Авторский блог Редакция Завтра 00:00 14 июля 2004

ЛЮДИ ЗЕМЛИ НА ЛУНЕ

| | | | |
Владимир Рыбаков
ЛЮДИ ЗЕМЛИ НА ЛУНЕ
35 лет назад 21 июля 1969 года в 5 часов 56 минут по московскому времени командир американского космического корабля "Аполлон-11" Нейл Армстронг впервые ступил на поверхность Луны. Через 19 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин. На окололунной орбите в командном отсеке корабля находился третий член экипажа "Аполлона-11" Майкл Коллинз.
Были ли американцы на Луне? Спекулируя на патриотических чувствах русских людей, официозные СМИ вдруг широко развернули эту дискуссию. Не для того ли, чтобы скрыть то, как "перестройщики" и "реформаторы" уничтожили советскую космическую мощь?..
Были ли американцы на Луне? Да, были. Даже не привези они лунный грунт, доказательств более чем достаточно. Подброшенный в общество спор не умаляет выдающегося свершения, но оболванивает спорящих, что и является одной из целей провокации.
Вспоминаю случай. Заместитель председателя одного из комитетов ГД РФ попросил помочь разобраться в вопросе. Двое изобретателей придумали устройство, которое обогреет весь Север, даст тепло и энергию без всяких чубайсов. Кто ж у нас любит Чубайса? А вот Академия наук, разные институты и непатриотично настроенные учёные не дают ходу явному прогрессу! В процессе борьбы с ретроградами наши изобретатели добрались до Государственной думы. В предоставленном по этому случаю кабинете, ведём научные беседы. На стол сразу же был поставлен прибор, наглядно демонстрирующий правоту передовых идей. Внутри аппарата, изготовленного из пластиковой бутылки, из тонкой трубочки капала жидкость. И должна была она капать всегда, не переставая. Забегая вперёд, скажу, что изобретателей нисколько не смутило то обстоятельство, что процесс вскоре прекратился. Объяснений оказалась уйма, от недостаточного объёма помещения, не той температуры внутри и снаружи, чистоты, пыльности до влияния неких полей. Мы начали обсуждать математические построения, изложенные в изданных изобретателями брошюрках. Попытки обратить внимание на ошибки, на то, например, что нельзя получить интеграл по объёму, складывая поверхности, ни к чему не привели, а наоборот обидели авторов. Ну, и что из того, что накладывая поверхности одна на другую не получишь объёма, зачем придираться к частностям, главное, это то, что закон Больцмана и третий закон термодинамики не верны, а для этого достаточно их твёрдой убеждённости. Законы эти вредны, так как препятствуют созданию вечных двигателей и расцвету российской экономики. Стало ясно, что разговор зашёл в тупик. "Ну, что ж, если вы пришли сюда за деньгами, то это не по адресу, надо идти в правительство, а вот с законами…" — я подал чистые листки бумаги — " Набросаем проект постановления Государственной думы. Мне кажется, если удастся вынести его на обсуждение, то с большой вероятностью он будет принят. Первое — отменить закон Больцмана, второе — отменить третий закон термодинамики, мне лично ещё не нравится третий закон Ньютона, давайте добавим и его". Ручки замерли над листами бумаги: " Вы, наверное, шутите?". Вот так была похоронена ещё одна идея вечного двигателя.
Спорящие явно почерпнули свои представления о Луне из мультфильма 1957 года "Полёт на Луну", где пионеры высоко прыгают, да ещё таскают на себе взрослых дядек, а заходя в тень от большого камня, исчезают из виду. Подсветка происходит не от атмосферы, а от освещённых предметов. Гениальный пример этому сцена из спектакля театра "На Таганке", когда актёры закрывают свои лица ладонями, и лица неожиданно, вместо того, чтобы стать невидимыми, ярко высвечиваются красноватым светом. Это отразились от ладоней лучи прожекторов, находящихся за спинами актёров. А Солнце на Луне светит ярче и поверхность, камни отражают свет гораздо лучше ладоней. Да ещё свет Земли, который в несколько раз ярче Луны на земном небосклоне. Кроме того, не надо забывать, что камеры оснащены вспышкой.
