Авторский блог Редакция Завтра 00:00 4 августа 2004

АГРЕССИЯ И КОНФОРМИЗМ И еще раз о природе войны

| | | | |
Ярослав Береговой
АГРЕССИЯ И КОНФОРМИЗМ И еще раз о природе войны 1969 год. Джон Леннон и Йоко Оно: "Make love, not war!"
"Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые в этот период времени люди, совершившие их, не смотрели как на преступления.
...Для нас — потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, …непонятно, чтобы миллионы людей-христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен".

Л.Н.Толстой. "Война и мир"
По мере развития образования, науки, культуры, мирового прогресса, казалось бы, должны идти на убыль войны вплоть до полного их прекращения, до установления на земле повсеместного прочного, необратимого, окончательного мира. К несчастью, в действительности все происходит как раз наоборот.
Так, в прошлом XX веке, впервые в своей истории человечество совершило две мировые войны (с интервалом всего в 21 год), которые не знают себе равных по масштабам опустошений, военных преступлений, жертв, жуткого массового садизма, пролитой крови. За 4 года и 4 месяца Первой мировой войны погибло около 9 миллионов человек. За 5 лет и 10 месяцев Второй — более 36 миллионов, т. е. в 4 раза больше. И если бы сразу после 1945 года мир ринулся в Третью мировую, термоядерную, к чему он был тогда вполне готов, то не только людей, но и ничего живого на земле бы не осталось.
После Второй мировой войны и до 1994 года (т.е. за 48 лет) в 68 странах состоялось 114 "малых" войн и военных конфликтов (т.е. почти по 3 ежегодно), в ходе которых погибло 20 миллионов человек (более полумиллиона ежегодно), т. е. извечная тенденция относительно ежегодного количества войн и их жертв весьма стабильна, хорошо сохраняется.
В 1948-2002 гг. под эгидой ООН осуществлено 48 миротворческих операций, в которых было задействовано более 200 тысяч солдат. Общая их стоимость оказалась большей, чем стоимость двух мировых войн.
Люди воюют непрерывно с тех пор, как помнят себя, — от доисторических древних времен и до наших дней в мире не было дня без войны. Порой кажется, что война едва ли не автоматическая готовность, непреодолимая потребность воевать — это и есть самое любимое человеческое занятие, самая сильная, всепожирающая человеческая страсть.
Как во времена древнего Египта, Вавилона, Рима, Греции, средневековой Европы, Азии, так и в современном мире более великими считаются те народы и страны, у которых наибольшие территории, численность населения, но прежде всего — наиболее развиты образование, наука, техника, экономика и всё это ради, во имя военного могущества. Таков и поныне господствующий с древности идеал государственного, народного, национального могущества, величия, славы. Таковы и господствующие в сознании с древности и по наши дни головные критерии, показатели, оценки развития, прогресса стран и народов. И точно таков идеал исторического героя, правителя — князя, хана, шаха, султана, царя, короля, императора, президента, вождя, фюрера и т. п.: "Народные и исторические герои возвышались на грудах человеческих жертв, и чем выше и огромнее были эти груды-могилы, тем выше и славнее были герои... Сплошь и рядом можно сказать, что степень величия героя стояла в прямом отношении с количеством пролитой им крови..." Словно опасаясь, чтобы эти сказанные П.И.Ковалевским в позапрошлом веке (1892 год) слова не сочли устаревшими, китайский лидер Мао Цзедун заявил: "Тот политик более велик, который имеет мужество уничтожить больше людей". Нынешние респектабельные политики не столь откровенны и не говорят вслух подобных вещей, но это вовсе не означает, что их идеалы величия намного отличаются от вышеуказанных.
При этом народы, народные массы изображаются обычно как обманутые, запуганные, невинные жертвы своих кровожадных вождей. На самом же деле эти массы не так уж и невинны: ведь именно они, а не их вожди, собственными руками с безумным бешенством разрушают, истязают, убивают, проливают кровь, собственными руками совершают все те преступления, которые зовут войной или революцией. Если бы чрезмерно агрессивными были одни только лидеры, вожди, фюреры, а каждый отдельный человек и народная масса в целом не имели бы агрессивности в своей натуре, характере, поведении, они каждый раз не поддерживали бы своих вождей, и в результате не было бы и войн. А накопившиеся острые противоречия, конфликты решались бы мирным путем.
