей истории имеет и добрую сторону. Евреи, индийцы, греки, римляне, китайцы знают своё прошлое за несколько тысяч лет. Что делает их гордыми, и это их смущает и убаюкивает. Особенно — крещёные народы — греков и римлян. Эти хвалятся своими языческими героями и философами точно так же, как и своими христианскими святителями и мучениками. Что ведёт к раздвоению, смущает и ослабляет их. Мы, славяне, хорошо знаем лишь свою крещёную историю. Наше языческое, дохристианское прошлое лишено ясности и славы. Всю нашу славу вобрал период нашей крещёной истории. Последние 800 лет для сербов — это беспримерная эпопея кристаллизации личного и национального характера, эпопея труда, борьбы, страдания и славы. Всё — под знаком креста и свободы". Также и для Руси — что можно добавить к ея дивной славе тысячелетнего честного и грозного служения православных русичей под знаменем Креста, присочинив несколько столетий (а то и тысячелетий) виртуальной "языческой" истории? Подобное сочинительство неизбежно обернётся (и уже оборачивается, что заметно по "трудам" неоязычников) изрядной профанацией в духе печально-знаменитой поговорки: "Россия — родина слонов".
В то же время наше отдалённое, "дохристианское", "ветхозаветное" прошлое не пропадает для нас, но сливается с общим наследием всех родственных нам народов Иафетова корня, индоевропейцев-арийцев. Всякая попытка "приватизировать" сие общеарийское Наследие, присвоить его какому-либо одному народу, как правильно сказано было выше, приводит только к смущению и ослаблению этого неразумного народа-"приватизатора". Вышеприведённый пример греков и римлян — явно ведь в современном своём состоянии не обладающих ни доблестью, ни учёностью, ни благочестием, ни благоискусностью, ни прочими высокими качествами, наличествовавшими в Элладе, в Первом Риме и во Втором Риме-Византии — нагляднейшее подтверждение сего. Тогда как для нас, Русских, вроде бы лишённость ясного и славного "дохристианского" Прошлого оборачивается на деле величайшей обогащённостью. Ибо, поистине, всё внятно нам: "и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений" (А.Блок). И величественная эпическая мудрость Вед. И вихревая, огненно-эсхатологическая Благая весть Заратустры. И героика северных мифов. И тайноузорочье мифов кельтских. Долгота и широта, высота и глубина русского креста не тесновместимы для всякой истины, прозябшей на почве белого мира. Это и наши Почва и Кровь, ибо и мы, русские, ведём свой род от св. праотца Иафета.
…Мы, собственно, и не открыли здесь ничего абсолютно нового. Да и не претендуем на такое "открытие". Всё главное на сей счёт, когда ещё было сказано, например, Достоевским. Наша же задача куда скромнее: напомнить о некоторых старых (но нестареющих) истинах. Наипаче о том, что мы — законные наследники величайших традиций и культур. Не надо ничего "придумывать", надобно пускать корни в Родную Почву, напитывая свою Кровь ея животворными соками.
Руслан Бычков
1.0x