Почему камера даёт панораму взлёта корабля с Луны? Съёмки сделаны камерой установленной на луноходе и управляемой с Земли.
Кажущиеся ускоренными движения космонавтов объясняются ещё проще. Из-за ограничений приёмопередающей техники, телевизионная передача велась с частотой 10 кадров в секунду, а не 25. При просмотре с частотой 25 кадров без коррекции, движения воспринимаются ускоренно, как фильмы Чаплина.
О посадке на Луну. Так как существует опасность повреждения посадочного аппарата реактивной струёй, двигатель отключается на высоте 1,7 метра, при касании поверхности специальных штырей. Вертикальная составляющая скорости 0,9 метра в сек.
Почему не видна струя от двигателя, взлетающего с Луны модуля. Да потому, что она невидима. Струя видна, когда в ней есть светящиеся сильно разогретые частицы — углерод, металлы. Если нет частиц — она и не видна. Двигатель работал на аэрозине-50 и азотном тетроксиде.
О своеобразности передвижения по Луне (по полётам "Аполлонов — 11 и 12") рассказал Нейл Армстронг на XIII сессии Международного комитета по космическим исследованиям (КОСПАР), которая состоялась 20-29 мая 1970 года в Ленинграде. Предоставим слово ему:
"Мы прильнули к иллюминатору. Пыль, поднятая двигателем, сразу осела — видимость стала хорошей. Мы прилунились на отлогой равнине, изъеденной кратерами. Самый большой из них имел диаметр 15 м, самый маленький — только 2 см. Горизонт неровный. Склоны больших кратеров создавали впечатление, что вдали множество пологих холмов. Грунт (в пределах видимости, т. е. в радиусе двух метров от нас) представлялся песчаным с обломками пород. Угловатой или слегка сглаженной формы обломки сверху прикрыты песком. Лунная поверхность в момент прилунения была ярко освещена. Казалось, что это не лунный грунт, а песчаная поверхность пустыни в знойный день. Но если взглянуть еще и на черное небо, то можно вообразить, что находишься на усыпанной песком спортивной площадке ночью, под ослепительными лучами прожекторов. Ни звезд, ни планет, за исключением Земли, не было видно.
Как мы реагировали на лунное притяжение? Соблюдать равновесие было нетрудно, но подниматься на носки, как это мы делали на Земле в экспериментах, имитирующих лунное притяжение, не хотелось. Вообще, ощущение притяжения на Луне приятнее, чем земное и даже приятнее состояния невесомости.
Освещенность и цвет. Солнце во время нашего пребывания на Луне поднималось над горизонтом от 10,5 до 22°, а во время пребывания лунной кабины "Аполлона-12" — от 5,2 до 21,1°. Все наблюдения за освещением и светом были ограничены этими условиями. В среднем, уровень освещения оказался очень высоким (как в безоблачный день на Земле). Тени были густыми, но не черными. Солнечный свет отражался от склонов лунных кратеров и видимость становилась хорошей. Своеобразные фотометрические свойства Луны известны давно. Существовало опасение, что в определенный момент наши глаза, ослепленные Солнцем, ничего не смогут увидеть, поэтому траектория снижения лунной кабины была рассчитана так, чтобы в точке прилунения солнечные лучи не мешали космонавтам.
Цвет едва заметен или не обнаруживается вообще. При незначительной высоте Солнца над горизонтом различать цвета практически невозможно. Когда Солнце поднимается над горизонтом до 10°, начинают появляться коричневые и бурые оттенки. В общем, исследованный нами район по освещенности может сравниться с пустыней, а его цвет напоминает цвет сухого цемента или песчаного пляжа. При выходе из кабины мы неожиданно обнаружили, что обломки пород и частицы лунного грунта имеют темно-серый или угольно-серый цвет.