Однако этого никогда не было и нет, потому что неутолимое, почти неодолимое стремление, жажда каждого, всех к сварам, дракам, насилию, агрессии, войне являются природными, укорененными инстинктами (или приобретенными еще в дородовом периоде или младенчестве чертами характера), и политики, вожди, фюреры отлично это знают и умело используют в своих преступных целях.
От рождения в своем характере, поведении каждый имеет целый букет наследственных качеств: доброту и эгоизм, альтруизм и жестокость, склонность к агрессии, насилию и т. п., т. е. в нем намешано немало и доброго, и злого. Каждое из этих качеств и все они вместе нужны человеку, делают возможным само его существование в человеческом сообществе. Ни одно из них невозможно ликвидировать, искоренить, уничтожить, но каждое, в большей или меньшей мере, можно развить или, наоборот, пригасить, облагородить, подчинить индивидуальной воле.
Гениальный математик и педагог, славный ректор Казанского университета Н.И.Лобачевский именно об этом сказал: "Все способности ума, все дарования, все страсти, — всё это обделывает воспитание, соглашает в одно стройное целое, и человек, как бы снова родившись, является творением в совершенстве..."
Изучая человеческую психику, исследователи неизбежно приходят в самое раннее детство, включая младенчество и внутриутробный период, где они формируются. И выясняют, что уже в пять месяцев плод "имеет вес около одного фунта и проявляет свой плохой или добрый нрав. Он уже слышит громкие крики из шумного мира, в котором живет его мать, по-своему их пугается или, напротив, если характер у него агрессивный, сердится и угрожает" (А.И.Брусиловский).
Исходя из этого, матерям рекомендуют весь период беременности быть уравновешенными, добрыми, жизнерадостными, как можно больше двигаться, выполнять физические упражнения, хорошо высыпаться, не употреблять противопоказанных им в этот период пищи и напитков, лекарств, всемерно беречь свое здоровье, доброе самочувствие, а также постоянно общаться с плодом, разговаривать с ним, петь ему и т. п. и оберегать его от вредных воздействий среды. Рекомендуют создавать для беременных соответствующие условия.
После рождения с первых минут, часов, дней, месяцев начинается могущественное действие так называемого импринтинга, когда яркие впечатления, внешние воздействия, опять-таки положительные и отрицательные, с неимоверной силой впечатываются в подсознание, навсегда укореняются в нем и по силе влияния на характер, поведение индивида напоминают наследственные инстинкты. В последующем после младенчества и раннего детства возрасте сила импринтинга резко слабеет вплоть до полного исчезновения.
Новейшие исследования дают основания полагать, что главнейшие черты характера, поведения человека, возможно, и агрессивность, формируются именно в дородовом периоде и младенчестве, а потом их ошибочно считают наследственными инстинктами. Достаточно сказать, например, что даже материнство является не врожденным, а приобретенным инстинктом.
Из вышесказанного следует вывод, который на первый взгляд может показаться странным, а кому-нибудь и смешным: за мир, против агрессии и войн человечество должно начинать свою борьбу с воспитания толерантности у младенцев, даже у плода, деток, подростков, потому что потом уже поздно, безнадежна вся эта борьба.
Уже в течение двух с лишним тысячелетий церковь пытается укоренить в массовое сознание библейскую заповедь "Не убий!", но результаты крайне неудовлетворительны. И причина та же самая: заповедь обращена, главным образом, ко взрослым, у которых жестоко-агрессивное подсознание и сознание уже необратимо сформированы, и они уже не способны не убивать.
И если завтра нас призовут под ружье, то каждый из нас будет делать то же самое. Хотя каждый из нас не считает себя, да фактически и не является ни убийцей, ни кровожадным насильником. Подобные вспышки убийственного безумия случаются с вполне воспитанными, интеллигентными людьми и в мирные времена, хотя подобного от них никто не ожидает.
Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц считает агрессивность самым могущественным врожденным инстинктом, который обусловливает агрессивное подсознание и поведение каждого индивида в течение всей жизни. Специальные исследования установили, что при попадании человека в кому инстинкты исчезают в такой последовательности: половые, жажды, голода и последним — инстинкт агрессии. Этот инстинкт порождает "поиск врага" как основы и индивидуальной, и государственной политики, что в нынешних условиях бесконтрольного всемирного распространения жестокости, насилия, ядерного и другого оружия массового уничтожения, терроризма, войн прямо угрожает дальнейшему существованию человечества, всего живого на Земле.
