Авторский блог Редакция Завтра 00:00 26 мая 2004

ЗАМЕТКИ ЗОИЛА

| | | | |
№22(549)
25-05-2004
ЗАМЕТКИ ЗОИЛА
Итак, Валентин Распутин отказывается от участия в "Национальном бестселлере".
Его полное право, так же, как было право у организаторов премии включить его повесть в список выдвигаемых на премию. Павел Басинский из "Литературки" может торжествовать: его страшный сон не сбудется, и Курицыну не придется соперничать с Распутиным. Компания постмодернистов останется в нетронутой чистоте. Остается надеяться только на Веру Галактионову.
Но надо ли воспринимать как страшный сон любую экспансию "почвенников" за пределы Союза писателей России? Рядом с заметкой Басинского, на той же полосе в статье "Выездные и невыездные", сообщается невесёлая новость, что на Варшавскую книжную ярмарку, так же, как и на предыдущую, Франкфуртскую, едут из России одни лишь либералы из ПЕН-клуба, "представители так называемого постмодернизма и вокруг". И "Литературка" вопрошает: а где Распутин, Белов, Есин? Они остаются в своём русском гетто, в резервации почвенничества. Басинский должен быть доволен: "Нельзя впрячь в телегу коня и трепетную… лань". Что делать, согласно логике Басинского, патриотам и почвенникам среди либералов и постмодернистов? И то, что Государственную премию, наконец-то, получил Василий Белов, должно неприятно поразить Басинского и других пуристов. В какую компанию Кушнеров и Битовых затесался наш "почвенник"?
Я-то с наивным простодушием полагаю, что в России везде должна царствовать русская литература, и чем больше побед и премий получат наши "почвенники", тем лучше. Писатель сам вправе отказаться от любой премии, никто его за это не осудит.
Но ограничивать выдвижение писателей-реалистов лишь Солженицынской премией ("Это опрятно", — пишет Басинский), ограждать писателя какими-то красными флажками, указывать, где ему печататься и на какую премию выдвигаться — это значит заведомо зауживать влияние писателя на общество, указывать ему какое-то строго локальное место. Так в своё время первосвященники проклинали Христа, нарушавшего их строгие правила, творившего чудеса в субботу. "Распни его, распни…" — кричали они.
До каких пор мы будем распинать? Для одних патриотов этим самым "трагическим кордебалетом", а не опрятной акцией, стало присуждение Распутину той самой Солженицынской премии. Ни Валентин Сорокин, ни Владимир Бушин не поймут, о какой "опрятности" пишет Басинский. Неужто о премии, созданной на деньги ЦРУ?
Басинскому не по нутру разность знаков писателей, как так — Распутин, Пелевин и Курицын в одном флаконе. И сам же совсем недавно, будучи председателем жюри премии Аполлона Григорьева, привел к лауреатству того же Виктора Пелевина. Чудеса да и только. Кстати, говоря о знаковости, замечу, что и знаковость любимицы папы Римского поэтессы Ольги Седаковой и того же Валентина Распутина, двух лауреатов Солженицынской премии, не менее противоположна. Но, судя по Басинскому, опрятна.
Так что же и кто же определяет опрятность в литературе? По— моему, лишь текст самого писателя и более ничего. Любая победа на любом форуме, на любой премии представителей стержневой русской литературы становится победой и всех читателей, всего народа. И не будем называть это "козырем" в игре. Я любую русскую победу не склонен считать игрой. Я вообще не игровой человек.
В игры, уважаемый Павел Басинский, играют лишь постмодернисты. Если для вас все литературные премии — это игра, поздравляю с переходом в лагерь постмодернистов.
Тем более, что по моим сведениям, у повести Валентина Распутина были большие шансы победить в "Национальном бестселлере". Не случайно так огорчался его выходом в шорт-лист Виктор Топоров.
Тем более, в отличие от чисто либеральной премии Аполлона Григорьева, присуждаемой вненациональной (если не сказать ещё откровеннее — внерусской), откровенно групповой Академией российской словесности, в премии "Национальный бестселлер" каждый год принимают участие на разных этапах, номинируют и номинируются десятки ведущих национальных русских писателей: от Юрия Бондарева и Станислава Куняева до Леонида Бородина и Вячеслава Дёгтева. Я был бы рад, если бы вслед за Александром Прохановым новым лауреатом премии стал Валентин Распутин. Жаль, не получилось.
Пусть Басинский объяснит, как соединить в один ряд лауреатов президентской премии Жванецкого и Распутина. Я лично считаю, никого соединять в литературе не надо. Ни коня, ни трепетную лань. Каждый занимает своё место, какие бы одинаковые знаки отличия ни получали люди разных взглядов, разной эстетики и разного уровня дарования. Не все лауреаты Нобелевской премии равны друг другу по таланту, ну и что? И почему Солженицын не отказался от получения премии, ранее присуждённой Шолохову?
Я последовательный противник теории русской резервации, русской катакомбной литературы, республики Русь. Не надо раньше времени уходить в глухую оборону. Не надо ограничивать свои ряды отобранными по каким-то таинственным признакам православными писателями. Кто более православен: Владимир Бондаренко или, к примеру, Владимир Крупин, ведомо лишь небесам. Я по крайней мере не призываю наш нищий русский народ "затягивать ремни потуже", как призвал недавно в "Литературке" тот же Крупин, ради того, чтобы нынешнему путинскому режиму было легче жить, чтобы Греф праздновал свою свадьбу по-царски в Петергофе. Если для него православие президента служит индульгенцией всех его жестоких деяний, вплоть до скорой отмены льгот ветеранам, то напомню литературному коллеге и брату по вере, что и Березовский давненько уже крестился в православной церкви, да и Владимир Вольфович крещён в ту же веру, что и Владимир Владимирович. Сама по себе вера, или видимость её, никак не могут служить оправданием общественных деяний.
Тем более в литературе православность явно не определяема. Постоянное зацикливание ряда наших литераторов на теме христианства отнюдь не делает их произведения выдающимися. И сколь часто ни посещал бы церковь Валерий Хатюшин, поэтом уровня Юрия Кузнецова он никогда не станет. Я наивно и простодушно считаю, что вся русская национальная литература или православна, или на пути к Православию, в поисках Его. Пути Господни неисповедимы, и как бы нам, подобно еврейским первосвященникам, не распять новых праведников, огульно осуждая все новые явления в литературе. В литературе всё определяет лишь талант. А в таланте заключена и вера, и разум, и добро, и надежда. Всё-таки я согласен с нашим светлым гением Александром Пушкиным: Гений и злодейство несовместимы. Да и без веры великих произведений не бывает.
А в предстоящем "Национальном бестселлере" теперь пожелаю удачи и счастья Вере Галактионовой и её острову Буяну.
Владимир Бондаренко
1.0x