Лунная топография. Отчетливо выраженная неровность лунной поверхности усугублялась тем, что скрадывалось расстояние до удаленных форм рельефа. Неровности создавали такое же впечатление, какое бывает у человека, плывущего по сильно взволнованному морю. Край Западного кратера, находящегося приблизительно в 400 м к востоку от нас, не был виден, хотя его вал, как мы предполагали во время снижения лунной кабины, достигал высоты 25 м.
Земля. Во время полета "Аполлона-11" Земля находилась приблизительно в 30° к западу от зенита. Она казалась выпуклой и очень яркой. Преобладали два цвета: синий — океанов и белый — облаков. Однако легко можно было различить и серо-коричневый цвет континентов. Угловой диаметр Земли при наблюдении с Луны в 4 раза больше, чем у Луны, наблюдаемой с Земли.
Защитное оборудование. Основные детали одежды космонавтов защищают организм от вакуума, термических воздействий и от микрометеоритов. Ранцевая система состоит из аппаратуры связи, вентиляции и аппаратуры для регулирования температуры и давления. Эта система подает 100%-ный кислород при рабочем давлении 0,2625 атм.
Подвижность человека на поверхности луны. У космонавта, облаченного в скафандр и снабженного ранцем, центр тяжести перемещается вверх и несколько назад. Чтобы не потерять равновесие, он наклоняется вперед. На поворотах его движения несколько замедлены. Это объясняется слабым сцеплением подошв обуви с лунным грунтом, Однако привычной скорости поворота можно легко добиться. Переход из состояния покоя в состояние движения тоже заметно медленнее, чем на Земле. Чтобы двигаться быстрее, нужно сделать три или четыре шага с небольшим ускорением или сильно наклониться вперед и энергично оттолкнуться, набрав нужную скорость с первого шага. Оба эти способа удовлетворительны, но обычно использовался первый из них. Были испробованы три способа движения вперед: хождение, подскоки при ходьбе и бег вприпрыжку. Хождение использовалось для обычных операций около лунной кабины и для переноски грузов. Скорость хождения не превышала полуметра в секунду. При больших скоростях космонавт, делая шаг, как бы взлетал вверх. При беге вприпрыжку он обеими ногами одновременно отталкивался от поверхности. Последний способ оказался наиболее эффективным при передвижении на большие расстояния, так как достигалась скорость 1-1,5 м/сек, а на отдельных участках до 2,0 м/сек. Много времени уходило на то, чтобы выбрать наилучший путь на неровной поверхности. Скачки похожи на бег вприпрыжку, но при скачках на Луне, в отличие от бега, ноги двигаются довольно медленно. Создается ощущение медленного бега. Бег, каким мы его знаем на Земле, на Луне воспроизвести невозможно. Остановиться во время ходьбы сразу нельзя, можно только после одного или двух шагов, во время скачков — после трех или четырех скачков. Шаги в сторону затруднены ограниченной подвижностью скафандра. Конечно, в условиях лунного притяжения хочется прыгать вверх. Свободные прыжки с сохранением контроля за движением возможны до одного метра. Прыжки на большую высоту часто заканчивались падением. Наибольшая высота прыжка составляла два метра, т. е. до третьей ступени лестницы лунной кабины. В этом случае космонавту удалось сохранить равновесие только потому, что он сумел схватиться за лестницу руками.
