| | | | |
№19(546)
05-05-2004
Александр Брежнев
ПАВОДОК
Великий Устюг — особенное место на картах МЧС. Прекрасный средневековый город каждую весну становится головной болью местной и региональной власти. Наводнение здесь происходит ежегодно, с точностью хороших механических часов.
В конце марта — начале апреля жители готовятся к самому худшему, запасаясь лодками и резиновыми сапогами.
Особенность Устюга в том, что он расположен в месте слияния двух крупных рек в одну большую — Северную Двину. При этом обе впадающие реки очень своенравны и необычны. Про реку Сухону местные жители говорят, что она с "норовом". Полтысячи километров, на которые вытянулась Сухона, богата перекатами и порогами. Самым опасным считаются пороги Опоки в семидесяти километрах вверх по реке от Устюга. Порог растягивается почти на километр в длину, а река делает крутой изгиб, при этом сильно разгоняясь, так что падение воды на пороге видно на глаз. Еще особенностью Сухоны является ее манера в период половодья в районе устья поворачиваться вспять. Ученые объясняют обратный ток воды в Сухоне тем, что у нее в нижнем течении уклон русла резко увеличивается. Такой профиль реки называют "сбросовым". Прибавьте к этому сильную извилистость рек. При этом река Юг впадает в Сухону против течения, или, как говорят в народе, "не по пути". Когда идет лед по Сухоне, Юг запирает, как пробкой. В общем в старину, когда судохозяева и судорабочие выходили на своих кораблях на реку, усиленно крестились и ставили в храмах свечки.
В итоге Великий Устюг просто окружен реками, которые когда-то, являясь важными торговыми путями, сделали этот город великим, а сейчас каждую весну сулят неприятности. С ужасом вспоминают устюжане страшное наводнение шесть лет назад, тогда город буквально чуть не смыло.
Проблема наводнений — вообще больная тема для всей Вологодской области. Каждую весну подтапливает то деревню, то целый район. В этом году все это было предотвращено. По этой причине область и ее губернатора В.Е.Позгалева ставят в пример. К сезону паводков 2004 года область готовилась усиленно. Укреплялись дамбы, углублялись, где надо, русла рек, на все про все было потрачено много денег из областного бюджета. Меры были приняты такие, что руководство Вологодской области было твердо уверено: в целом по региону наводнений и подтоплений населенных пунктов не будет, за исключением района Великого Устюга. Здесь, в связи с географическим положением города и района, трудно что бы то ни было предпринять, чтоб избавиться от угрозы наводнения. Поэтому все силы Вологодской области в период паводков были брошены в Великий Устюг. В самом Устюге была проведена мобилизация, как будто он готовился к войне. От всех предприятий была мобилизована техника, отряды спасателей-добровольцев. Во всех организациях даже провели смотр плавсредств — все подготовили лодки и катера. По первому приказу штаба ГОЧС все эти силы должны были начать работу. Подключились и военные, были подготовлены два штурмовика Су-24, несколько боевых вертолетов. Если бы ситуация стала критической, ледовые заторы пришлось бы бомбить боевой авиацией. Командовать работами по предотвращению наводнения прилетел в Устюг сам руководитель главного управления ГОЧС Вологодской области генерал МЧС Василий Екимовский.
Под временный оперативный штаб ГОЧС местная администрация выделила отдельный кабинет, телефоны и компьютеры. Кабинет — узкий и длинный пенал, четыре стола, шкаф, чайник, который беспрестанно включен, — здесь любят горячий кофе. Какого-то открытого напряжения и волнения не видать, играют в шахматы, постоянно звонит телефон. На семьдесят километров от устья Двины и вверх по Сухоне и Югу вытянулись посты ГОЧС, которые постоянно замеряют глубины воды, толщину льда и наблюдают сам ход льдов. Каждую минуту по телефону в штаб приходит доклад с какого-нибудь поста. Данные заносятся на карту и в компьютер. Сейчас главное известие, которого ждут, когда двинется на Сухоне лед. Когда пойдет лед, надо будет взрывать ледовые заторы, чтоб дать пройти большой воде.
Параллельно обсуждается будущий матч ЦСКА — “Локомотив”, в штабе собрались болельщики армейцев. Собирались обязательно посмотреть матч по телевизору. Но Сухона "пошла" именно к вечеру.
