Авторский блог Андрей Фефелов 00:00 4 августа 2004

САРЫНЬ НА КИЧКЕ

| | | | |
Андрей Фефелов
САРЫНЬ НА КИЧКЕ
Лежит Пятачок с вырванным глазом и оторванной ногой, истекает кровью…
— Что с тобой, Пятачок?
— Да я, дурак, с Винни-Пухом поспорил на глаз, что он мне ногу не оторвет...

Из дальневосточного фольклора
Победа Владимира Николаева на выборах мэра Владивостока — страшная пощечина "питерским силовикам" и той "бригаде", которая сидит чуть восточнее Боровицких ворот Кремля. "Силовики" не хотели Николаева не потому, что считали его "блатным", но потому что он был, видите ли, не из их команды.
Назначение 26-летнего Петра Фрадкова, сына премьер-министра России, заместителем генерального директора Дальневосточного морского пароходства — это вовсе не "откат" со стороны господина Николаева, но скорее жест, призванный соблюсти субординацию и одновременно — сигнал с Дальнего Востока: мол, брателлосы, мы мистера Путина вместе с его "силовиками" вовсе не "ломали через колено", всё было заранее расписано. Играем по правилам.
На самом деле, судоходная компания, фактическим руководителем которой является сам Владимир Николаев, так и останется при своем бывшем владельце, однако честь правительства и спокойствие элиты — спасены.
При этом на мнение "обычных" людей никто обращать внимание не собирается.
По-бандитски безапелляционный стиль поведения присущ власти как центральной, так и региональной…
Такие уж дураки жители Владивостока, что за дешевую рыбу и стряпню "поверили" господину Николаеву, доверились его "социальной программе"? Не большие "дураки", чем граждане Древнего Рима, требующие хлеба и зрелищ в обмен на свою политическую лояльность.
В конце концов, чем нынешний мэр Николаев хуже бывшего мэра Копылова? Тем, что активнее, самостоятельнее и попросту сильнее? В контексте происходящего в стране разора это только на пользу жителям Владивостока. Может быть, путем проскрипций, "разборок" и расправ наконец-то наладится снабжение пресной водой одного из важнейших восточных форпостов страны?
Согласно сообщениям местной прессы, Николаев разбил физиономию и даже сломал ребро губернатору Дарькину, когда последний отказался его поддержать на выборах. Не исключено, что в следующий раз получит "по рогам" и промеж них сам Чубайс, произвольно манипулирующий священным рубильником. Чубайс ведь призывал: "Больше наглости!". Вот и получит под конец своей карьеры от Винни-Пуха и всех, всех, всех…
Комсомольско-гебешные дрязги между Путиным и Ходорковским не идут ни в какое сравнение с брутальным стилем, который демонстрирует Владимир Николаев.
Романтизировать Николаева, выставлять его в качестве приморского Робин Гуда никто, собственно, не собирается… Но, хотя бы мысленно, противопоставить его той верховной шушере, что занимается сдачей собственных и национальных интересов, не мешало бы…
Осетин Иосиф Сталин был величайшим управленцем и политиком ХХ века. Его можно назвать советским вождем или диктатором. При этом ничего "блатного" в его образе не было. Однако в молодости, по слухам, Коба Джугаев был организатором отряда боевиков и по поручению партии занимался налетами и экспроприациями.
Да, сравнивать Николаева и Сталина просто смешно, однако опыт суровой, низовой, жестокой, каторжной жизни значит в России больше, чем натасканность в давосских переговорах и знание феээсбэшных игр…
Возглас "Сарынь на кичку!" — это приказ новгородских ушкуйников и старинных русских разбойников, грабивших купеческие корабли. "Сарынь" -— сволочь, "кичка" — носовая часть судна. Согласно этому приказу все находившиеся на палубе должны ложиться на возвышенную часть корабля и ждать, пока разбойники грабят имущество.
Этот клич, вдохновлял бойцов народной армии Стеньки Разина, которые вдоволь походили по России. Боярские усадьбы тогда полыхали, как копны соломы. Остатки тогдашнего ОМОНа — стрелецких полков — в ужасе разбегались перед многочисленными отрядами казаков и беглых крестьян, руководил которыми легендарный, баснословный атаман. Повстанческая армия двигалась к Москве, восстание охватило всю центральную Россию.