Обычно при нарушении равновесия падение можно предотвратить простым поворотом и шагом в ту сторону, куда падаешь. Если упадешь лицом вниз, можно легко подняться без посторонней помощи. При падении на спину нужно приложить больше усилий, чтобы подняться самостоятельно. Конечно, с помощью другого космонавта встать на ноги проще всего. Скорость передвижения и стабильное положение в известной степени зависят от самой природы лунной поверхности. Хотя грунт и кажется мягким, след углублялся обычно менее чем на 1 см. Частицы грунта малы и легко прилипали к скафандру и обуви. Следы были намного глубже (5 см) на валу и в донной части кратера, диаметр которого составлял 5 м. Один из космонавтов, ступив на покрытый пылью плоский кусок породы, поскользнулся. Но, в общем, устойчивость вполне достаточная. Крутизна склонов кратера 12-20°, где был обнаружен "Сервейер", не вызывала никаких трудностей для экипажа лунной кабины "Аполлона-12".
Работа на поверхности луны. Космонавт переносил оборудование для экспериментов, которое на Земле весит 74,3 кг (на Луне 12,4 кг). Дополнительный груз в некоторых случаях оказывался даже полезным, так как с увеличением веса усиливалась сила трения и создавалась большая устойчивость. В лунную кабину мы доставляли оборудование, используя тягу. Этот процесс на Луне значительно отличается от того, что мы привыкли делать в земных условиях. На Луне следует прилагать сравнительно небольшие усилия, хотя большой наклон тела может вызывать частые падения. Эффективность работы на поверхности Луны значительно снижается тем, что в скафандре трудно нагибаться, так как невозможно согнуть скафандр в торсе или шее. При попытке нагнуться создается впечатление, будто спина и шея находятся в гипсовом корсете. Чтобы поднять какой-нибудь предмет, нужно потратить много труда и времени".
К этому надо добавить, что на Земле космонавты тренировались на специальных стендах, где имитировался и лунный грунт и лунная гравитация. Они тренировались спускаться из лунной кабины и подниматься в неё, ходить по поверхности, фотографировать, работать в условиях лунной освещённости и тяжести. Ориентироваться по звёздам.
Высадившись на Луне, американцы установили на поверхности десятки приборов. Установленные сейсмографы регистрировали передвижения космонавтов.
В середине же 70-х годов американцы привозили части своей лунной ракеты в Москву. В выставочном комплексе парка Сокольники любой мог увидеть гигантские двигатели первой ступени тягой по 680 тонн и посадочный лунный модуль. Сопло этого двигателя (F-1, первой ступени Saturn-V) огромно, а в камеру сгорания через критическое сечение мог пролезть взрослый человек.
Вы пробовали держать корову в салоне "Жигулей"? По-моему, она туда не войдёт, как двери не открывай: хоть наружу, хоть вовнутрь. Следовательно, ездить в "Жигулях" по Москве невозможно!
Никто и никогда даже не пытался засунуть "луноход" в кабину космонавтов. Он размещался в специальном отсеке посадочной лунной ступени, остающейся на Луне, а не взлётной, где находится кабина космонавтов. В сидениях предусмотрены углубления для ранцев. В первой серии полётов, серии Н, "Аполлон-11,12,13,14" "луноход" вообще не использовался, и появился только на кораблях серии J: "Аполлон-15", "Аполлон-16" и "Аполлон-17".
Не надо думать, что техника тех лет была какой-то архаичной. В то время были спроектированы, изготовлены, испытаны практически все мыслимые типы ракетных двигателей: жидкостные, гибридные, твёрдотопливные, электрореактивные, ионные, плазменные, фотонные, ядерные. Американский ядерный двигатель "Нерва", прошедший испытания на полигоне в Неваде, должен был устанавливаться на третьей ступени ракеты "Сатурн-5" для полётов по программе создания лунных баз. Аналогичный двигатель был и у нас, и прошёл испытания на казахстанском полигоне.