Все вместе идем на набережную, которая от администрации метрах в двухстах. Только вышли на улицу — ударил в уши необычный звук. Как будто ползет и шипит какая-то огромная змея. Ровный бесконечный шорох. Это и есть ледоход.
Вблизи на набережной вместо шороха слышны настоящий треск и грохот. Зрелище завораживает. Громадные и совсем маленькие куски хаотично сталкиваются, с хрустом ломаются. Воды не видно совсем. Река выглядит громадной белой полосой, изрытой кратерами и разломами, как поверхность луны. Сравнить можно с большой автомобильной пробкой в центре Москвы, если б все машины были покрашены в белый цвет.
Ледоход означает, что наводнение может произойти совсем скоро, но сам ледоход, как праздник. Вечером устюжане высыпали толпами на берег Сухоны смотреть и слушать, как идет лед. Стоя на берегу, устюжане пьют пиво, целуются, обсуждают проблемы, заводятся знакомства, и все это под грохот и треск льда, под заполошный крик сотен чаек. Привычный за зиму мир чаек рушится на глазах, меняется сама среда обитания, и чайки стаями носятся над льдинами, перекрикиваясь между собой. Не зная языка чаек, можно подумать, что все они рыдают и плачут над уходящей зимой. Стоя на крутом берегу Великого Устюга, проникаешься в этот момент пониманием могучей силы стихии. Сколько тонн льда двинулось в путь. Угрюмо грохоча, лед прокладывает себе путь на север, не зная на этом пути преград. Ледоход похож на двинувшееся в путь войско, подчиненное единому замыслу — покинуть места, где набирает силу весна, и прибыть на север, где по-прежнему холодно и лютый мороз. Вся эта масса движется мимо набережной Великого Устюга, где застыли белоснежные, как льдины, храмы и соборы постройки XVI-XVII веков.
Тронувшийся в северный путь лед неминуемо застревает в пойме Двины, что и создают угрозу наводнения. По-простому если понимать, задача служб ГОЧС состоит сейчас в том, чтобы пробить ледяные заторы, таким образом дать возможность пройти воде по руслу, а не в обход через города и села. Генерал отрывается от зрелища ледохода и идет к машине — серому уазику. Надо ехать на аэродром, где готов к вылету маленький вертолет Ми-2.
На вертолете генерал будет облетать Сухону, Юг и Двину с разведкой. Надо выявить, где образуются ледяные заторы, чтобы их можно было "бомбить".
Пока идет разведка, население еще и еще раз инструктируют, как себя вести в случае наводнения. Меры по самоспасению здесь известны даже детям, сказывается богатый опыт многих поколений. К концу марта рекомендуется узнать место расположения эвакуационных пунктов, для чего стоит позвонить в ГОЧС, заранее продумать план и удобный маршрут следования до этого эвакопункта. Желательно застраховать движимое и недвижимое имущество от подтопления и нанесения ущерба в случае паводка. По возможности, переселить в безопасные районы детей, стариков и инвалидов. С традиционно подтапливаемых местах убрать стройматериалы, удобрения, дрова и горючее. Обзавестись собственной лодкой, которую закрепить так, чтобы не смыло водой.
При угрозе наводнения будет по всем СМИ передан сигнал для населения. По этому сигналу устюжане отключают дома газ, воду и свет, гасят огонь в печках. Переносят на верхние этажи или чердаки наиболее ценные вещи и продукты. Готовят заранее теплую удобную одежду, резиновые сапоги, одеяла и белье. Надо подготовить трехдневный запас еды, воды и медикаментов. Паспорт и другие документы завернуть в непромокаемый пакет.
Когда наводнение уже фактически началось, а вы находитесь еще дома, а не на эвакопункте, советуют забить фанерой или досками окна и двери на первом этаже. В крайнем случае перебраться на возвышенность, запастись любыми предметами, которые могут помочь удержаться на воде, — бочками, автомобильными камерами, бревнами. Можно использовать и обломки забора, пластиковые бутылки, набитые в мешок или под одежду. Со всем этим добром выбираться на возвышенность или крышу и махать красным флагом, чтоб заметили спасатели. Красным флагом может служить хотя бы красная майка или штаны, привязанные к палке.
