| | | | |
Андрей Фефелов
А БЫЛ ЛИ САВИК?
Паровозиком уходят в небытие культовые политические программы НТВ. Новое руководство канала в лице добродеевского птенца Владимира Кулистикова фактически отказалось от самостоятельных авторских проектов — таких, как "Свобода слова", "Личный вклад", "Красная стрела"… Даже разухабистая информационная программа "Страна и мир" оказалась неформатной в контексте новой концепции канала.
Что ж, сбылась мечта "патриота"… Теперь можно констатировать: НТВ как феномен российского эфира перестало существовать. Гадкий утенок отечественной киноиндустрии не превратился ни в белого лебедя, ни в гуся лапчатого, но вернулся в союз братских телеканалов, ныне похожих друг на друга, как две капли воды. Кислотные выплески "электронной Хазарии" времен Гусинского, фрондерские эскапады Парфенова и Шустера, язвительные ремарки ведущего Осокина — всё это в прошлом… На смену идут причесанные мальчики, с неуместной бравадой рапортующие о жизни страны.
Сорт этих мальчиков, выведенный в секретных лабораториях Ясенева, стремительно заполонил собой все федеральные каналы. В этом стратегия и выбор власти. Ущербность, уязвимость такого выбора очень скоро даст о себе знать.
Пошляки из стана "отвергнутых либералов" станут настаивать на том, что при Путине идет процесс советизации телевидения. Но телевидение времен СССР было по своей сути фундаменталистским и тотально политизированным. Путинское ТВ семимильными шагами уходит от политики. Народу предстоит круглые сутки хлебать кисель сериально-развлекательных передач. Ток-шоу про разводы, разнообразные лотереи и викторины, криминал-страшилки, а в промежутках — стерильные проборы молодых и веселых новостных дикторов, с плутоватым видом произносящих отредактированные тексты. Такова общая для всех каналов схема. Программы "Сельский час" и "Отзовитесь, горнисты!" не появятся в сетке путинизированного вещания. "Тоталитаризм" нового типа замешан на "Большой стирке" и на "Поле Чудес"…
Выспренный Познер, истеричный Сванидзе, самонадеянный Кучер, рефлексирующий Парфенов, изображающий из себя сноба Герасимов,— все они не вписываются в развлекательно-добродетельную концепцию эфира, разработанную для России.
Индивидуальность, напряженность, острота и политическая актуальность уходят с ТВ, ослабляя его ударную силу. Очевидно, власть просто боится играть в телевизионные игры, и по сути неспособна демонстрировать изощренные подходы в информационной политике. Монополизированный властью мощнейший инструмент управления, коим является телевидение, стремительно упрощается. Упрощение всех форм управления вообще характерно для путинской поры. В подобной примитивизации кто-то может узреть бродящий по России "призрак централизма", но, похоже, во всем этом присутствует отчетливый колониальный душок… Политическая полемика и "свобода слова" не уместны в бананово-нефтяной республике. Жизнь вокруг нефтяной трубы должна быть организована ясно, понятно и просто…
Когда вслед за "зачисткой" НТВ вытащат из эфира такого клеща, как Сванидзе, "сольют" явно засидевшегося в "академиках", десять раз выпотрошенного и высушенного Познера,— именно тогда начнутся разговоры о смене идеологической парадигмы власти. Евгения Альбац и Алла Гербер начнут заламывать руки, посыпать голову пеплом, оплакивая жертв "информационного холокоста", вещая о наступлении эпохи национал-социализма, а патриотическая аудитория захлопает радостно в ладоши… Однако вскоре выяснится, что идеологически нейтральная (попросту безыдейная) власть не собирается предлагать ничего взамен.
Для того, чтобы оторвать от кобыльих сосцов Александра Глебовича Невзорова, запретить Пушкову рассказывать в конце аналитической передачи про жизнь астероидов и гуманоидов, привлечь к эфиру опасного, как обоюдоострая бритва, коммуниста Доренко, путинской администрации надобно иметь какую-ту более-менее осмысленную и крупную задачу, некий социальный проект. То есть модель развития. Таковая, надо признать, у Кремля отсутствует полностью. Колониальное прозябание требует провинциального телевидения с ведущими-стрикулистами.
Всё это симптоматично и закономерно. А Шустера, между тем, жалко. Маленький и грустный, он в прошлую пятницу попрощался с телезрителями. Согласившись стать руководителем департамента документальных фильмов НТВ, полюбившийся народу Савик похоронил себя как ведущий. Теперь ему предстоит пыльное, безвестное существование в недрах громоздкого и запутанного административного аппарата компании. Благо, документальное кино в России лет пятнадцать как не снимается.
1.0x