А началось это дело многовековой давности тоже с "отмены льгот". В 1592 году царь Борис отменил право перехода крестьян к другому владельцу земли даже в Юрьев день, закрепив их навечно за боярами, вотчинниками. С 1618 года на Руси утвердилась помещичья собственность на землю. Тогда пастбища, леса и пахотные участки перешли в собственность знатных людей и бояр.
К примеру, в 1650 году на территории нынешних Ветлужского, Краснобаковского и Варнавинского районов Нижегородской области помещичьи оброки привели к массовому обнищанию и разорению крестьян, что зафиксировано в летописях. Многие бежали на Дон и в понизовье Волги, пополняя состав казачьих банд и ватаг волжских ушкуйников. Те, кто остался, копили злобу. В неурожайные и голодные 1669-1670 годы одна из казачьих ватаг, пришедшая с Дону, захватила уездный город Козьмодемьянск. Жители города поддержали разбойников. Началось восстание. Как пишут историки, "к мятежному городу казанский воевода выслал два отряда "казанских дворян и детей боярских", прося у государя поддержать его и "отрядить стрельцов да иноземских людей воинских поболее". Но на выручку восставшим уже спешили казачьи отряды, возглавляемые Ильей Пономаревым, который, как пишут, "слыл казаком смелым, решительным и жестоким, посвященным в атаманы самим Разиным". По дороге был захвачен ряд сел, где вотчинных приказчиков по "мирской сказке", то есть по решению крестьянских сходов, казнили: изрубили, повесили или отдали на растерзание толпы. В каждом из занятых разинцами сел повстанческие отряды обретали новых сподвижников.
Можно ли приравнивать ушкуйников Ильи Пономарева к нынешним "браткам"? Вряд ли. Но при определенном развороте событий русские бандиты могут стать наиболее организованной и эффективной силой в отстаивании интересов территорий.
Череда взрывов, подтасовок, скандалов и вал "черного пиара" привели в конечном итоге к избранию мэром города Владивостока человека, скажем так, близкого к криминальной среде. Этот факт вяло комментируется столичными СМИ, не последовало даже дежурной истерики нашей либеральной интеллигенции (куда все подевались?). Многие недоумевают: неужели Кремль потерял контроль над территориями? Или центральная власть в прямом сговоре с дальневосточными ушкуйниками? Скорее всего, и то и другое. Но главное здесь третье. Происходит ротация элит и смена эпох.
"Советскость", выродившаяся к концу 90-х в парик Кобзона, "комсомольские" банки и кэгэбэшную крышу, уступает место чему-то новому, нелицеприятному, неотесанному, но вполне автохтонному.
Пока "вышедшие из брежневской папахи" комсомольцы и чекисты будут разбираться между собой, русский пассионарий из джипа пересядет в мэрское, а потом губернаторское кресло. Сможет ли он адекватно реагировать на суровые вызовы истории — неведомо.
Однако чем Фрадков лучше братков — тоже непонятно.
Уверен, почти каждый взрослый гражданин Российской Федерации становился хотя бы раз жертвой бандитского насилия. Испытать давление и унижение со стороны распоясавшихся молодчиков неприятно всякому. Но никакой "кидала" и "рэкетир" не сделает с нами то, что делает власть ежедневно и повсеместно, не жалея ни стариков, ни малых детей. Сегодняшняя власть безнравственнее любого бандита.
Возглас "Сарынь на кичку!" в переводе на современный язык звучит как "Мразь, быстро на пол все, бля!" Исторически он был обращен к тем, у кого было что отнять. Кроме приватизированных халуп, отнимать у подавляющего большинства российских людей — нечего.
Так что приписываемое советскому человеку прекраснодушное, утопическое желание "отнять и поделить!" вполне может быть сегодня заменено на старинный лозунг ватаг Степана Тимофеевича Разина и его верного соратника атамана Илюши Пономарева.
1.0x