Все это указано в специальной памятке для населения, которую положили в почтовый ящик каждому. Большинство семей, особенно в деревнях, заранее подготовили свои "ноевы ковчеги", надраив до блеска лодки, сложив туда продукты. Хотя пошевелились, конечно, не все. Как только пошел лед, отсекло одну из деревень, превратив ее в остров. Из этой деревни сразу позвонили в район, просили доставить вертолетом хлеб и другие продукты, оказалось, единственный запас в местном магазине был из водки — на неделю вперед. Такие нерадивые отвлекают в самый ответственный момент силы ГОЧС. Не говоря уже о том, что вылет вертолета, — это очень дорогое удовольствие для небогатой области.
Полет Ми-2 с разведкой дал результаты: обнаружены четыре мощных ледовых затора. Надо "бомбить". Мы едем на аэродром. Там на маленьком летном поле четыре вертолета. Один из них — белоснежный Ми-8 с эмблемами МЧС. В него пока загружают взрывчатку. Экипаж и мы пока перекуриваем, взрывники возятся с "бомбами". "Бомбы" — большие, как у челноков, сумки, в каждой сумке по семьдесят килограмм взрывчатки. Таких сумок на вертолет загрузили семь штук, к каждой подсоединен шнур в белой изоляции, такой шнур не гаснет под водой. Когда уже пошли садиться в вертолет, замглавы администрации по ГОЧС Сергей Боб неожиданно обратился ко мне с просьбой дать ему посмотреть паспорт и удостоверение. "Пойми, у нас на борту полтонны взрывчатки, вдруг ты какой-нибудь шахид". Когда все формальности с проверкой документов были проделаны, я поднялся на борт. Сидений в салоне не было, были два больших красных бака, мы расположились у иллюминаторов, кто на корточках, кто, присев на подручные предметы. Летать на вертолете хорошо тем, что можно открывать окна и курить в окно. Здесь, правда, курить не рекомендовали, кивнув на мешки с "бомбами", также попросили не наступать на белые шнуры. Сумки были разложены прямо на металлическом полу вдоль всего салона. Взлетаем, идем на север, туда, где белеют Двина и ледовые заторы. Над местом затора сделали пару кругов. Вертолет зависает на высоте метров семь над ледовой пробкой, слегка кренясь на левый борт. Взрывники открывают дверь, держась за борта, смотрят вниз — целятся, в это время один поджигает фитиль одной из сумок, какое-то время ждут. Я поежился, представив, что может рвануть прямо на борту — лопасти разнесло бы на сотни метров в разные стороны. Наконец, бросают сумку в воду, в расселину между громадными льдинами. Вертолет круто берет вверх и с креном уходит от места "бомбардировки". В окно, даже сквозь рев пропеллера, слышен громкий взрыв. Затор пробит, пошла подвижка льда. Летим к месту другого затора, там то же самое — зависли, подожгли фитиль, бросили. И так по семи точкам. Под конец вертолет садится на берегу. Мы вышли посмотреть на плоды трудов. Лед идет, заторов больше нет. Покурили, обсудили, где примерно ждать возникновения следующих заторов. Теперь график работы ясен. Каждое утро в шесть часов, и вечером тоже в шесть, на Ми-2 будет проводиться генералом облет акватории рек, после каждого такого вылета готовиться взрывникам, чтоб летать на подрыв заторов. То есть в среднем придется класть в лед до тонны взрывчатки каждый день. Если что-то пойдет не по плану и природа сыграет с людьми какую-нибудь злую шутку, придется бомбить больше, может, даже привлекать штурмовую авиацию.
Но сегодня обстановка благостная. Удары достигли цели, лед идет по Сухоне свободно и беспрепятственно. Единственная плохая новость по радио — ЦСКА слили "Локо" 0-1. Начальник поисково-спасательной службы Александр Горбовский рассказывает о работе своей службы. Паводковый период, когда город готовится к наводнениям, составляет лишь малую по времени часть года. В остальное время спасателям тоже часто приходится помогать горожанам выйти из непростых ситуаций. Чаще всего беспокоят с просьбой о деблокировке дверей. За прошлый год таких дверей было 110 — горожане захлопывают дверь, уходя из дома, а ключи теряют или забывают. Спасатель должен ломать потом дверь. Печальная обязанность спасателей — вырезать из покореженных автомобилей трупы после ДТП. Великий Устюг, конечно, не Москва, но автомобильные аварии случаются, тем не менее, очень часто. Любят у нас садиться за руль навеселе. Число аварий на дорогах района неуклонно растет.
