| | | | |
ПСКОВСКИЙ ПОДВИЖНИК Валентину Курбатову — 65!
Дорогой Валентин Яковлевич!
От всей души поздравляем тебя с юбилеем, хотя и знаем, что не большой ты охотник до празднования полукруглых годовщин. Просто, пользуясь случаем, благодарим тебя за многолетнее самоотверженное служение великой русской литературе и сохранению её традиций, чистоты её языка и духовному смыслу, заложенному в лучших её проявлениях. Глубочайшая эрудиция, доскональное знание подлинников, умение проникать в самую суть литературного процесса сочетаются в тебе с внимательным отношением к современному творчеству русских писателей. Невозможно представить встречи литераторов и читателей в пушкинском Михайловском, толстовской Ясной Поляне, шукшинских Сростках и астафьевской Овсянке без твоих проникновенных, идущих от глубины души многогранных выступлений.
Живя и работая во Пскове, ты стал ближайшим соратником и единомышленником Леонида Творогова, Семёна Гейченко, Всеволода Смирнова, Бориса Скобельцына и Михаила Семёнова — людей, хранивших драгоценные свидетельства древней русской архитектуры, живописи и словесности. Культурным центром наших дней древний Псков стал благодаря и твоему активному подвижничеству.
Чистота и трепетность твоего характера, дорогой Валентин, ценимы читателями газеты "Завтра". Именно эта чистота не дала тебе подписаться под позорным письмом "передовых" деятелей культуры, потребовавших у мелкого кремлёвского тирана расстреливать невинных людей в октябре 1993. Эту чистоту, поистине юношескую и незамутнённую, хранишь ты и сегодня. Здоровья тебе и внутреннего покоя, Валентин Яковлевич!
Александр Проханов, Владимир Бондаренко, Евгений Нефёдов, Савва Ямщиков
"Я думаю, что, наверное, всякий человек, какую эпоху ни возьми, в конце концов говорит, что он жил в золотом веке. Ему, естественно, не верят: "С ума сошёл! У тебя же тоталитарный режим со всех сторон! У тебя там и Сталин, детство и юность твои. И Хрущёв, который загородил тебе дорогу в Церковь. А потом застойное время. И ты ещё плетёшь про золотой век!" Но это твоя жизнь — единственная, Богом тебе данная. И ты в ней должен жить с достоинством и внутренней честью. И постараться устоять, не думая о том, в какое время живёшь. Ты живёшь в обыкновенной человеческой жизни, а она всегда одинакова. При всех режимах вовеки человек — Господне создание, и Суд у него по-настоящему один. Он перед Небом, перед Господом отвечает…
…Ложь только потому, кажется, и побеждает пока, что у неё средства информации в руках, прежде всего телевидение. Действительно, подавленное, уничтоженное, почти распятое телевидение. В провинции оно одно ещё сопротивлялось, позволяло рассказывать о человеческой жизни, о том, что происходит в деревне. О деревне сейчас вообще должно быть запрещено говорить, ибо это такое болезненное и стыдное место! Ни один президент не вправе проехать мимо любой псковской деревни без того, чтобы сразу не снять с себя полномочия — от ужаса и стыда перед тем, что происходит на его земле. Она уничтожена вся. И там сегодня доживает народ, которым клялись, гордились, который выиграл войну. Вот это ложь. Она избрана как средство ложно-культурной проблематикой закрыть от нас то, что действительно требует разрешения. Скрыть это жизненно важное под разговором о художественности, тонкостях мировых отношений, о движении якобы в новые цивилизованные пространства…"
Валентин Курбатов (из беседы с Саввой Ямщиковым "Сохранить Россию в чистоте")
1.0x