Авторский блог Редакция Завтра 00:00 25 августа 2004

В ЗАЩИТУ ЕВРАЗИЙСТВА

| | | | |
Искандар Асадуллаев, д.ф.н.
В ЗАЩИТУ ЕВРАЗИЙСТВА
На территории бывшего СССР после восьмидесятилетнего господства коммунизма был сформирован менталитет неиссякаемой потребности народов в идеологии. Коммунистическая идеология, потерпев крах, перестала быть ведущей и в силу этой потребности образовался вакуум в сознании миллионов. Собственно на этой основе произошло стремительное проникновение в сознание широких слоев населения возрождающегося ислама.
Характерно, что президенты России и Казахстана находят согласие в выдвижении новой идеологии СНГ — идей евразийства. Однако обостренное национальное чувство тюрков, впрочем характерное и для всех евразийских народов, выдвигает в современной идейной жизни СНГ идеи евразийства, прежде всего, как славяно-тюркского союза. Именно на это делают акцент "новые" евразийцы.
Однако, подобное выдвижение на повестку дня славяно-тюркского союза по умолчанию оставляет Таджикистан, а также Иран и Афганистан вне евразийского геополитического пространства. России следует быть осторожной с идеями славянско-тюркского единения в качестве центральных в евразийстве. Во-первых, России целесообразно было бы первой системно развернуть теоретическую основу евразийства, это приведет к молчаливому согласию между Астаной и Ташкентом, снизит напряжение между ними. С другой стороны, следует из идеи евразийства не исключать таджиков, вообще иранские народы, но делать акцент на ирано-славяно-тюркский союз. Это вполне вписывается в геополитические интересы России, Таджикистана, Ирана и Афганистана в наши дни.
Есть и другой вариант развития евразийства. При этом варианте не следует идти за президентом Н.Назарбаевым в деле идеологизации евразийства. Ведь евразийство это не только тюркско-российское объединение, но и объединение славян — восточных — вокруг России. Важнейшей идеей в евразийстве является единение России и восточных славян с Востоком, а не с частью Востока. Выпячивание идеологии славяно-тюркского союза в центр евразийства обеднит идею Евразии, которую надо отличать от Евро-Азиатского континента и осложнит отношения с другими народами и странами. То есть не следует идеологизировать отношения в СНГ.
Евразия — это не просто огромный "вмещающий ландшафт", место развития многочисленных цивилизаций мирового уровня, но также исторически сложившаяся общность политической, исторической и культурной судьбы у большой группы народов Евро-Азиатского континента, в середине которых оказалась Россия. Так первоначально трактовалась эта идея. Между тем идеи евразийства также нуждаются в реабилитации и реконструкции, так как некоторые ее идеологи видели в качестве Евразии Россию от океана до океана (вспомним В.Жириновского и "российские сапоги в Индийском океане"). На наш взгляд, не следует идеологизировать эту общность односторонне. Пусть идеи славянско-тюркского единения будут мотивом сближения России с Казахстаном и другими тюркоязычными странами — не следует отказывать в ценности этой мотивации, но нельзя ее делать центральной. В центр идей евразийства не следует также брать идеи панмонголизма или идеи Л.Н.Гумилева, особо выделявшего вышеназванный аспект. Они не послужат эффективному объединению Евразии.
Если будет создаваться идеология евразийства только в духе тюркско-славянского единения, то получится нечто усеченное, причем искусственно. К сожалению, в нынешнем СНГ многое усечено. Громадная Согдиана сегодня заключена в Согдийскую область Таджикистана, вместо СССР — усеченный СНГ, имеющий тенденцию дальше усекаться, вместо Варшавского Договора — Организация Договора о коллективной безопасности. Теперь создается новое усечение Евразии под влиянием идей славянско-тюркского союза, оставляющего за бортом Таджикистан, афганских таджиков как естественных геополитических союзников России, а также Иран, тяготеющий к союзу с Россией. Встает вопрос: надо ли создавать новое усечение искусственно? Политика евразийства, непременно, приведет к новой идейно-политической ситуации между Таджикистаном и другими странами. Главное — не переборщить и не намудрить с новой идеологией в ущерб действительному и обновленному евразийству.
Душанбе
1.0x