Бывают и экзотические вызовы. К примеру, одна молодая устюжанка ушла из дома по делам, оставив дочь-школьницу с ровесницей вдвоем дома. Девчонки стали играть в прятки, и одна из них спряталась в стиральной машине. В скрюченном состоянии ребенок просидел полдня, пока не вернулась мать и не вызвала спасателей. Им пришлось аккуратно разобрать стиральную машину, чтоб извлечь перепуганного ребенка.
Пару лет назад позвонили устюжане, к которым ночью настойчиво билась в окно полярная сова, чем пугала жителей дома. В конце января бдительные прохожие позвонили и сообщили, что на крыше двухэтажного дома как-то оказалась собака. Как она забралась туда, неизвестно, но спуститься самостоятельно она не могла — пришлось ее выручать спасателям. Случаи с животными вообще не редкость.
Все помнят, как во двор кожно-венерического диспансера забрела лиса. Врачи просили спасателей как-то ее прогнать, хорошо, что лиса оказалась домашней и легко далась в руки людям, после чего отправилась домой к хозяевам.
Спасать приходится и объекты культуры города. Какие-то варвары забили единственный на всю область фонтанирующий источник, когда-то бивший струей на семь метров в высоту. Спасателям пришлось спасать этот источник и чистить его.
Кадрового дефицита в поисково-спасательной службе почти нет, сюда идут работать с большой охотой. Хотя при этом зарплаты у спасателей не ахти какие. В среднем шесть тысяч рублей в месяц. Тем не менее, молодежь и зрелые мужики идут на эту работу. Просто не видят себя в другом качестве, кроме как спасателями. Хотят помогать людям в чрезвычайных ситуациях, приходить на помощь.
Но, как говорит Горбовский, важнее предотвратить чрезвычайную ситуацию, не позволить людям попасть в беду. Этим и занимаются сейчас все силы ГОЧС в Великом Устюге, предотвращая потоп.
Сидим в штабе, играем в шахматы, внимательно слушая доклады с постов, — пока все идет нормально, каждый день дважды вылетает вертолет "бомбить" заторы, и вроде лед идет нормально. В это время по радио сообщают новости из Кемеровской области и из Хакасии. Наводнение, человеческие жертвы, большой материальный ущерб… Телевизор показывает смытые деревни, погибший скот. Растерянные люди сидят на крышах, в лодках. Надеемся, что у нас в Великом Устюге этого не произойдет.
В таком режиме ГОЧС работает несколько суток. Постоянно два сотрудника дежурят на телефонах, "ведут" ситуацию круглосуточно, дежурят и ночью. Каждый день — вылеты на разведку и "бомбежку". Ближе к выходным напряжение в штабе спадает. Становится ясно, что стихия побеждена. Громадная работа спасателей увенчалась успехом. Лед прошел, заторов нет, большая вода пройдет по руслу. А значит, устюжанам не придется махать красными тряпками с крыш домов, дожидаясь вертолета или амфибии.
Наконец, во вторник генерал Екимовский с полной уверенностью сказал, что наводнения в Великом Устюге НЕ БУДЕТ!
Группа из Вологды засобиралась домой. С облегчением вздохнули и спасатели, и летчики, и взрывники.
Но с самым большим облегчением, конечно, вздохнули сами устюжане.
Беда миновала и можно жить спокойной жизнью, не думая о возможности потопа, по крайней мере, еще целый год.
Наводнение стало еще одной большой бедой для всей России. Ежегодно при паводках гибнут десятки россиян, тысячи и тысячи людей лишаются имущества. Смываются весенней водой целые деревни и городки. Каждую весну мы видим по телевизору растерянных беспомощных людей, попавших в зону наводнения. В этом году в ходе наводнений опять погибли люди, опять постигла катастрофа многие регионы.
Небольшая справка с сайта МЧС покажет, насколько вообще страна готова к наводнениям.
Состояние гидротехнических сооружений (ГТС). В зонах превышения среднемноголетних уровней весеннего половодья наибольшее количество бесхозных ГТС находится в Смоленской (221 ед., 70% от общего количества ГТС на территории субъекта), Калужской (102 ед, 33%), Ленинградской (41, 2%) и Саратовской (30, 9%) областях, а также в Красноярском крае (25 ед.,13%).