Все надежды на спасение цивилизации некоторые ученые вполне серьезно возлагают на генную инженерию и предлагают ее средствами уничтожать ген агрессии у каждого индивида, начиная с младенчества. Однако эта мера, средство так же опасны, как и сам ген агрессии, сама индивидуальная и коллективная агрессивность, да, собственно, и сама генная инженерия, особенно когда она берется за дела, в которых ничего не смыслит.
Генная инженерия, как и вся наука вообще, самые выдающиеся ее достижения, открытия, изобретения, — такая же непредсказуемая, неконтролируемая и потому опасная, грозная вещь, как и агрессия, распространение оружия и т. п. Сегодня она уничтожит ген агрессии, а завтра — гены добра, милосердия, любви, то есть разрушит человека как Божье творение. Поэтому нужно раз и навсегда отбросить какие-либо надежды на генную инженерию в деле усовершенствования психической природы человечества, его спасения.
В психической природе каждого имеется также врожденный инстинкт, именуемый конформизмом. Именно благодаря конформизму, благодаря способности человека подчиняться чужой индивидуальной или коллективной воле, образуются разнополые пары людей (и животных), семья, роды, племена, социумы, народы, нации, государства, их союзы. В этом его великое, основополагающее значение для судеб, социально-жизненного устройства и каждого человека, и всего человечества.
Сплошь и рядом можно наблюдать, как даже отлично образованные, достойно воспитанные, с незаурядной волей люди, подчиняясь более сильной чужой индивидуальной, а тем более коллективной воле, совершают недостойные поступки, несовместимые с их убеждениями и обычным поведением.
Чрезвычайно сильная, необузданная воля одного человека способна подчинить себе волю многих людей, даже целых человеческих масс. И если это дурной человек, то в результате возникает тоталитарный режим, диктатура, беспрепятственно творящие зло, чудовищные преступления. Подобными примерами полна история всех времен и народов.
Демократическое устройство общества, выборность и тройственное разделение верховной власти между президентом (премьером), парламентом и судом, наличие многопартийной системы, свободы слова, средств информации и т.п. есть, по существу, защита от основанной на конформизме абсолютизации власти в одних руках, от тоталитаризма и диктатуры.
Конформизм и агрессивность — это различные по природе своей человеческие инстинкты. И можно видеть, как в странах стабильной демократии, где воплощены, реализованы надежные противовесы тоталитаризму, диктатуре, в то же время ничего существенного не сделано и не делается в противовес агрессивной природе людей и, следовательно, агрессивности самой этой демократии. В силу этого демократические страны становятся агрессорами, развязывают войны и мало отличаются в этом отношении (кроме, пожалуй, цветастой миролюбивой демагогии) от откровенно агрессивных стран.
Если учитывать конформизм, то становится очевидным: для преодоления агрессивности одного лишь толерантного воспитания мало, поскольку под воздействием чужой агрессивной воли, агрессивной среды и толерантно воспитанный человек, как конформист, способен стать агрессивным. В силу тех же причин агрессором может стать всё общество, вся страна, исповедующая толерантность.
Пока что раннее детство, включая младенчество и внутриутробный период, признано психолого-педагогической наукой самым плодотворным возрастным периодом лишь для всестороннего и ускоренного интеллектуально-физического развития, для развития способностей, талантов, дарований. Научные исследования и практическое использование выдающихся преимуществ, резервов этого возрастного периода для указанных целей приобретают всё большие масштабы. Так, премьер Великобритании Тони Блэр заявил недавно, что обучение необходимо начинать с двух лет, поскольку с пяти (а именно с пяти лет английские дети уже более столетия идут в школу) — уже поздно. Этот стремительно нарастающий, расширяющийся процесс раннего развития получил название "тихой революции": в современном мире без излишнего шума действительно совершается, вероятно, самая великая и благодатная в истории революция, сулящая человечеству невообразимые достижения!
Всё это не может не радовать. Огорчает, печалит другое: при таком положении вещей ни психолого-педагогическая, ни какая-либо иная наука еще не осознали значения, тоже неограниченных возможностей, резервов всестороннего воспитания, и прежде всего, воспитания толерантного, скрытых в раннем детстве, включая младенчество и внутриутробный период.
Эта проблема поднимается здесь фактически впервые.
1.0x