Схема полёта на Луну тщательно выбиралась и просчитывалась. Был вариант сборки корабля на околоземной орбите с помощью нескольких запусков относительно небольших, уже имеющихся ракетоносителей Saturn-1B, но тогда не имелось опыта стыковок на орбите, и от этого варианта отказались. Другой вариант предполагал прямой полёт с посадкой на Луну и стартом с неё, но для этого пришлось бы построить ракету массой на старте свыше пяти (!) тысяч тонн (проект ракеты "Нова"). Вероятно, этот вариант просчитывают оппоненты. Окончательно был выбран вариант посадки двух космонавтов с окололунной орбиты, со стыковками на околоземной и окололунной орбитах.
Конструктором ракеты был Вернер Фон Браун. Ракетно-космический комплекс Ароllо/Saturn-V, включает КК Ароllо и ракету-носитель Saturn-V с массой на старте 2900 тонн, тягой двигателей 3500 тонн и высотой 110 метров, состоит из восьми основных модулей: трех ступеней ракеты-носителя— S-1C, S-II и S-IVB, приборного отсека, трех отсеков КК и системы аварийного спасения.
КК Ароllо состоит из трех отсеков: командного, служебного отсеков и лунного корабля. В свою очередь лунный корабль состоит из двух ступеней — посадочной и взлетной. Вес КК Ароllо — 45 тонн для серии Н и 47 тонн серии J.
Наш проект Н1. На околоземную орбиту высотой 200 км выводился полезный груз массой 90-93 тонны (Сатурн-5 выводил до 140 тонн) — на первой ступени 30 двигателей тягой по 150 т.
Высота ракеты вместе с ЛЗ — 105,3 метра. Стартовая масса — 2820 тонн. Система ЛЗ состоит из разгонных ракетных блоков "Г" и "Д", ЛОКа (лунный орбитальный корабль и ракетный блок "И"), ЛК (лунный корабль и ракетный блок "Е") и системы аварийного спасения. ЛОК состоит из спускаемого на Землю аппарата и бытового отсека, на котором расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатом системы стыковки, приборно-агрегатного отсека и энергетического отсека, в котором размещается ракетный блок "И" и ЭХГ — электрохимический генератор системы электропитания на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек ЛОКа одновременно служит шлюзовой камерой при переходе космонавта через открытый космос в лунный корабль перед спуском на Луну и при возвращении. ЛК состоит из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации и агрегатом стыковки приборного отсека, лунного посадочного устройства и ракетного блока "Е". Управление посадкой впервые в отечественной практике ведется с помощью БЦВМ и частично дублируется ручной системой, которая позволяет космонавту совершать ограниченный маневр для выбора места посадки (15-20 сек, вместо 2 мин у американцев).
Надо отметить, что это был вариант посадки на Луну одного космонавта.
Полёт американцев на Луну проходил в ажиотажной атмосфере гонки — кто первый. Для тех, кто серьёзно хочет разобраться в том, как это происходило, рекомендуем прочитать воспоминания патриарха нашей космонавтики, ближайшего сподвижника Сергея Павловича Королёва, Бориса Евсеевича Чертока "Ракеты и люди. Лунная гонка".
Американцы просили на время полёта их корабля на Луну воздержаться от лунных запусков, но с космодрома Байконур 15 июля 1969 года был произведён запуск ракеты с аппаратом, являющимся частью нашей лунной системы, которому дали название "Луна-15" с задачей доставки на Землю пробы лунного грунта. Счёт шёл на часы и минуты, и если бы "Луна-15" драматически не разбилась при посадке на Луну, столкнувшись с лунной горой, успех американцев был бы очень неполный.
Нам достоверно были известны все действия американцев, вплоть до чертежей их ракет. Полёт шёл под контролем наших служб, получающих телеметрическую информацию. Подделать данные телеметрии сложнее, чем отпечатки пальцев, а точнее — невозможно. Телеметрия — это одновременная передача тысяч показаний различных датчиков и приборов, некоторые передают изменения параметров с частотой до тысячных долей секунды. На них отражается непредсказуемое изменение внешних условий, часть из которых не изучена досконально до сих пор. Например, лунные масконы вызывают "проседание" на десятки метров аппаратов, движущихся по окололунным орбитам.
