Авторский блог Редакция Завтра 00:00 26 мая 2004

УСТЮГ ВЕЛИКИЙ

| | | | |
№22(549)
25-05-2004
Александр Брежнев
УСТЮГ ВЕЛИКИЙ (Русская глубинка)
Город встретил вокзалом. Довольно чистое и современное сооружение с белыми стенами, выполненное в индустриально-модернистском ключе. Сюда раз в два дня привозят два отцепленных вагона на каком-то древнем дизеле. На площади вокзала таксисты разительно отличаются от, скажем, московских. Не хватают за руку, не "наезжают" словесно, в общем не навязывают услуги. Правда, и остаются без клиентов — все немногочисленные пассажиры двух вагонов грузятся в автобус, которого как раз хватает, чтоб всех отвезти в город.
В городе довольно пыльные узкие улочки. Небогато одетый народ. Кто-то слоняется без дела, кто-то явно спешит по работе. Улицы, включая и центральные, — не шире двух полос. Самая шумная — набережная. Здесь постоянно толпится народ: что-то обсуждают, знакомятся, пьют пиво, громко смеются.
Еще в поезде меня предупредили, что великоустюжские мужики "немного тормозные". И вправду, в автобусе я не смог добиться от какого-то местного мужчины ответа, где мне выходить, чтоб попасть к местной администрации. Ситуацию спасла только женщина, указавшая путь. Но уже в городе миф о "тормозности" быстро развеялся. Здесь полно молодых, довольно шустрых и сметливых парней. Да и вообще, патриархальность Великого Устюга скорее только кажущаяся. Ночью, по выходным, здесь царит оживление. Тусовки молодых кружатся возле дискотек. "Продвинутые базары", сидя на корточках и стоя по тротуарам. Довольно "прогрессивный прикид" у парней и девчонок. Хотя сильно волосатых мальчишек не видать, в основном все коротко острижены под "бокс". На дискотеке играет та же музыка, что и в Москве, даже есть какие-то потуги клуба на постановку света. Здесь почти вообще не видно кавказцев или выходцев из Средней Азии, поскольку делать им здесь абсолютно нечего. Поэтому повсюду только русские лица.
Однажды я наблюдал провинциальную дискотеку в одной мордовской деревне. Там в центре зала танцевали только девушки — парни стояли по стенам, сжимая в руках ножи, кастеты, отвертки и прочее. Стоило одному парню выпить больше нормы и начать танцевать с девушками, немедленно начинались резня и мордобой, к которому подключались менты, так же ютившиеся у стены клуба. Примерно того же ожидал и здесь, но напрасно. Совершенно цивилизованные формы общения, все либерально, спокойно… Хотя, выходя из клуба, все же увидел парня с расквашенным носом…
Город стремится стать туристическим центром, поэтому здесь есть относительно, по провинциальным меркам, неплохие гостиницы. Доброе, основательное обслуживание. Москвича приятно удивят цены и при оплате гостиницы, бани и обеда в кафе.
СТРАННАЯ СУДЬБА История города тесно переплетена с историей всей России. Однако переплетение это странное. Чем быстрее и сильнее развивалась страна, тем в больший упадок погружался Великий Устюг. Город — ровесник Москве и Вологде. Официально считается, что основан он в 1147-м году. Хотя селился русский народ здесь и раньше. Мирно уживались с тогдашними хозяевами этой земли — финно-угорскими племенами. В местных названиях до сих пор сохранилась память о финнах. Большинство рек зовутся по-фински: Шиленьга, Марденьга, Ерга и прочие. "Га" означало воду. Чуть-чуть финского сохранилось и в самом названии города. Река Юг, в устье которого был построен Устюг, до прихода русских называлась "Юга", потом уже это название переиначили на русский лад. Поначалу город и окрестные владения подчинялись владимирским князьям, но быстро стал обретать фактическую независимость. В подчинении то Новгородской, то Владимиро-Суздальской власти он был весьма формально.
