Авторский блог Редакция Завтра 00:00 7 июля 2004

ЛАТЫШСКИЙ СТРЕЛОК

| | | | |
ЛАТЫШСКИЙ СТРЕЛОК
На прошлой неделе я в составе межфракционного депутатского объединения "Авиация и космонавтика" выезжал в подмосковный Жуковский, в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). То, что я увидел и услышал там, просто не укладывается в голове.
До сих пор ЦАГИ остается крупнейшим в мире научным авиационным центром. На территории 140 гектар находятся десятки аэродинамических труб и другого сложнейшего оборудования, необходимого для проектирования и сертифицирования самолетов. Еще 15 лет назад ЦАГИ работал в три смены, очередь на продувку самолета в трубе конструкторским бюро приходилось занимать за три месяца!
Сегодня эти трубы используются на 5%. Уникальное, подчас не имеющее аналогов в мире оборудование простаивает, ржавеет, устаревает. Коллектив ЦАГИ трудится почти исключительно над тем, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось. Даже в этом им, видимо, еще предстоит поломать голову: полгода назад уже ставился вопрос о том, чтобы отобрать у ЦАГИ их традиционную охрану в виде подразделений Внутренних Войск — пусть, мол, нанимают частников! А сегодня перед ЦАГИ встала другая напасть: по новому Земельному кодексу налог на землю со 140 гектар окончательно похоронит это уникальное предприятие — банкротство неминуемо.
То, что происходит сегодня с отечественным авиастроением, я прямо называю умышленным уничтожением.
Авиазаводы выпускают устаревающие "Су" и "МиГи" только на экспорт. Для Российской армии потребность составляет сотни самолетов в год — но ежегодно на вооружение поступает не более двух-трех единиц новой техники. В авиационном полку времен СССР из 30 самолетов наличие более 4 неисправных машин считалось уже отставанием; за это летели погоны. Сегодня, если на полк найдется пара-тройка исправных самолетов, уже хорошо.
Но если военному авиапрому могут иногда подкинуть денег — когда Путин в очередной раз побывает на показухе и задумает полетать над страной на "Сушке", — то гражданскому авиастроению, видимо, уже ничто не поможет.
В Союзе была гигантская корпорация "Аэрофлот". Ее в свое время расчленили на 400 компаний — дабы "избавиться от монополии и повысить конкуренцию". В результате цены на билеты продолжают расти, объемы внутренних перевозок резко снизились из-за нерентабельности, малая авиация с областными маршрутами потеряна "как класс". И ни у одной из четырехсот компаний попросту нет денег на закупку новых самолетов. Государство дает максимум пару процентов от необходимых средств, объясняя это "либеральными ценностями". Правда, почему-то в наилиберальнейшей Европе тот же "Эйрбас" на 65% финансируется из госбюджетов.
При таком подходе нищим авиакомпаниям, конечно, выгоднее купить по дешевке, за миллион долларов двадцатилетний "Боинг", чем потратить 30 миллионов на новый "Ту". Как результат — всё более частые авиакатастрофы и полный завал отечественного авиапрома.
В ЦАГИ мы, депутаты объединения, услышали, по сути приговор отечественному авиастроению: еще 3-4 года "остаточного финансирования" — и мы потеряем русскую авиацию навсегда. Вспомним пример Германии. После войны она всего лишь 5 лет не занималась авиастроением — и до сих пор не в силах наверстать упущенное.
Что же нам нужно для возвращения в небо? Деньги? Да, они, конечно, нужны. Чтобы поднять на ноги все гражданское авиастроение России требуется 1 миллиард долларов — одна стодвадцатая нынешнего золотого запаса страны. Но гораздо важнее денег — политическая воля руководства государства. Необходимо не просто раздобыть деньги, но и в целом отказаться от сырьевой модели развития экономики России, отдать предпочтение высоким технологиям и промышленному производству. Но пока что денег нет, нефть и газ правят бал, технологии теряются, а государственная воля озабочена иными вещами.
Сегодня воля эта склонна скорее потратить 400 миллионов долларов на реконструкцию президентской резиденции в Стрельне, чем дать хоть рубль на русский самолет. Да и прочим "боярам да купцам" гораздо приятнее скупать футбольные клубы, яйца Фаберже или, как джиннам, сносить и строить дворцы в центре столицы.
Чему удивляться, если в итоге путинской административной реформы за весь авиапром, в союзные времена располагавший собственным министерством, во фрадковском правительстве отвечает аж целое управление внутри Федерального агентства по промышленности в рамках Министерства промышленности и энергетики!
Многие представляют себе ситуацию так: да, сегодня все плохо, но надо потерпеть немножко, появятся деньги и все вернется на круги своя. Увы, не вернется! За 12 лет в одном только авиастроении Россия потеряла около 150 технологий! По одной за месяц. Казалось бы пустяк: авиационный клей. Для его производства нужен компонент, который добывался в Армении. Но сегодня его уже не добывают: заказов из России нет. В самой России компонент не найден: зачем искать его, когда можно искать нефть? В результате люди уходят, производства закрываются, технология теряется. И вот уже скоро выпуск современных собственных самолетов в России станет невозможен.
Видимо, недалек уже тот день, когда русские школьники в ответ на вопрос, что означают слова "Ил", "Ту," "Як", "Су" или "МиГ", будут удивленно пожимать плечами и переспрашивать в недоумении: "Китайские иероглифы?".
…После встречи, очень расстроенный услышанным и увиденным, я вышел через проходную ЦАГИ и рядом на газоне увидел шикарный рекламный щит "Единой России", установленный, как говорят, на деньги и при содействии института. На выборах в Госдуму в декабре 2003 г. и выборах Президента России в марте этого года большинство жителей города Жуковского, в том числе и сотрудники ЦАГИ, отдали свои голоса за "Единую Россию" и Путина. Интересно, почему всё то, о чем они с болью говорили на встрече с депутатами депутатского объединения "Авиация и космонавтика", не приходило им в голову, когда они опускали в урну бюллетени за тех, кто целенаправленно уничтожает отечественную авиацию? Действительно, умом Россию не понять…
Виктор Алкснис
1.0x