Американцы выбрали политику открытости информации. Это было возможно тем более, что NASA не занималось разработкой военных ракет, в отличии от наших КБ, где в одну куча были свалены и военные и гражданские разработки. Полёт на Луну был в 1961 году объявлен президентом Кеннеди национальной программой, у нас это была лишь одна из двух десятков программ. Нам надо было ликвидировать 20-ти кратное отставание от США в ракетах с ядерным зарядом. США нисколько не скрывали своих планов нанесения по нашей стране ядерных ударов. Публиковался даже список ста городов по которым удар будет нанесён в первую очередь. Мы и сейчас видим, как они ведут себя в международных делах, так, что сомневаться в их намерениях не приходилось. Мы проиграли лунную гонку, и этому есть много причин, но предотвратили серьёзную опасность миру.
Подготовку к полётам, старты ракет, неудачи американцы открыто демонстрировали. 27 февраля 1967 г. в ходе наземных испытаний основного блока (№ 012) КК Ароllo, предназначенного для первого запуска с экипажем, произошла катастрофа: при имитации предстартовой подготовки, запуска и первых 3 часов полета с участием основного экипажа в составе: В. Гриссом, Э. Уайт и Р, Чаффи в кабине командного отсека возник пожар, и через несколько секунд космонавты погибли. В период испытаний кабина была заполнена атмосферой чистого кислорода под давлением около 1,1 ат; пожар возник примерно за 10 мин до окончания испытаний. Полёт на Луну задержался на год.
До полёта на Луну были осуществлены десять испытательных пусков КК "Аполлон", в результате которых были проверены и отлажены все системы корабля, проведены необходимые доработки. Полёты "Аполлонов" -7,8,9,10 были пилотируемые.
С КК и поверхности Луны велись прямые телетрансляции. На старте в "Аполлон-11" в условиях штормовой погоды ударила молния. При посадке лунного корабля, из-за неполадок в радиолокаторах, пять раз срабатывала аварийная сигнализация, но посадка не была прервана. В результате корабль отклонился от выбранного места посадки, и Н.Армстронгу пришлось, маневрируя вручную, перелетать в последние секунды полёта кратер, заполненный камнями размером в несколько метров каждый.
Космонавты "Аполлона-12" доставили на Землю некоторые части от "Сервейера-3", пробывшего на Луне почти два с половиной года. В частности: образцы алюминиевых труб, закупоренную алюминиевую трубку с земными микроорганизмами, которая находилась на борту "Сервейера-3", кусок стеклянной облицовки, обрывки проводов, скребок механической лопаты и телевизионную камеру.
Оказалось также, что на Луне окраска космических аппаратов приобретает другой оттенок, алюминий легко режется, провода становятся хрупкими, а синтетический материал растрескивается. Физические свойства стекла, видимо сохраняются. По словам Конрада и Бина, цвет лунного покрова меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей.
Тяжёлая авария при полёте "Аполлона-13". Космонавтов удалось вернуть живыми на Землю. Это вызвало восхищение наших конструкторов, и больше, чем что-либо другое убедило в надёжности американского космического аппарата.
Экипажем "Аполлона-15" на месте посадки оставлена пластина с именами советских и американских космонавтов, отдавших жизнь делу покорения космоса. Перед пластиной установлена фигурка, изображающая погибшего космонавта.
Программа "Аполлон" была сокращена, полёты под номерами 18, 19 и 20 не состоялись. Президент Никсон решил, что более приоритетной является программа "Space Shuttle" — космический челнок, многоразовая транспортно-космическая система.