Развивался город очень бурно. Двигателем развития была активная и успешная торговля. В Великом Устюге пересекались торговые пути из Руси во весь мир. Наивысшего расцвета город достиг в XVI и XVII веках. Для отсеченной от всех морей Москвы Устюг был единственными торговыми воротами. Через Устюг по рекам купцы отправлялись в Архангельск, а потом через Белое море в Европу. Через Устюг шли караваны на восток — на Урал, в Сибирь, Дальний Восток и Китай. Здесь же пролегал путь на север за пушниной и на юг, в ханства и царства Повольжья, Каспия и Черного моря. Торговля в Устюге была настолько бурной, что город преображался на глазах. Деревянные дома сменялись белокаменными, улицы мостили камнем, строили в великом множестве храмы и церкви, развивались уникальные ремесла.
В те времена больше половины самых богатых людей Руси жили в Великом Устюге. Многие из них были богаче московских царей. Иван Грозный присвоил Устюгу торжественное звание "Великий".
Здесь в роскошных особняках располагались "офисы" самых могучих и богатых торгово-промышленных компаний. Отсюда руководили торговлей, а, по сути, подменяя царей, управляли громадными территориями, куда большими, чем те, на которые распространялась власть царя. Весь Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Именно устюжские купцы и исследователи осваивали все эти территории, первыми налаживали отношения с Китаем, даже определяли с Китаем государственную границу. До сих пор мы помним имена этих великих устюжан: Семен Дежнев, Владимир Атласов, Ерофей Хабаров, Василий Шилов, исследовавший Алеутские острова. Устюжанин Михаил Булдаков стал директором знаменитой Российско-Американской компании, это он отправлял и снаряжал первую нашу кругосветную экспедицию во главе с Иваном Крузенштерном.
В общем был Великий Устюг своеобразным центром мира. Но всему приходит конец. Повернулся круг истории. Началось все с того, что в результате Северной войны Петр Первый захватил побережье Балтики и основал Петербург. Этот город сильно потеснил в торговле устюжан. С Европой стали торговать напрямую через Балтийское море, а не через обходной северный путь. Потом Россия вышла и к Черному морю. Выход к морям ознаменовал угасание торговли по рекам. Единственное, что сохраняло вес Устюга, — торговля с восточными странами и освоение наших восточных владениям. Но технический прогресс и здесь нанес удар по старинному городу. В XIX веке был построен Транссиб, построен далеко от Устюга. Товары с запада на восток и обратно потянулись бесконечными эшелонами по железной дороге. Быстро, много и надежно.
С появлением Транссиба в считанные годы Великий Устюг стал пустеть. Население убывало, город чах, все богатеи разъехались, кто в Питер, кто в Москву. Шумная торговля утихла. Город быстро превратился в провинциальный, уездный город — тихий, спокойный, каким он и остается до сих пор.
СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ В наследство от эпохи расцвета устюжанам остались уникальные ремесла, которые и сейчас делают Великий Устюг знаменитым на весь мир. Главное и самое знаменитое ремесло — "Северная чернь". Это прекраснейшие, ценимые во всем мире ювелирные изделия из серебра. Когда берешь в руки какое-нибудь маленькое колечко или громадный серебряный самовар, сделанные в Устюге, понимаешь, насколько это тонкая работа. Невозможно оторвать взгляд, всматриваешься — и тонешь в глубине рисунка, тончайших линиях, замысловатых узорах.
Начали ковать серебро в Устюге еще в средние века. Спрос на устюжское узорочье был громадным. Недорогие, по сравнению с золотом или драгоценными камнями, они были настоящими произведениями искусства.
К началу XX века в городе было до трехсот мастеров, творивших "Северную чернь". Каждый из них имел свою уникальную манеру и свои секреты. Секреты мастерства хранились в строжайшей тайне, благодаря чему они до сих пор никому за пределами Устюга неизвестны. Тайну ремесла мастер передавал только сыну или единственному ученику.