В зонах превышения среднемноголетних уровней весеннего половодья наибольшее количество ГТС, требующих капремонта, реконструкции или ликвидации, находится в Пензенской области (275 ед., что составляет 32% от общего количества ГТС на территории субъекта), Калужской (185 ед., 59%), Смоленской (180 ед., 57 %), Саратовской (70 ед., 20%) областях, Красноярском крае (67 ед., 34%), Новгородской области (58 ед., 45%).
Справочно. На территории РФ на сегодняшний день 1340 бесхозных ГТС (общее количество инвентаризованных МПР России ГТС — 26426). Наибольшее количество бесхозных ГТС находится в Южном ФО (574, 42% от общего числа бесхозных ГТС в Российской Федерации). Наибольшее количество по субъектам — в Калужской (102), Костромской (110), Смоленской (221), Челябинской (196) областях.
Наибольшее количество ГТС, требующих капремонта, реконструкции или ликвидации, в Центральном ФО (1982, 29% от количества ГТС, нуждающихся в капремонте, реконструкции или ликвидации в Российской Федерации). Наибольшее число по субъектам — в Ставропольском крае (782), Брянской области (437), Московской (285), Пензенской (275), Астраханской (240) областях, Приморском крае (213).
Превышение среднемноголетних значений отмечено:
— по снегозапасам — на большей части Северо-Западного федерального округа (местами на 90%), Центрального федерального округа (местами на 40%), в Сибирском федеральном округе (Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия);
— по увлажнению почвы — в Центральном ФО (Тульская и Калужская области), Приволжском федеральным округе (Саратовская и Самарская области, Республика Татарстан), Южном ФО (Волгоградская область).
Превышение среднемноголетних максимальных уровней половодья прогнозируются на реках:
— Северо-Западного ФО: в Ленинградской, Новгородской, Псковской, Архангельской и Вологодской областях;
— Центрального ФО: в Тверской, Ярославской, Костромской и Смоленской областях;
— Приволжского ФО: в Пензенской и Саратовской областях;
— Сибирского ФО: в Красноярском крае, Иркутской области, Усть-Ордынском Бурятском АО и Эвенкийском АО;
— Дальневосточного ФО: в Республике Саха-Якутия, Сахалинской, Камчатской и Магаданской областях.
Прогноз чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья 2004 года
Комплексный анализ данных, определяющих параметры паводковой обстановки в период весеннего половодья, позволяет сделать следующие прогностические выводы.
Чрезвычайные ситуации территориального уровня в период весеннего половодья наиболее вероятны на территории:
— Приволжского ФО — в Саратовской области;
— Центрального ФО — в Калужской и Тверской областях;
— Северо-Западного ФО — в Ленинградской и Новгородской областях;
— Сибирского ФО — в Красноярском крае, Иркутской области;
— Дальневосточного ФО — в Республике Саха-Якутия, Сахалинской области.
Превышение среднемноголетних значений отмечено:
— по снегозапасам — на большей части Северо-Западного федерального округа (местами на 90%), Центрального федерального округа (местами на 40%), в Сибирском федеральном округе (Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия);
— по увлажнению почвы — в Центральном ФО (Тульская и Калужская области), Приволжском федеральным округе (Саратовская и Самарская области, Республика Татарстан), Южном ФО (Волгоградская область).
Превышение среднемноголетних максимальных уровней половодья прогнозируются на реках:
— Северо-Западного ФО: в Ленинградской, Новгородской, Псковской, Архангельской и Вологодской областях;
— Центрального ФО: в Тверской, Ярославской, Костромской и Смоленской областях;
— Приволжского ФО: в Пензенской и Саратовской областях;
— Сибирского ФО: в Красноярском крае, Иркутской области, Усть-Ордынском Бурятском АО и Эвенкийском АО;
— Дальневосточного ФО: в Республике Саха-Якутия, Сахалинской, Камчатской и Магаданской областях.
Чрезвычайные ситуации, обусловленные затоплениями в результате повышенных сбросов из водохранилищ, вероятны в населенных пунктах в районе Волжско-Камского каскада.
Все эти данные говорят о том, что опасность наводнений постоянно угрожает стране. Вашему вниманию репортаж из Великого Устюга, где наш корреспондент был свидетелем предотвращения наводнения.
1.0x