Ни один лунный посадочный модуль не разбился на испытаниях. Но, вот, аппарат для отработки техники посадки на Луну, тренажёр для космонавтов (LLTV-Lunar Langing Training Vehicle) терпел аварию и не один раз, а дважды. Первый раз 8 декабря 1968 г. на военно-воздушной базе Эллингтон (шт. Техас) потерпел аварию аппарат для отработки техники посадки на Луну, пилотировавший аппарат летчик Джозеф Альгранти успел покинуть LLTV и не пострадал. Единственным космонавтом, полностью выполнившим программу тренировочных полетов для отработки техники посадки на Луну, был Нейл Армстронг — командир корабля Ароllо-11. Считается, что он лучше других космонавтов NASA овладел техникой пилотирования аппаратом LLTV, хотя и ему 6 мая 1969 г. пришлось спасаться на парашюте, когда другой летный образец LLTV потерял устойчивость и начал падать на Землю. Все остальные тренировки космонавтов происходили на третьем, модернизированном летающем стенде успешно.
Провокацией надо считать критику разного рода художественных коллажей, как якобы реально полученных с Луны снимков. Осенью 1969 г. в США была выпущена мемориальная почтовая марка "Первый человек на Луне", изображающая выход Н.Армстронга на лунную поверхность 21 июля 1969 г. Справа над лунным горизонтом, на высоте около 1,5° художник поместил Землю. Однако изображенное на этой марке положение Земли на лунном небе — всего лишь вольность художника. В месте прилунения 21 июля 1969 г. Земля имела угловую высоту 73,5° и, следовательно, не могла находиться так низко над лунным горизонтом, как это изображено на марках США, Польши, Бутана и некоторых других стран.
Вопрос о лунном грунте. Это просто песня "Товарищи учёные", там есть слова: "собак ножами режете, а это бандитизм". Стал бы геохимофоб министром, всё было бы по-другому. После работы на овощной базе, вымыв лабораторную посуду, перебрав пару мешков крупы, сделав, разгильдяи, десять тысяч лабораторных анализов, учёные могли бы попить кофе и сходить на бал. Прогресс был бы неодержимый. Но, к сожалению, проведение анализов материалов, отправляемых в плавильную печь — рутинная операция. Такая же, как загрузка шихты, работа крановщика, которому тяжелее работать, чем в заводской лаборатории. Определение состава шихты не имеет никакого отношения к науке. Так же, как химический анализ топлива перед заправкой самолёта, не имеет никакого отношения к проектированию летательных аппаратов или к происхождению нефти.
Кто-то, глядя на Луну, пишет стихи, кто-то просто воет, а вот учёный человек обратил внимание на то, что метеоритные кратеры расположены на ней неоднородно. Значит, делает вывод учёный, поверхность Луны не образовалась сразу, а были этапы её расплавления. Следовательно, и грунт должен быть различным. Так ещё сотни лет назад зарождалась наука планетология.
Изучать Луну методами анализа шихты — то же самое, что изучать биологию животных по анализам, проводимым тысячами на мясокомбинатах!
Результаты исследований лунного грунта не держались в секрете, достаточно зайти в библиотеку, как для начала делают все исследователи. Посмотрите журналы "Природа", "Геохимия", "Советская геология", "Металлург", "Земля и вселенная", "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Мурзилка", сборники "Наука", "Металлургия", научно-популярный фильм "Здравствуй, лунный камень!". Огромное количество публикаций — статьи, книги. В исследованиях принимали участие сотни человек. Исследования проводились в МГУ, НИИТП, УПИ (Свердловск), в Ленинграде, ГДР, Венгрии, Чехословакии. Исследовался не только химический состав. Были произведены минералогические, петрологические, микроскопические, биологические, оптические, механические, теплофизические, электрофизические исследования. Лабораторные исследования показывают, что реголит легко держит вертикальную стенку высотой около 2 см, а при свободном насыпании имеет угол естественного откоса около 45° — значительно больший, чем обычные земные породы в сухом состоянии. Высокая слипаемость реголита Моря Дождей проявляется, прежде всего, в характере следов "Лунохода" — очень четких, с углами откоса >50°. При развороте "Лунохода" на месте материал реголита сгребается в насыпи высотой до 20-30 см с крутыми стенками. Наши "Луна-16" и "Луна-20" доставили колонки грунта глубиной 30 см, при полёте "Аполлона-11" — 20 см, "Аполлона-12" — 30 см, при следующих полётах — до 2,7 метра. Наиболее характерным признаком отличия земных пород от лунных оказалось отношение Калия-40 к Урану-238. Для Луны это 1200-4000, а для Земли 10 000-12 000. Кроме того, на лунных поверхностных породах имеются уникальные следы микрометеоритов. Изготовить их невозможно. Говорить о подтасовке данных исследований невозможно, потому, что были обнаружены новые, ранее не известные свойства.