Революция чуть не привела этот промысел к катастрофе. Мастера разбежались: кто-то погиб, кто-то уехал из России. Промысел прекратился на многие годы, и, возможно, исчез бы навсегда, но был возрожден в 1933-м году. Ходит легенда, не известно насколько правдивая, об этом возрождении. Устюжане говорят, что как-то в руки Сталина попали изделия " Северной черни". Правитель был так поражен и восхищен, что сильно озаботился, почему это производство прекратилось. Приказал чекистам искать по всему СССР оставшихся мастеров. Кого-то находили на другом конце страны, кого-то вызволяли из лагерей. Сталин приказал снабдить мастеров всем, что они потребуют, но построить в Великом Устюге артель, которую так и назвали "Северная чернь". Некоторые мастера отказывались раскрывать свой секрет и так и унесли его с собой в могилу. Но другие страшно любили свое ремесло и обрадовались, что стосковавшиеся по красивой работе руки смогут снова взяться за свое дело. Артель возглавил мастер Михаил Чирков.
Сегодня это целый завод, большой и современный, на котором работает много народу, который составляет немалую часть местного бюджета. Но до сих пор секрет "Северной черни" является коммерческой, производственной, чуть ли не государственной тайной. Этот секрет не известен никому за пределами завода.
Каждое утро сюда приходят на работу сотни людей. В просторных цехах по-современному оборудованные рабочие места, компьютеризированная система управления. Тем не менее, сами изделия продолжают выходить из-под рук мастеров. Нет конвейера, все делается вручную и один раз. Каждая сережка или поднос уникальны. Это не фабричная вещь, а произведение искусства. Сохранилось и средневековое разделение труда. Мужчины создают формы, а женщины наносят на серебре узоры, у каждой из них он неповторим.
Сначала на серебрянную форму наносится рисунок — тонкие замысловатые линии. Параллельно готовится чернь. В готовом виде она выглядит, как темно-серый камень, который легко крошится в порошок. Смоченный, он наносится на поверхность награвированного рисунка. После этого изделие отправляется в огонь горна. Там намертво соединяются чернь и серебро. Потом снова вступают в дело человеческие руки. Счищают избыточную чернь, пока узор не проступит снова. Потом могут позолотить, до зеркального блеска отшлифовать. Вот весь процесс производства, если не считать маленьких, но главных секретов, которые вам не расскажет никто.
Сейчас завод выпускает больше семисот наименований изделий в год. Это ювелирные украшения, предметы столовой сервировки и религиозного культа. Поднос, который я держу в руках, не хочется отдавать — смотришь в глубину рисунка, думаешь о великих предках, основавших Великий Устюг, которые освоили пол-Евразии, да еще и основали такие удивительные ремесла.
ХРИСТИАНСТВО И ИДОЛЫ Другое наследство от золотых веков Великого Устюга — десятки прекраснейших храмов, монастырей, соборы. Ходить по Великому Устюгу, все равно что разгуливать по архитектурной исторической выставке. Храмы расположены компактно, впритирку друг с дружкой. На набережной реки Сухоны просто выстроились в ряд. Этот собор построен в начале XIII века, этот — в конце XIV. Основная же часть строилась в семнадцатом и восемнадцатом веках. В этих соборах и храмах купцы замаливали свои грехи и молились о своей купеческой удаче, о человеческом счастье.
На набережной белые стены храмов и собора выходят вплотную к реке. У одной из стен лежит большой камень, каких полно вдоль рек. Однако этот начищен до блеска. Это камень святого Прокопия. Прокопий — местный святой. В свое время он рос в богатой семье, но потом решил отказаться от всего своего богатства. Бросил все и пошел юродствовать. На этом камне он сидел часами и молился за город и за всю Русь. Однажды своими молитвами и призывами к горожанам молиться вместе с ним он спас Устюг от камнепада. Настоящий каменный дождь прошел на другой стороне реки. Если верить этой легенде, можно сесть на этот камень и загадать желание — оно непременно сбудется.
