Авторский блог Редакция Завтра 00:00 23 июня 2004

АПОСТРОФ

| | | | |
АПОСТРОФ
Ги Дебор "Общество Спектакля". М.: "ЛОГОС", 2004. 2-е изд. — 184 с.
Ги-Эрнест Дебор (1931-1994) — "последний марксист в истории человечества" — создал интересную теорию о сущности современного общества, которое он назвал "обществом спектакля". Согласно этой теории бытия мы живём в эпоху театрализации всех аспектов жизни, превращения того, что мы привыкли считать объективной реальностью и нашей жизнью как таковой (как общества в целом, так и всех отдельных индивидуумов) в непрерывный, грандиозный спектакль, шоу без начала, антрактов и конца. Книга Дебора "Общество Спектакля" вышла в 1967 году, а в 1968 году случились знаменитые студенческие волнения во Франции — последняя попытка стихийной "культурной революции" в Европе прошлого века. Данная работа Дебора очень важна для понимания сути того, с чем мы боремся. Театрализация общественных и личных отношений происходит в силу того, что "спектакль есть одновременно и результат, и проект существующего способа производства." Капиталистический способ производства характеризуется отчуждением труда, когда наёмный работник, продавая свой труд, производит за деньги товар из сырья, которое ему не принадлежит, а прибавочную стоимость, образованную в результате труда работника, получает третье лицо — капиталист. Отчуждение есть разделение неделимого, которое порождает спектакль, так как является по сути процессом принятия ролей (образования товара — основной цели) средства способа производства.
Основа общества спектакля есть СМИ, которые информацией, манипуляциями и пропагандой создают сам спектакль, где "индивидам предстоит разыгрывать собственную жизнь по правилам, предписанным историческими силами, на службе у которых они состоят." Спектакль самовоспроизводит и продуцирует себя, довлеет надо всем и полностью заполоняет всё физическое и интеллектуальное пространство собою: "Спектакль — это непрерывная речь, которую современный строй ведет о самом себе, его хвалебный монолог. Это автопортрет власти в эпоху ее тоталитарного управления условиями существования."
Выход из порочного круга заключается в том, чтобы каждому индивиду овладеть средствами производства информации — основного инструмента общества спектакля. Каждый может получать, обрабатывать и публиковать любую информацию посредством интернета и персональных новостных сайтов-блогов. В будущем блоггеры самоорганизуются и будут способны противостоять медийным провокациям властей, а значит получать и передавать объективную информацию. Каждый блоггер будет лично владеть информацией, а посредством блогосферы (сообществом и совокупностью всех блогов) информация будет обобществляться и все равно будут вступать во владение ею, тем самым будет преодолено отчуждение. "Спектакль — это перманентная опиумная война, ведущаяся с целью добиться принятия тождества благ с товарами, а удовлетворения — с порогом выживания, возрастающим согласно собственным законам. Но если потребляемое выживание есть то, что всегда должно возрастать, так это потому, что оно постоянно содержит в себе лишение. Если нет ничего по ту сторону возрастающего по стоимости выживания, никакой точки, где бы оно могла прекратить свой рост, то это именно потому, что оно не является потусторонней по отношению к лишению, потому что оно и есть это, только ставшее еще более дорогим, лишение." Именно поэтому никогда невозможно пресыщение потреблением, потребление — бесконечно и безразмерно. Его много, но его недостаточно. Его хочется ещё. "Спектакль навязывает нам псевдоблага, которые мы должны вожделеть", иначе мы будем признаны ненормальными, ибо тот, кто отказыватся от своей роли в спектакле, есть пария, отверженный.
Дебор интерпретирует также и современное политическое устройство мира и вскрывает в нём элементы спектакля. По Дебору демократия есть самый грандиозный спектакль из всех возможных существующих политических устройств: "представительство народа (парламент) есть спектакль". При этом Дебор имеет свой взгляд на события всех прошедших революций и аналогично показывает спектакль как в капиталистическом обществе, так и в существовавших социалистических странах, при этом акцентируя случаи злоупотреблений и тоталитаризма: Дебор пишет, что при государственном капитализме тоталитарная бюрократия становится фактическим собственником средств производства, эксплуататором и конечным бенефициаром всей системы производства.
Как же уничтожить спектакль? Насилие, беспорядки — это слишком просто и неправильно, потому что это будет направлено на следствия, а не на причины спектакля. Главное — побороть спектакль в себе, освободить своё желание. Я предлагаю многоступенчатую систему ненасильственной борьбы со спектаклем в себе. Откажитесь от кино. Лучше прочитайте книги, по которым ставят фильмы, они в 100 раз исторически аккуратней и интересней (например, фильм "Троя" против "Илиады" Гомера). Затем отказ от всего остального, что составляет общество спектакля: газеты, журналы, ТВ, радио. Эти действия направлены на освобождение желания, которое находится в данный момент в плену заблуждений. Спектакля, самого опасного и не выявленного заблуждения человечества.
Ярослав Греков
1.0x