Обмен лунным грунтом. "13 апреля Президиум Академии наук СССР посетили представители Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА). Состоялась передача образцов лунного грунта из числа доставленных на Землю советской автоматической станцией "Луна-20". Одновременно советским ученым был передан образец лунного грунта, полученного экипажем американского корабля "Аполлон-15".
Обмен совершен в соответствии с соглашением между Академией наук СССР и НАСА, подписанным в январе 1971 г. "Правда", 14 апреля 1972 г."
Что не нравится планетологу-любителю в научных терминах? Конечно, они не берутся из толковых словарей, а имеют свою собственную историю происхождения. А слова: сдвойникованы, пижониты, денудация. Кстати, денудация это всего лишь совокупность процессов разрушения горных пород и переноса продуктов разрушения.
Металлургу-планетологу надо сходить в поликлинику, сдать какие-нибудь анализы и при встречах с оппонентами требовать предъявления аналогичных бумажек, и, в случае расхождения результатов, сразу бить в морду. Спор будет иметь ясную основу и результат сразу налицо.
Уже после проигранной лунной гонки в СССР была создана уникальная ракета 21-го века — "Энергия" с непревзойдёнными кислородно-керосиновыми и кислородно-водородными двигателями. Она могла выводить на орбиту Земли массы до 200 тонн. и предназначалась для создания на околоземной орбите обитаемых станций с десятками, сотнями жителей, создания лунных баз, полёта на Марс и создания там обитаемой базы.
Для Горбачёва и его приспешников победы в космосе, да ещё такие ошеломляющие, были не только не нужны, но и опасны. Народ, осуществивший полёты на Луну и Марс невозможно втянуть в разрушительные преобразования под названием "перестройка". Невозможно подвергнуть такую страну, получившую мировое признание и уважение, унизительной процедуре сдачи всех позиций на международной арене, подлому предательству всех друзей и союзников! Именно поэтому, хотя уже был готов тяжёлый межпланетный корабль ТМК и полёт на Луну можно было осуществить уже через несколько месяцев после запуска "Бурана", Горбачёв запретил этот полёт. И сделал это, как и всё, что он делал, подло. Несмотря на прекращение финансирования работ по программе "Энергия", никаких официальных документов по поводу завершения работ подписано не было.
Кому же и зачем понадобилось поднимать эту "лунную" тему? Сейчас реально стоит только один вопрос, кто будет вторым на Луне, мы или китайцы? К нашему национальному унижению ответ один — китайцы. При нынешнем руководстве страной у нас нет шансов. Шумиха направлена на одно — скрыть существующее положение дел. У нас уже нет космонавтики. Не наши, а американские автоматические станции облетели все планеты солнечной системы. Разрушены предприятия, создававшие межпланетные станции. У нас нет пилотируемой космонавтики, нам лишь разрешается дважды в год слетать на МКС. У нас уже нет ни одного (!) метеорологического спутника. Во времена СССР их находилось на орбите Земли свыше трёх десятков одновременно! Мы были второй, вместе с США, страной, имеющей систему космического мониторинга.
Надо создавать общества поддержки межпланетных полётов, бороться более отчаянно, чем боролись за наш "Мир"!
1.0x