Наряду с тем, что Устюг христианский центр, в последние годы он стал еще и столицей древнейшего языческого культа России. Здесь обосновался Дед Мороз. Это узаконенная, запатентованная родина Деда Мороза, который обзавелся здесь собственной вотчиной — большими владениями недалеко от города. Вряд ли газету "Завтра" читают маленькие дети. А взрослые, надеюсь, не будут им это пересказывать.
Согласно слухам, в 98-м году в Устюг приезжал московский мэр Лужков. Местные жаловались на безденежье. Лужков и посоветовал им запатентовать себя, как родину Деда Мороза. Раньше до такого никто не мог додуматься. За идею ухватились, быстро зарегистрировались в федеральных органах власти. Лужков помогал, особенно тем, что стал приглашать в Москву именно Устюжского Мороза, как самого главного и настоящего. Отныне все остальные деды морозы по всей стране не имеют законного статуса. Идея сработала, в Устюг потянулись туристы с детьми. Появились деньги, чтобы оборудовать целый заповедник в лесу возле города, который и стал Дедовой вотчиной.
Вотчина разбросана по лесу довольно широко. Все здания выполнены из дерева — срубы в старорусской традиции. Здесь и гостиница, и бары-рестораны, и детские площадки, и маленький зоопарк с животными, характерными для русского севера. Здесь и огромный сруб, являющийся главной резиденцией Мороза, где он как бы живет и работает.
Сейчас для туристов не сезон, поэтому главный российский Дед Мороз может расслабиться. Мне показывают на парня лет тридцати, коротко стриженного, в камуфляжных штанах и в майке. Это Андрей, который и является главным Дедом Морозом. Сейчас он курит на троне, болтает с какой-то девушкой. Оказалось, Дед Мороз вовсе не хозяин среди всего этого великолепия, платит ему руководство компании всего шесть тысяч рублей в месяц, и является он всего лишь служащим громадной конторы, которая вся вместе и является Дедом Морозом. Даже за пиво в "собственном" баре ему приходится платить из своего кармана. При этом дед разлучен со своей Снегурочкой. Устюжане, когда патентовали Деда Мороза, не подумали сразу присвоить себе и всех остальных новогодних персонажей. Соседи же, проникшись новогодней идеей, быстро за нее уцепились. Теперь вотчина Снегурочки далеко от Великого Устюга.
При этом открывшаяся реальность совершенно не разрушает детские мечты. Оказывается, Дед Мороз действительно помогает детям. Целый офис в центре города разбирает детские письма к Деду Морозу. На большинство высылают ответы, так что писать стоит. Эти письма со всей России хорошо показывают, какая трудная и беспросветная в стране жизнь. Дети зачастую обращаются с недетскими проблемами. Все реже просят игрушки, все чаще просят самые насущные вещи. Кому-то нужны ботинки — не в чем ходить в школу, кому-то курточка. Это здесь называют социальными письмами, и стараются на них отвечать, и высылать в подарок на Новый год эти самые ботинки, а также недорогие игрушки, которые, может, будут единственной игрушкой у ребенка в жизни. Бывают письма от детей богатых родителей. Эти просят дорогие игрушки, а иногда технику. Такие письма чаще всего отсылают их же родителям, чтоб те знали, что купить к празднику своим чадам. Но главное, почта Мороза старается всегда отвечать на детские письма, дабы утвердить их веру в чудо, в хорошее и доброе.
Бывают и необычные просьбы. Недавно пришло письмо из одной деревни. Мужики просят Деда Мороза провести в деревню газ, потому что просить этого от власти уже устали. Во власти разуверились, а в Деда Мороза еще верят.
1.0x