| | | | |
Александр Брежнев
ПИК ЛЕНИНА К 70-летию покорения одной из высочайших вершин СССР Непокоренный. Рис. Геннадия Животова.
Что тянет ежегодно тысячи людей в горы — обычно этим вопросом задаются несведущие. Ответов на него много.
Одни хотят острых, на грани возможного ощущений и переживаний, сродни космическим полетам.
Другие стремятся испытать в экстремальных условиях предел своих физических и психических возможностей, достичь известности, самоутвердиться в собственных глазах и глазах современников.
Третьи — обрести, наконец, смысл жизни, осознав ничтожность мирской суеты перед распахнутым великолепным миром белоснежных вершин, созданным для нас всевышним.
С незапамятных времен горными походами были увлечены как монархи и высокие духовные особы, так и гении науки и искусств: Леонардо да Винчи и Вольфганг Гете, Макс Планк и Игорь Тамм, Василий Кандинский и Николай Рерих.
Этот краткий исторический экскурс представляет возможность адекватно оценить с позиций сегодняшнего дня те первые блистательные достижения отечественного альпинизма, совершенные в далекие 30-е годы прошлого столетия при штурме Памирских семитысячников. Это и легендарное одиночное первовосхождение Евгения Абалакова 1933 года на пик Сталина (Коммунизма) 7495 м, и первое советское восхождение 34-го года на пик Ленина 7134 м, в котором участвовали инструкторами оба брата Абалаковы.
70-летие этого события отмечается широкой спортивной общественностью 8 сентября нынешнего года.
Как и в 1933-м, когда восхождение Памирской экспедиции Академии Наук и Совнаркома СССР на высочайший пик страны возглавлял личный секретарь Ленина, впоследствии управляющий делами Совнаркома и СТО СССР — Николай Горбунов, так и год спустя, в 1934-м на пик Ленина в "бой" пошла та же "ленинская гвардия" во главе с первым главнокомандующим Красной Армией, наркомом юстиции Николаем Крыленко при участии Л.Бархата и сына известного западного финансового магната — С.Ганецкого.
Всё это происходило на фоне широкомасштабных войсковых горных учений, которые проводились в Туркестанском военном округе. Это был массовый Памирский военно-учебный поход комсостава РККА с отработкой основ альпинизма и военных действий в горах.
Штурмовой группе в составе 13 не имевших опыта высотных восхождений командиров РККА и 6 инструкторов под руководством Н.Крыленко предстояло осуществить эту задачу.
Как и все истинные большевики, Крыленко ставит перед всеми максимальную цель — во что бы то ни стало взойти на вершину и установить на высшей точке горного исполина скульптурный бюст В.И.Ленина, который явится невиданным доселе памятником вождю революции.
С 19 августа в течение 10 дней, преодолевая снежные бураны, 30-градусный мороз и горную болезнь, штурмовая группа медленно продвигалась вверх.
Вот строки из дневника Е.Абалакова от 28 августа: "Смотрю на свое звено сбоку — люди как-то необычно, словно манекены, переставляют ноги. Вымотались они окончательно. Саша совсем апатичен — стоит как сфинкс. У Леденева отчаянная слабость. Еремина, Клименко и Искина едва втащил на уступ скалы, траверсируют до лагеря как слепые, вот-вот свалятся со склона..."
На десятый день штурма группа налегке наконец достигает гребня Заалайского хребта (без палаток и рюкзаков). До вершины осталось не менее 250 метров, это 4-5 часов штурма.)
Опасаясь неизбежных при этом обморожений и опасности ночного спуска, приняли решение об установке бюста Ленина на гребне хребта и о завершении восхождения. (Итог подъема на гребень — новый рекорд массового восхождения на высоту 7000 м, установленный командирами РККА).
2 сентября по базовому лагерю издан официальный приказ о выделении 6 отличившихся командиров и инструкторов для повторного восхождения и окончательной победы над пиком.
В группу, помимо трех командиров — И.Лукина, К.Чернухи и Анастасова, включены инструкторы Стах Ганецкий, Евгений и Виталий Абалаковы. О сложности и огромном риске выполнения приказа о повторном восхождении, при, казалось бы, внешней простоте маршрута, говорит историческая справка итогов разных восхождений на эту вершину за ряд последующих десятилетий:
1936 год — 2-й военно-учебный поход РККА с восхождением на пик Ленина. 70 командиров и красноармейцев достигли отметки 6500 м, однако из-за лавин, высотной бури и массовых обморожений вынуждены были прекратить восхождение.
1968 год — попытка первого парашютного десанта высадки на пик Ленина завершилась трагедией. Из-за неточности расчета и сильного бокового ветра группу парашютистов снесло за гребень на скалы. 4 человека погибли, многие получили ранения.
