Авторский блог Редакция Завтра 00:00 18 августа 2004

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

| | | | |
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Недавно в одном из подкомитетов сената США проходили слушания по исламу, на которых выступали ведущие эксперты, в том числе и из других стран. Особое внимание, как сообщает американская печать, сенаторы обратили на выступление пакистанского ученого и журналиста Хусейна Хаккани, "представлявшего одну из наиболее важных для нас, мусульманских стран, обладающую к тому же и ядерным оружием".
Очевидно, что точка зрения Хаккани представляет интерес не только для американцев, ибо, как пишет выходящая в Лахоре газета "Дейли таймс", "сказанное им соответствует взглядам на ислам большинства пакистанцев". В самом начале своих "показаний" авторитетный эксперт подчеркнул тот факт, что ислам не является монолитной религией и наблюдается значительное культурное, социальное и национальное разнообразие среди мусульман. В то же время "всем им присуще сильное чувство принадлежности к общине, умме". Для большинства мусульман, особенно в Азии, ислам прежде всего "духовный путь к спасению, а не политическая идеология". Исторически сложилось так, что духовенство не обладало политической властью, и то, что сегодня известно как "политический ислам", представляет собой в основном "ответ на крушение традиционного порядка под давлением модернизации".
Он отметил также, что ислам на субконтиненте сохраняет свой региональный "привкус" и существенно отличается от той формы, которая практикуется "на арабской родине".
Хаккани заявил, что конец колониальной эпохи совпал с началом борьбы между исламскими традиционалистами и модернистами. В Пакистане элита, не чувствовавшая гарантий своей безопасности в будущем, попыталась "использовать" ислам в качестве объединительной силы и сделала ставку на "исламское возрождение". "Высший класс полагал, что светская гражданско-военная олигархия сумеет удержать власть, подавив этническую и политическую оппозицию с помощью исламистской идеологии". В период "холодной войны" Запад рассматривал исламских "возрожденцев" как своих политических союзников. Запад и, главным образом США, действовали наподобие повивальной бабки в плане внедрения "ваххабистской" версии ислама в мусульманские общины. Сегодня мощные ваххабитские группировки существуют во всех мусульманских странах Азии, что ослабляет местные традиции терпимости и плюрализма. Эксперт предостерег против того, чтобы видеть во всех исламских движениях угрозу глобальной безопасности Соединенных Штатов. Однако он признал, что сильный антиамериканизм присутствует во всех мусульманских странах. Если же принять во внимание огромную численность мусульманского населения во всем мире, становится понятным, что даже в том случае, если лишь всего один процент его перейдет в радикальный лагерь, Западу предстоит перспектива столкнуться с несколькими миллионами шахидов, противостоящих теперешнему мировому порядку.
Пакистанский специалист по исламу указал, что помимо "безоговорочной поддержки, оказываемой США Израилю", имеются и другие факторы, способствующие росту враждебности мусульман к Западу. Войны в Афганистане и Кашмире привели к образованию значительных кадров "джихадистов", которые до недавнего времени пользовались государственной поддержкой. После же того, как президент Мушарраф в свете событий 9.11 принял решение выступить на стороне США в войне с "международным терроризмом", далеко не все "джихадисты" согласились с крутым и совершенно неожиданным для них разворотом политики Пакистана, означавшим, по их мнению, фактически "прямое предательство единоверцев и братьев по оружию". Неразрешенные конфликты, экономические трудности и несовершенная работа государственного аппарата играют на руку радикальным группировкам, отличающимся хорошей организованностью и обладающим достаточными денежными средствами. Но "умеренных" мусульман, уверял Хаккани, все же больше, хотя их голос часто не слышен "из-за имеющихся у них финансовых затруднений".
Хусейн Хаккани предложил Соединенным Штатам начать тщательно продуманный и умело сбалансированный, ненасильственный диалог с мусульманским миром, сочетаемый с ненавязчивой пропагандой демократических идей и понятий. Вашингтон, заметил он, нуждается "в идеологических и философских союзниках" среди мусульман. По его словам, большинство мусульман стремится "к реформации, а не к возрожденчеству, к которому призывает экстремистское меньшинство, обильно финансируемое Саудовской Аравией и другими странами Залива". Как считает пакистанский эксперт, "сегодня существует нужда в том, чтобы исламские идеи продвигались из Азии на Ближний Восток, а не наоборот", ибо только таким путем можно добиться "торжества духа терпимости и подлинного ислама". Соединенные Штаты должны содействовать подобному продвижению, и им следует найти общий язык с "умеренными исламистами". Если же они не сумеют "произвести соответствующую идентификацию среди мусульман" и им будут мерещиться враги во всех мусульманах, это может привести не только к никому не нужной и нежелательной исламофобии, но и к трагическим последствиям как для американцев, так и для мусульманского мира.
Валентин Пруссаков
1.0x