1974 год — международный альплагерь "Памир-74". При траверсе "Пик Ленина — Раздельная" на высоте 7000 м от высотной бури погибает вся женская команда в составе 3 человек.
1991 год — Пик Ленина. На высоте 5300 м погибают 40 альпинистов из 6 стран мира, погребенные лавиной.
Но это всё случилось значительно позже, а тогда еще не выветрился боевой революционный дух, энтузиазм и вера в фантастические возможности человека, вооруженного революционными идеями, даже при наличии самых примитивных и ограниченных средств в достижении цели.
Повторное восхождение группы проходило с 3 по 8 сентября. В первый день удалось подняться на высоту 5700 м, т.е. сразу на 1500 метров по вертикали.
5 сентября — свирепая ночная буря рвала в клочья крепкие палатки. Впереди грозно поднимался заснеженный склон хребта с его крутым 40-градусным подъемом. От протоптанных в глубоком снегу следов первого восхождения не осталось и следа.
6 сентября группа достигла 4-го лагеря на высоте 6300 м. Анастасов и Ганецкий жалуются на первые признаки обморожения ног. Многочасовые растирания не помогают. К утру 7 сентября пласты наметенного за ночь снега сдавили обе палатки. С большим напряжением сил Евгению Абалакову удалось освободиться от снежного плена и откопать заживо погребенных.
Вот выдержки из его опубликованного дневника восхождения: "7 сентября достигли высоты 7000 м. Впереди, как всегда, я и Виталий прокладываем группе путь. Неожиданно со склона доносится крик К.Чернухи: "Стах не может идти вверх! Обморожены ноги". Виталий спускается вниз...
Вот это номер! Неужели срыв восхождения? Минуты колебаний. Наконец Виталий снимает рюкзак, берет мой ледоруб и с обоими ледорубами спускается вниз.
Возвратившись с К.Чернухой, Виталий сообщает: Ганецкий не может идти ни вниз, ни вверх. Необходимо его спускать. Или мне, или тебе нужно спускаться вниз. Возникло тяжелое молчание.
— Евгений, ты был выше, на пике Сталина, пик Ленина уступи Виталию, — говорит Лукин.
— Считаю, лучше жребий,— предлагает Чернуха. Опять тяжелое молчание.
— Я уже решил, что буду спускаться,— говорю я. Чернуха крепко сжимает мою руку..."
Е.Абалаков спускает обмороженных Ганецкого и Анастасова в нижний лагерь. Трое — В.Абалаков, К.Чернуха и И.Лукин продолжают восхождение и на следующий день 8 сентября достигают вершины пика, установив на северовосточном скалистом выступе бюст вождя. Высота 7127 метров — взята!
На следующий день при спуске с вершины штурмовую группу на высоте 6.300м. встретил Евгений Абалаков. Он приложил неимоверные усилия, чтобы благополучно спустить вниз обмороженных альпинистов, а затем снова подняться на два километра для возможной помощи штурмовой группе.
За высокие спортивные достижения, проявленный героизм и мужество во взятии вершины, участникам штурма пика Ленина приказом наркома обороны К.Е.Ворошилова за № 85 от 21 декабря 1934 года были вручены правительственные награды, а Евгению и Виталию Абалаковым одним из первых в стране присвоено звание Заслуженных мастеров альпинизма СССР, с награждением обоих именными золотыми часами Юсуповского фонда.
На первый взгляд, казалось бы, как всё удачно завершилось: все живы, награждены и никто не погиб...
Но не прошло и нескольких лет, как судьба героев Памирского похода трагически завершилась. В застенках НКВД пали организаторы и участники первых памирских походов — нарком Н.Крыленко, академик Н.Горбунов, С.Ганецкий, А.Гетье, М.Дадиомов, и Г.Харлампиев, осужден на долгие годы тюрьмы и лагерей Л.Бархаш, в тюрьме находился под длительным следствием, уже будучи полным инвалидом, и сам Виталий Абалаков. Немыслимые вершины, блеск и слава обернулись часто незаслуженной травлей.
А спустя десять лет на квартире у знакомых трагически гибнет и сам Евгений Абалаков. Так оборвалась жизнь лидера отечественного альпинизма, дважды заслуженного мастера альпинизма и спорта СССР. Капитан Евгений Абалаков добровольцем прошел всю войну. Сражался в пехоте под Москвой в 41-м. Потом был призван руководителем в специальную горно-стрелковую школу, готовившую горный спецназ для Советской Армии. Всю жизнь он мечтал взойти на восьмитысячник, но не успел.
Авторский блог Редакция Завтра
00:00
29 сентября 2004
ПИК ЛЕНИНА К 70-летию покорения одной из высочайших вершин СССР
1.0x